Суббота, 27 Февраля 2021

В Челябинской области самые низкие цены на продукты в городах с населением до 100 тысяч человек

10.02.2021 Корреспондент: Вероника Санникова Фото: Вячеслав Шишкоедов, Дмитрий Куткин

За шесть лет цены на продукты в Челябинской области выросли на 35 %, за последние 12 месяцев – почти на 5%. При этом в разных муниципалитетах свои особенности в образовании цен. Об этом рассказали эксперты во время пресс-конференции медиахолдинга «Гранада Пресс».

Как отметил региональный координатор проекта «Народный контроль» партии «Единая Россия» Вадим Воробей, самые высокие цены на продукты в Челябинской области в селах и деревнях, а самые низкие — в городах с населением до 100 тысяч человек.

 Мы ведем мониторинг цен на продукты по Челябинской области. Безусловно, в сельской местности, где нет сетевиков, цены выше, чем в городах. После них в рейтинге по высокой цене идут Челябинск, Златоуст и Миасс, — рассказал "Губернии" региональный координатор проекта «Народный контроль» партии «Единая Россия» Вадим Воробей.

В управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области поступают обращения от жителей сел и деревень о том, что цены на некоторые продукты завышены. Тем не менее, этому есть свое объяснение.

— Мы в марте 2020 года подключились к работе по мониторингу цен в торговых сетях, которые расположены в Челябинске. Но к нам поступали сигналы и из других муниципалитетов. Отличаться цены в сетевых магазинах могут в зависимости от муниципалитета. И мы видели, что в территориях с меньшим числом населения цены были ниже, чем в Челябинске. В магазинах шаговой доступности, которые находятся в селах, цены были выше, чем в других торговых точках. И такая ситуация зависит от многих факторов. Например, маленькие магазины приобретают товар в небольшом количестве и не могут получить большую скидку от производителя, — отметила заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области Елена Рысева, отвечая на вопрос "Губернии". 

Как небольшие магазины конкурируют с крупными?

Кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономика, финансы и управление» Уральского филиала Финуниверситета Наталья Согрина на личном опыте знает, что даже при появлении крупных сетей в небольших территориях, магазины шаговой доступности продолжают пользоваться спросом.

Магазины_фото Куткина (44).jpg

— В челябинский поселок, где живет моя мама, сначала пришла одна сеть, затем — вторая. Это, конечно, порадовало местное население — цены стали чуть ниже. Но я не наблюдаю закрытия тех точек, которые работали там до их прихода. Они только набирают силы благодаря ассортименту и частоте поставок, — рассказывает Наталья Согрина. — В выходные в крупных сетях трудно найти продукцию от текущего дня, а местным мелким магазинам удается это сделать.

Вадим Воробей также отметил, что в прошлом году по многократным обращениям жителей он посетил Каслинский район. Здесь южноуральцы жаловались на то, что в селах цены выше, чем в Каслях.

— Эти факты подтвердились. Но вести бизнес в сельской местности сложно из-за низкого уровня жизни и доходов населения, там очень мало работающих граждан. Поэтому товар номер один по продаже — это хлеб, затем по спросу идет алкогольная продукция. В крупных же городах корзина сбалансирована. Кроме того, продукция первой необходимости в селах и деревнях выдается в долг. Например, в одной точке в Каслинском районе люди набрали в долг продукцию на 230 тысяч рублей, и это больше, чем стоил весь товар, находящийся в магазине в тот момент. 

Вытеснят ли сети небольшие магазины в городах?

Как отметили эксперты, в городах, где есть сетевики, у небольших магазинов сохраняются возможности для развития. Однако здесь важно найти правильное направление предпринимателям.

— Малому бизнесу нужно искать свою нишу по продуктам питания: булочная, сырный магазин, мясная лавка. По Челябинску, например, огромный недостаток рыбы. И в нескольких магазинах, где есть эта продукция в ассортименте, всегда образуются большие очереди, — отметил Вадим Воробей.

При этом торговым сетям запрещено приобретать какие-то дополнительные площади в муниципальных образованиях, где доля их присутствия превышает более 25%. Ранее, например, три торговые сети получили запрет на расширение в Челябинской области по этой причине.

Повысятся ли еще цены на Южном Урале?

По мнению экспертов, для их обвального повышения нет оснований. Кроме того, на Южном Урале цены на подсолнечное масло на 20-25 % ниже, чем в других регионах. А цена на сахар даже стала несколько снижаться. 

400-266-max.jpg

— Мониторинг цен на эти продукты на особом контроле. ФАС России по поручению президента в рамках работы по противодействию необоснованному завышению цен в условиях коронавируса в 2020 году подготовила своевременно все необходимые нормативные правовые документы, направленные на снижение цен на отдельные виды социально значимых продуктов. И важно, что в настоящее время именно ключевым механизмом сдерживания цен стали многосторонние соглашения по сахару и подсолнечному маслу. Эти соглашения заключены между производителями и торговыми сетями. Сейчас к ним присоединялись и региональные, и муниципальные сети, а также отдельные магазины, — рассказала Елена Рысева. 

По соглашению, цена на сахар не должна превышать 46 рублей за килограмм, а за литр подсолнечного масла южноуральцы должны платить не более 110 рублей. Цены на эти продукты контролируются ежедневно. 

Также антимонопольная служба принимает звонки по «горячей линии», на которую с весны прошлого года уже поступило более 200 обращений по поводу завышения цен на продукты питания. Также ежеквартально проводится мониторинг оптовых цен. По нему проверяют 11 товарных групп из перечня социально значимых видов товаров.

— Мониторинг позволяет своевременно реагировать на определенные проблемы, разрабатывать как меры поддержки и стабилизации, так и в определенных случаях пресекать противоправные действия со стороны хозяйствующих субъектов, — добавила Елена Рысева.

Почему необходимо расширить потребительскую корзину?

На сегодня в потребительскую корзину входят 24 продукта питания, тогда как на прилавках магазинов мы видим большое разнообразие. При этом предпочтения граждан со временем существенно изменились: например, сейчас в этот список входит популярное ранее пшено, но нет овсянки. Поэтому общественники из проекта «Народный контроль» предлагают расширить федеральный перечень продуктов первой необходимости, цены на которые регулируются государством. 

400-267-max (1).jpg


— Наш анализ показывает, что в общем объеме продаж торговых сетей 24 товара первой необходимости занимают 8-9% от общего объема реализации продуктов питания в Челябинской области. Эта цифра незначительна, никакого ущерба для торговых сетей госрегулирование не несет, - рассказал Вадим Воробей. 


Вадим Воробей также отметил, что сейчас ситуация на рынке стабилизировалась, оснований для повышения цен нет. Однако весной южноуральцев ждет традиционное сезонное удорожание овощей. При этом в Челябинской области также продается самый дешевый хлеб. Но в последнее время наблюдается рост цен на яйцо, в среднем на 10 %. 

Кстати, общественный резонанс вызывают не только повышение цен, но и так называемые «мнимые» акции с «огромными» скидками, которые проводят некоторые торговые сети. Например, ранее в одной торговой сети без скидки цена за килограмм мандаринов составляла 10 000 рублей, а с учетом акции в 99% — ее отдавали за 99 рублей.

 

Другие материалы рубрики
16:49 Для участников конкурса «Большая перемена» в Челябинске откроется особое пространство

Здесь активные школьники смогут обсуждать идеи своих проектов и обмениваться опытом

11:39 Максим Пекарский: «При благоустройстве Златоуста мы учтем ошибки прошлого года»

Один из скверов города будет благоустроен на сэкономленные средства

10:24 Парень из Сосновского района спас замерзавшего человека

Если бы не вовремя оказанная помощь, он мог бы погибнуть от холода

Возврат к списку