Четверг, 25 Апреля 2024

Челябинская студентка готовится к полетам в космос и разрабатывает беспилотник для Марса: «Кому-то интересно на Земле, а я хочу летать»

12.04.2023 Корреспондент: Ирина Яббарова Проверка вестибулярного аппарата — часть подготовки космонавтов. «Все начинается с качелей», — пошутила Ольга. Фото: Юлия Боровикова.

«Наверное, за спиной — невидимые крылья», — отшутилась студентка второго курса аэрокосмического факультета Ольга Мельникова на вопрос о том, почему так хочется на ту сторону неба. Ей 19 лет. Мечтает стать космонавтом, выйти в открытый космос, увидеть Землю с высоты. А на пути к своей мечте разрабатывает беспилотник для полетов на Марсе. О своей уникальной разработке, о том, как приближает исполнение заветной мечты и о чем спросила бы представителей другой цивилизации, если бы вдруг когда-то с ними встретилась, Ольга поделилась с «Губернией».

«Этот человек позвал всех нас в космос», — как-то отозвался о Юрии Гагарине американский космонавт Нил Армстронг. С приглашения в космос прошло 62 года, за это время он стал «ближе», полеты — чаще, а технологии — цифровыми. Только мечтать о космосе стали реже. У студентки второго курса аэрокосмического факультета Южно-Уральского государственного университета Ольги Мельниковой на этот счет есть собственное мнение. Девушка убеждена: причина в том, что многие боятся сложностей, уверены, что это нереально. А еще, это вопрос информационной открытости.

— Раньше, как мне кажется, про космос больше говорили, была пропаганда в хорошем смысле этого слова, сейчас, к сожалению, этого мало, — уверена девушка. — Конечно, есть молодые люди, которые мечтают побывать в космосе, но их гораздо меньше, чем тогда, в советское время.

Сама Ольга мечтает о космосе почти всю сознательную жизнь. И этот интерес тянется в буквальном смысле с детского сада, а всему виной рассказ воспитательницы о космонавтах. Такими воспоминаниями как-то с Олей поделилась ее мама. Сама девушка этого не помнит да и родители тогда серьезно к разговорам своего дошколенка не отнеслись. Но, как оказалось, совершенно напрасно.

photo_2023-04-10_11-19-19.jpg

Чем старше становилась Оля, тем серьезнее проявлялся интерес к космосу. По словам Ольги, в какой-то степени на выбор профессии повлиял папа, который работает инженером связи. Он, видя интерес дочери к космосу, стал его поддерживать. Но настоящее осознание «Хочу быть космонавтом» пришло в восьмом классе. И с этого момента Ольга стала анализировать учебную программу всех российских вузов, где есть аэрокосмический факультет. В списке девушки было несколько учебных заведений: от Уральского федерального университета в Екатеринбурге до Самарского национального исследовательского университета имени академика С. П. Королева.

— Свой выбор остановила все-таки на Челябинске и Южно-Уральском госуниверситете — просто сошлись многие факторы, которые для меня были важны, — призналась Ольга. — Честно говоря, до последнего не верила, что смогу поступить, но у меня получилось. О своем выборе не жалею, зато часто думаю о том, что не зря именно этот университет выбрала. Сейчас только одно желание — преуспеть на выбранном пути.

Добавим, что родом девушка из небольшого поселка Тугулым Свердловской области.

Покорить Марс

Изначально Ольга поступила на специальность «Ракетные комплексы и космонавтика» по профилю «Беспилотные летательные аппараты», но затем перевелась на направление «Проектирование, производство и эксплуатация ракет и ракетно-космических комплексов», профиль — «Ракетные транспортные системы». И, кажется, Ольга, знает уже почти все о космических кораблях и готова говорить на эту тему часами. Но одними разговорами дело не ограничивается. Мысли космического масштаба постепенно обретают форму. Сейчас Ольга конструирует собственный беспилотник для полетов на Марсе. Проект курирует преподаватель ЮУрГУ Руслан Пешков.

Разработкой беспилотника Ольга занимается всего пару месяцев. Сейчас активно изучает всю имеющуюся по этому направлению научную литературу, к более практичным вещам — определению задач для аппарата и, исходя из этого, разработку оборудования, которое на нем будет установлено, — студентка планирует перейти чуть позже.

21_Будущая космонавтка_Боровикова Юлия.jpgКосмос уже в жизни Ольги. Брошь, кулон, подставка под телефон, календарь — все, что окружает девушку в обыденной жизни, связано с мечтой.

— С чего все началось? Как-то увидела репортаж о том, что по Марсу летает американский аппарат, и задумалась: а почему у России там до сих пор нет своего беспилотника, — объяснила свой научный интерес Ольга. — Вот так и пришла к мысли, что могу заняться такой разработкой. Конечно, я реально смотрю на мир и понимаю: вероятность, что мой беспилотник когда-то достигнет Марса, не велика, но, если эта разработка окажется удачной, ею вполне может заинтересоваться Роскосмос. К тому же, наш университет сотрудничает со многими предприятиями, есть даже совместные производственные проекты. Поэтому я к своей разработке отношусь серьезно. Ну и как бы там ни было, все начинается с мечты. Сейчас поставила для себя конечную цель создать модель такого беспилотника, но, конечно, в идеале хочется, чтобы он был сконструирован. Пока это вузовская разработка, но кто знает, что из этого получится?

Почему именно Марс? Здесь тоже все логично, и причины кроются в личных интересах Ольги. Марс — планета, на которой девушка хочет побывать в первую очередь.

— Марс среди всех планет Солнечной системы в моем приоритете, потому что по условиям он приближен к Земле, — объяснила свое любопытство челябинская студентка. — Вообще, я уверена, что однажды человечество начнет осваивать дальний космос. Пусть сейчас кажется невероятным, но это случится. Другой вопрос, насколько это будет далеко. Ведь кто-то когда-то мечтал просто летать по небу, но многие были уверены, что это невозможно. Прошло много лет, и уже никто не удивляется полетам на самолетах, на околоземную орбиту, выходам в открытый космос. Мечта — это всегда первый шаг на пути к реальности.

Не сомневается Ольга и в наличии другой цивилизации. Девушка придерживается мнения, что какая-то другая жизнь существует, просто ее сложно найти.

— Я как-то читала, что и наше появление — случайность, — делится мыслями студентка. — Но где-то какая-то иная жизнь существует, просто должно совпасть огромное количество факторов, чтобы ее найти. Если пофантазировать и допустить вероятность встречи с инопланетным разумом, я бы прежде всего хотела узнать об их научных и технических разработках. Мне кажется, это самое интересное.

Дотянуться до мечты

Но пока приоритет самой Ольги — учеба. Девушка уже составила план действий, который поможет дотянуться до мечты: получить диплом, найти работу в сфере ракетостроения, подать документы в космонавты.

Физические нагрузки девушку не пугают. Спорт всегда занимал значительную часть жизни: в школе занималась волейболом, сейчас — танцами.

— Космос — это всегда про риск, и я к нему готова. Ведь начиная с детства мы все время рискуем: получится — не получится, справимся — не справимся. Все зависит только от нас. Я попробую. Вдруг у меня все получится. В России, кстати, отбор в космонавты гораздо жестче, чем в той же Америке. Но я убеждена, что космос — дело общее, там не может быть границ, а соперничество должно быть дружелюбным.

Сейчас вся подготовка к будущим путешествиям во Вселенную ограничивается изучением научной литературы, собственными разработками, учебой и постоянным мониторингом работы Роскосмоса.

Кстати, еще в феврале Роскосмос анонсировал запуск космического аппарата «Луна-25». Старт назначен на 13 июля. Ольга, как будущий космонавт, с любопытством следит за каждой публикацией о предстоящем старте на Луну.

С интересом наблюдает и за действующими российскими космонавтами. Среди любимчиков — Анна Кикина и выпускник ЮУрГУ Дмитрий Петелин. Они для Ольги — живой пример, что мечты космического масштаба сбываются.

Добавим, что сегодня губернатор Челябинской области Алексей Текслер поздравил южноуральцев с Днём космонавтики:

— Исторический полет Юрия Гагарина на корабле «Восток-1» по праву служит символом развития научной, технической и инженерной сферы. Наша страна еще в прошлом веке стала ведущей космической державой, и сейчас мы делаем все, чтобы закрепить этот статус. Множество наших ученых, инженеров, конструкторов, работников южноуральских предприятий вносят свой вклад в развитие ракетно-космической отрасли, предлагают инновационные решения, способные обеспечить технологическое лидерство России с опорой на собственный промышленный и интеллектуальный потенциал. Наша страна проложила для человечества путь в открытый космос. И я убежден, что на этом пути нас ждет еще немало ярких открытий, которые совершат наши соотечественники. Желаю всем причастным к развитию космической отрасли новых профессиональных успехов, уверенности в собственных силах, крепкого здоровья и благополучия!