Дороги в Челябинской области ремонтируются с опережением. Подрядчиков не ограничивают обговоренными планами на год. При таком принципе работы в плюсе все: дорожники раньше получают оплату за отремонтированные объекты, а регион может похвастаться развитой дорожной сетью. И в данном случае много - не значит плохо, за трехступенчатый контроль качества отвечает специальная лаборатория. В каких районах региона в этом году будет активно работать дорожная техника, во что это обойдется бюджету, ждать ли новых технологий, больно ли ударили по дорожникам санкции и причем тут развитие туризма? Об этом в эксклюзивном интервью «Губернии» рассказал министр дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области Алексей Нечаев.
Миллиардное дополнение
М-5 будут развивать опережающими темпами
- Алексей Сергеевич, планируется ли увеличить объем ремонта дорог в этом году в сравнении с прошлым? Если посмотреть тенденции, то по нацпроекту «Безопасные и качественные дороги» в 2019 году в регионе выполнили работ на 14,4 миллиарда рублей, в 2020-м — на 19,2 миллиарда, в 2021-м — на 19,2, в 2022— на 20,9 миллиарда рублей. В последние три года прибавка составляла почти по одному миллиарду. Ждать ли дополнительный миллиард снова?
- Дорожный фонд Челябинской области фактически составляет 20 миллиардов 45 миллионов рублей. Он формируется из нескольких программ, в том числе в него входят нацпроекты «Безопасные качественные дороги», «Устойчивое развитие сельских территорий». Также в этом году в него включена новая для нас программа «Развитие туристической инфраструктуры». Из года в год учитываются и планы на опережающее развитие дорожного хозяйства. Этот год не исключение. С учетом послания президента Федеральному собранию в этом году нам предстоит опережающими темпами развивать участок трассы М-5 «Челябинск – Москва». В этом проекте мы будет работать совместно с ФКУ Упрдор «Южный Урал». Работы будут вестись в 2023 и частично в 2024 годах. Что касается дополнительного федерального финансирования, то сейчас вопрос обсуждается.
В прошлом году нам удалось опережающими темпами завершить ремонт некоторых региональных дорог на общую сумму более 700 миллионов рублей. В этом году мы начали оплачивать подрядчику эти работы. Долгосрочные контракты – как минимум на три года, мы начали заключать с подрядчиками с 2019 года. Если подрядчик взял в работу определенный объем, подготовил для этого ресурсы, справляется с ремонтом, то мы его не ограничиваем планом текущего года, а позволяем работать на перспективу.
Контракты почти все заключены
Новое направление – ремонт автодорог к курортам
- Вы уже начали и говорить о действующих программах дорожного ремонта и строительства. А если вдаваться в детали, какие направления и объемы в этом году планируются? Когда начнутся торги по выбору подрядчиков?
- Если говорить детально по нацпроекту «Безопасные качественные дороги», то в этом году планируем отремонтировать порядка 220 километров. На эти цели будет направлено 5,6 миллиарда рублей. Продолжаем работу по программе «Устойчивое развитие сельских территорий». Планируем привести в порядок дорогу на Александровку в Октябрьском районе, также в планах дорога на Подовинное, Каракульское. Контракт уже заключен. И по новому для нас проекту «Развитие туристической инфраструктуры» планируем построить 600 погонных метров автомобильной дороги к курорту «Сапфиры Урала» в Еткульском районе. Сейчас идет проектирование. По опыту прошлых лет мы ежегодно сдавали порядка 700-800 километров отремонтированных дорог, в начальных планах на этот год отремонтировать 549 километров. Небольшое уменьшение связано с тем, что в этом году планируем сконцентрироваться на переводе дорог из щебеночного покрытия в асфальтобетон. А это дорогостоящие и трудозатратные работы. Но, думаю, что в течение года количество отремонтированных дорог будет увеличиваться.Что касается торгов, то почти 91 процент объектов уже законтрактованы. Мы стараемся проводить торги раньше: в четвертом квартале предыдущего года, в отдельных случаях – в первом квартале наступившего. Надо отметить, что и муниципалитеты области также заранее проводят торги. К примеру, по планам работ на этот год территории региона уже заключили 89 процентов контрактов. Планируем, что к 1 апреля все контракты на ремонт и строительство дорог будут подписаны. В том числе с учетом задела на 2024 – 2025 годы. К дорожным работам приступим сразу, как только будут позволять погодные условия, но, думаю, уже в конце апреля – в начале или середине мая ремонт начнется.
Где ждать технику
В районах приведут в порядок не только дороги, но и мосты
- Какие участки дорог в области точно в этом году приведут в порядок? Не обойдет ли стороной ремонт малые города и поселки?
- Из капитальных объектов прежде всего отмечу Бакальский спиралевидный путепровод. Это новый проект, в этом году совместно с муниципалитетом мы планируем его завершить. Также планируются работы по строительству Нязепетровского моста – работы здесь ведутся по поручению губернатора. Закончим строительство мостового перехода к деревне Горная Карталинского района. Большой объем работ запланирован в Ашинском районе. Речь идет о дороге Аша – Кропачева – Шарлаш. Активно будем работать в направлении Южноуральск – Магнитогорск. Также в работу возьмем Южный обход города Челябинска, дорогу Вахрушево-Долгодеревенское. Также будет отремонтирован участок дороги Бреды – Мариинский, по направлению развития туризма приведем в порядок дороги в районе Аркаима. Также ремонт ждет дорога Кузяшева-Акбашева-Марксист .
Если говорить о переводе дорог с щебеночного на асфальтобетонное покрытие, то два года активно занимаемся этим вопросом. Мы перевели из щебня в асфальтобетон дорогу от Рождественского до Мордвиновки. В этом году планируем закончить работы в направлении Верхнего Уфалея и на границе со Свердловской областью. В Челябинской области практически в каждом районе есть объекты, которые в этом году будут отремонтированы. Все они размещены на интерактивной карте, которую можно посмотреть на нашем сайте. Она работает в режиме реального времени, на этой странице для жителей есть возможность оставить свои пожелания.
Брак не пройдет!
Три ступени контроля и двойная гарантия
- Как работает лабораторный контроль качества дорожных работ?
- Есть два вида контроля: строительный и лабораторный. Если говорить о лабораторном контроле, то его несколько видов – приемочный, операционный и входной. Это полномочия специалистов нашего подведомственного учреждения – Южно-Уральского центра дорожных испытаний и исследований. Приемочный контроль проводится перед началом работ: специалисты отбирают материалы, испытывают, согласовывают рецептуру. Только после этого дается согласие на производство работ. В процессе тоже ведется контроль – операционный. На этом этапе берутся пробы материалов, которые применяются на объекте, в том числе смеси из бункера асфальтоукладчика. Специалисты проверяют все слои: от основания до верхнего покрытия. Приемочный контроль проводится, когда автомобильная дорога уже сделана. На этом этапе делается так называемая вырубка, после чего в лаборатории осуществляется диагностика, а после готовится соответствующий отчет. Добавлю, что зимой специалисты лаборатории также выезжают на дороги, чтобы проверить состояние полотна. Если дорога только построена или на ней проводилась реконструкция, то контроль на таком объекте проводят специалисты Главного управления государственного строительного надзора Челябинской области. И уже они готовят разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.
- С гарантийными обязательствами тоже все серьезно?
- Гарантийные обязательства у нас даже ужесточились. Сейчас в контракт, который заключается с подрядчиками, добавляется банковская гарантия. Если подрядчик объявит себя банкротом, недееспособным или откажется исполнять свои обязательства, то банк возместит все средства, которые были зарезервированы под этот контракт. А это значит, что и гарантия двойная. Подрядчик несет ответственность за каждый вид работ, и на каждый вид установлена своя гарантия — от 4 до 10 лет, плюс банковская гарантия. Но пока никто из наших подрядчиков не пытался уклониться от своих гарантийных обязательств, а потому и снимать деньги с банковских гарантий нам не приходилось.
Неизменная классика
Иностранные технологии не подходят из-за климата
- Планируется ли в этом году применение каких-либо новшеств или уникальных технологий во время ремонта дорог?
- Технологии, которые были разработаны в Европе или Америке, наши специалисты давно и тщательно изучали, все механизмы уже отработаны. Но я убежден, что нет ничего лучше классики. К тому же важно понимать, что те технологии, которые были разработаны в странах с другим климатом, для дорог нашего региона могут просто не подойти. Поэтому здесь нужна осторожность. Нам повезло, наша область – регион самодостаточный. У нас порядка 168 собственных месторождений, каменные карьеры есть почти в каждой территории. Более того, мы не только обеспечиваем себя, но и другие российские регионы. Практически вся Россия берет у нас материалы для строительства дорог. Единственные технологии, которые мы заимствовали, - использование при устройстве верхних слоев щебеночно-мастичных асфальтобетонов щебня более мелкой фракции. Если раньше применяли фракции 5-20, 10-20, 20-40, 4-70, то теперь гораздо мельче – 5-16, 16-18 . Это позволяет делать качественный каркас. При низких температурах воздуха применяем модифицируемые битумы. Но каждая технология требует изучения и адаптации к конкретной территории. Если говорить о запуске дополнительных производств, то несколько подрядных организаций предупредили, что готовы в этом году построить асфальтобетонные заводы в Челябинской области. Но у нас аналогичные заводы действуют почти в каждом районе. Конечно, где-то нужна модернизация, но серьезных проблем нет. Развита и логистика.
- Не могу не спросить про санкции. Насколько больно они ударили по подрядчикам?
- Если честно, сильно переживал по этому поводу. Но, если вы помните, у нас были опасения во время пандемии коронавируса, однако мы не ощутили больших трудностей. Не случилось трагедии и в этот раз. Не скрываю, многие наши подрядчики используют в своей работе европейские асфальтоукладчики, но есть китайские производители с альтернативной продукцией, действует параллельный импорт, а потому ничего страшного не случилось – техника продолжает поступать.
Транспорт не стоит на месте
Где запустят новые маршруты, а где - автобусы?
- Обновление транспорта и развитие транспортной доступности – еще один приоритет миндортранса. На что можно рассчитывать жителям области: продолжится ли обновление автобусов в городах региона? Расширение маршрутной сети?
- Фактически с прошлого года мы взяли на себя полномочия по развитию Челябинской агломерации, начали активно заниматься переводом транспорта на регулируемый тариф в Челябинске, Копейске, в Сосновском районе. Принято решение по Увельскому району, в этом году там добавится порядка четырех единиц нового транспорта. Фактически подписан контракт на поставку 13 автобусов среднего класса в Магнитогорск. Транспорт закуплен для города металлургов по поручению губернатора Алексея Текслера. Плюс планируем обновить автобусы среднего класса. Оценку уже провели, в этом году проведем торги примерно на 50 автобусов среднего класса для Магнитогорска. Сейчас в городе развита в основном трамвайная сеть. Порадую и челябинцев. В этом году город получит 74 новых трамвая, вагоны уже начали поступать, сейчас идет их приемка. МУП СОД планирует запустить на автобусном маршруте № 8 15 автобусов большого класса на газомоторном топливе. Они начнут перевозить пассажиров уже этим летом. В начале мая в Челябинске на линию должны выйти еще два автобуса особо большого класса, это так называемые гармошки. Напомню, три таких автобуса уже работают. Ну и нельзя не отметить знаковое для Челябинска и всей области событие – пуск завода по производству электротранспорта. Рассчитываем, что в ближайшие два года с конвейера завода городского электрического транспорта для Челябинска выйдет 168 троллейбусов. 20 из них увидим уже в ближайшее время: на апрель запланированы пуско-наладочные работы, а в мае они уже должны начать перевозить пассажиров.
Поделиться
поделиться: