Как всероссийский конкурс «Моя страна — моя Россия» помогает формировать ответственных граждан, рассказала его научный руководитель
Современные дети обладают целеустремленностью, замечают общественные проблемы и могут предлагать креативные решения. Так считает автор концепции и научный руководитель всероссийского конкурса «Моя страна — моя Россия», доктор педагогических наук, член-корреспондент РАО и проректор РГГУ Лариса Пастухова, которая во вторник, 28 июня, стала гостьей «Большой редакции» медиахолдинга «Гранада Пресс».
Когда сельские школы не хуже университетов
В последние несколько дней Лариса Пастухова посетила несколько сельских школ на Урале. Она рассказала, чем они ее удивили.
— Мы сотрудничаем с руководителем проекта «Сельские школы России» Николаем Махневым, — говорит Лариса Пастухова. — Однажды он предложил совершить серию поездок по сельским школам Уральского федерального округа. И в конце июня мы проехали по школам Свердловской, Курганской и Челябинской областей, встречаясь с педагогами и детьми. В каждой из сельских школ, где мы были, ребята летом занимаются фермерством. Считаю, что это уникальный опыт, который кому-то поможет выбрать профессию, связанную с сельским хозяйством.
В Челябинской области Лариса Пастухова побывала в Теченской школе. Несмотря на то, что в ней учится чуть больше 100 детей, практически каждый год они участвуют в конкурсе «Моя страна — моя Россия». Этот конкурс призван привлечь молодежь к разработке и реализации проектов по улучшению жизни в их населенном пункте. В 2019 году конкурс вошел в президентскую платформу «Россия — страна возможностей».
Что интересно, часто проекты из сельских школ не уступают проектам из университетов. Поэтому среди победителей конкурса немало участников из малых городов и отдаленных территорий.
— Одно дело хорошо учиться, другое дело — иметь широкий кругозор и определенную дерзость в достижении намеченной цели, — рассуждает Лариса Пастухова. — Зачастую побеждают ребята, имеющие высокую мотивацию.
28 июня проект «Сельские школы России» и конкурс «Моя страна – моя Россия» подписали соглашение о сотрудничестве.
Конкурс с душой
Конкурс был придуман в 2003 году. Как вспоминает гостья, тогда тех возможностей, которые у старшеклассников и студентов есть сейчас, не было и в помине — о грантовой системе поддержки можно было только мечтать.
— Мы были студентами и обсуждали, что должен появится конкурс, участники которого смогут обмениваться практиками участия молодежи в социально-экономическом развитии российских территорий, — говорит Лариса Пастухова. — Конкурс оказался востребованным, наверное, миллион участников через нас прошло.
В этом году конкурс «Моя страна — моя Россия» прошел уже в 19-й раз. Он был посвящен объявленному президентом Году культурного наследия народов России. Около трех тысяч экспертов оценили больше 100 тысяч заявок.
Победителей объявили на Петербургском международном экономическом форуме. Как уже сообщала «Губерния», специальный приз от ОАО «РЖД» получила выпускница челябинской школы-интерната № 15 ОАО «РЖД» Анастасия Шкерина. Ее идея — создать передвижную фотовыставку об истории строительства Байкало-Амурской магистрали и запустить цикл радиопередач «Легенды о БАМе».
— Идеология конкурса такова, что в нем участвуют авторы проектов, которые уже завтра можно реализовать, — объясняет Лариса Пастухова. — Заявка очень сложная: нужно сформулировать цель, описать актуальность и максимально конкретизировать задачи. Многие ребята, готовя проект на конкурс, проводят опросы, формируют команду, приглашают наставников. Конкурс учит мыслить проектно, глубоко погрузиться в проблему и предложить свое решение.
Любимыми номинациями конкурса Лариса Пастухова называет «Моя гостеприимная Россия» и «Экология моей страны».
— В этих проектах много души, много любви к родному краю, — говорит она.
Выпускники
Многие бывшие участники отмечают, что конкурс помог им сделать первый шаг, получить поддержку региональной власти или инвестора. Наиболее активные ребята в 2016 году даже объединились в ассоциацию выпускников. Лариса Пастухова привела примеры выпускников, которым удалось добиться успеха со своими проектами.
— Есть много выпускников, которыми мы гордимся. Например, Юна Никишкина из Липецкой области разработала игру «Дактиль» для слабослышащих людей и получила на нее патент. Сейчас игра продается не только в России, но и за рубежом. Учитель технологии Нина Кузнецова из Рязанской области реализует комплексный проект: дети с ограниченными возможностями здоровья шьют и игрушки, и специальные тактильные книги для ребятишек с аутизмом. С одной стороны, это педагогическая методика, с другой стороны — серьезный социальный проект.
Реализовать участникам конкурса удается самые разные задумки. Так, преподаватель родом из Дагестана сделал то, чего ему не хватало в детстве: организовал дополнительное летнее обучение для детей из отдаленных горных районов. Другой выпускник конкурса придумал составную карту России в виде своеобразного пазла. Сейчас ее используют учителя географии. Молодой человек из Волгограда придумал робота-верхолаза, который сбивает сосульки. В прошлом году, когда отмечалось 60-летие первого полета человека в космос, тысячи юных участников, в том числе из Челябинской области, прислали свои сказки для книги-сборника «100 сказок о космосе».
Лариса Пастухова признается, что когда была школьницей, не любила конкурсы и олимпиады. По ее мнению, не все они несут добро и пользу. Поэтому конкурс «Моя страна — моя Россия» не в последнюю очередь позиционируется как образовательный маршрут.
— Конкурс называют социальным лифтом, но я бы назвала его лестницей — мы даем возможность участникам шаг за шагом получать знания и совершенствоваться. Победители получают прямую поддержку, мы помогаем реализовать их проекты. Кроме того, у участников проекта появляется возможность получить дополнительное образование. Например, в сентябре пройдут профильные междисциплинарные проектные школы в «Артеке» для школьников и в «Океане» (Владивосток) для тех, кто старше 18 лет.
Молодые ответственные граждане
Как отмечает Лариса Пастухова, молодые люди очень активны и очень чувствительны к общественным изменениям.
— Молодой человек видит те же сложности и проблемы, что и взрослый, — говорит она. — Чем раньше он будет вовлечен в разговор о том, как свое село, город, регион сделать лучше, тем более ответственный гражданин у нас будет.
Кроме того, дети зачастую замечают те проблемы, на которые не обращают внимания взрослые.
— В истории конкурса был проект, когда школьники обратили внимание на то, что по пути в школу переходят широкую дорогу, где нет зебры, — рассказывает Лариса Пастухова. — Ребята подготовили школьный проект на конкурс, обосновали социальную значимость, необходимость и даже экономическую целесообразность зебры. И прошли через все элементы административной машины, чтобы она появилась. Кто формируется в таком процессе? Гражданин, который знает, что всегда может реализовать свою конкретную содержательную инициативу.
Именно таких граждан и старается готовить конкурс «Моя страна — моя Россия».
— Глядя на участников конкурса — школьников, студентов, начинающих предпринимателей, понимаешь, что у страны совершенно точно есть будущее. Я в это верю, — заключает Лариса Пастухова.
Юбилейный, двадцатый сезон конкурса планируется запустить осенью 2022 года.
Запись «Большой редакции» с Ларисой Пастуховой доступна в группе «Гранада ТВ» в социальной сети «ВКонтакте», на страницах изданий медиахолдинга «Гранада Пресс» и его партнеров, а также на YouTube и Rutube.
Ранее новые молодежные пространства были открыты в Еманжелинске, Трехгорном и Чебаркуле.
Поделиться
поделиться: