Понедельник, 9 Декабря 2024

В Челябинской области количество желающих служить по контракту увеличилось в пять раз

16.08.2023 Корреспондент: Ирина Яббарова Фото: Юлия Боровикова

Ежедневно в пункт отбора на военную службу по контракту, который находится в центре Челябинска, обращаются в среднем 50 человек. Каждый кандидат проходит отбор. «Губерния» узнала у начальника пункта отбора на военную службу по контракту в Челябинской области, подполковника Андрея Козлова, изменился ли портрет контрактника с начала спецоперации, как проводится отбор и подготовка потенциальных бойцов, кто получает отказ, может ли поступить на военную службу по контракту призывник-срочник и готовы ли Вооруженные силы РФ заключать контракты с представительницами прекрасной половины человечества.

Пункт отбора на военную службу по контракту находится в Челябинске на улице Цвиллинга, в нескольких шагах от областного правительства. Уже с утра у входа и в фойе учреждения многолюдно. Среди желающих заключить контракт — молодые люди, зрелые мужчины и даже женщины. В ожидании встречи с начальником пункта журналисты «Губернии» стали свидетелями необычной ситуации: на службу стала проситься пожилая женщина. По ее словам, перед тем, как прийти сюда, она проконсультировалась с юристами, которые заверили ее в том, что ее кандидатура вполне может подойти. Несмотря на все попытки убедить посетительницу, что с ней по закону не имеют права заключать контракт, женщина оставалась непреклонна. Военным пришлось долго и вежливо объяснять законодательные требования к службе по контракту и к потенциальным кандидатам. Надо отметить, что женщина сильно расстроилась, получив отказ.

«С нами работают специалисты банков, чтобы на месте решать вопрос денежного довольствия»

— Андрей Сергеевич, два года назад перед осенним призывом — 2021 «Губерния» уже встречалась с вами. Тогда среди призывников на срочную службу было немало тех, кто решил стать контрактником. Заключать контракты хотели и предприниматели, потому что такая военная служба позволяет неплохо заработать. Но все это было до начала спецоперации. Как изменилась ситуация, связанная с контрактной службой, после февраля 2022 года? — задаем первый вопрос начальнику пункта отбора на военную службу по контракту в Челябинской области, подполковнику Андрею Козлову.

— Все кардинально поменялось. Самое главное — за этот год практически полностью изменилась нормативно-правовая база. Основная наша задача — пополнять подразделения Вооруженных сил Российской Федерации контрактниками с целью дать возможность отдохнуть тем, кто выполняет непосредственные задачи на СВО, съездить в отпуск, на лечение и реабилитацию. Если сравнивать с ситуацией двухлетней давности, то количество контрактников увеличилось многократно, примерно в пять раз. Если раньше ежедневно было десять человек в день, то сейчас в среднем человек 50. Конечно, нагрузка на нас возросла, пришлось даже расшириться: раньше мы занимали четыре кабинета, а сейчас — практически все здание. Помимо наших сотрудников, здесь работают специалисты банков, чтобы на месте решать вопрос денежного довольствия. Здесь сразу заключаются контракты, формируются необходимые документы, поскольку мы понимаем, что в воинских частях все это сделать трудно.

«На контрактную службу просятся состоявшиеся в жизни люди»

— Каким-то образом изменился портрет контрактника?

— Да, сильно изменился. Раньше нашей целевой аудиторией были мужчины до 40 лет. Сейчас с учетом законодательной базы мы можем заключать контракты с гражданами до 60 лет, в исключительных случаях и с теми, кто старше 60. Например, если у желающего служить по контракту редкая и нужная для Вооруженных сил России специальность или есть опыт военной службы в горячих точках. Кроме того, раньше такую службу часто выбирали призывники-срочники, с началом спецоперации эта ситуация поменялась. Количество молодых людей, которые хотят служить по контракту, резко уменьшилось, зато стало больше желающих от 40 лет и старше. Это в основном те, кто уже состоялся в жизни, у них есть понимание, что Родину нужно защищать. Также законодательно сняты ограничения по уровню образования. Сейчас на контрактную службу можно поступить с образованием от 9 классов.

— Действительно ли сейчас контракт заключают те, кто хочет попасть в зону боевых действий? Не стали ли синонимами слова «контракт» и «отправка на спецоперацию»?

— Мы всем, кто желает заключить контракт, открыто говорим о том, что им придется участвовать в спецоперации. Поэтому в какой-то степени можно сказать, что это слова-синонимы сейчас. Но каждый из тех, кто к нам приходит, понимает, что слова «военная служба» равносильны словам «защита Родины».

— С началом спецоперации сильно изменились условия для контрактников…

— В основном поменялась денежная составляющая, появилась единовременная выплата от президента, денежное довольствие на выполнение спецоперации, льготы разного уровня. Но в основном среди кандидатов много идейных. Таких, кто утверждает, что они идут не ради денег, а просто из понимания, что там, за ленточкой, они нужны, их знания и опыт обязательно пригодятся. Таких, кстати, сильно возмущает наша агитация на службу по контракту. В то же время Министерство обороны Российской Федерации выплачивает высокое денежное довольствие. Мы понимаем, что у всех разный уровень достатка, и деньги для многих имеют большое значение. Ведь помимо заработка от 204 тысяч рублей в месяц, контрактник, участвовавший в спецоперации, получает статус участника боевых действий, пожизненные выплаты и пенсии, льготы для семьи — это неплохая поддержка от государства.

«Срочники могут заключить контракт, но только по собственному желанию»

— Андрей Сергеевич, а если не секрет, предлагают ли сейчас заключать контракт новобранцам-срочникам?

— Такая работа ведется. В нашей области есть большое военное соединение, которое находится в Чебаркуле, и мы на постоянной основе взаимодействуем с командиром воинской части. Но важно понимать: без тщательной подготовки срочника на спецоперацию никто не отправит. Заключить контракт призывник-срочник может только по собственному желанию после принятия присяги. Кстати, на днях было анонсировано, что при заключении контракта срочник будет иметь право на социальную поддержку. Меры и льготы будут, скорее всего, аналогичны тем, которые получают сейчас военнослужащие, заключившие контракт для участия в спецоперации.

«Нужны специалисты по управлению дронами и медики, особенно хирурги»

— В ожидании встречи с вами стали случайными свидетелями того, как на службу по контракту просилась пожилая женщина. Вообще, с представительницами прекрасной половины человечества готовы подписывать военные контракты?

— Женщины к нам тоже обращаются, и мы готовы подписывать с ними контракты. Но есть одно «но». Мы акцентируем внимание на потребности в медиках, потому что военнослужащие на спецоперации получают ранения, как и в мирной жизни, могут заболеть, а значит, кто-то их должен лечить. Ведь вовремя не оказанная помощь может стать причиной трагедии. Особенно нужны хирурги. При этом мы обращаем внимание, что у женщины должна быть хорошая физическая подготовка, чтобы суметь вынести раненого бойца с поля боя, а также выполнить сложные физические и психологические задачи. Мы этого не скрываем, как и то, что придется надевать на себя полный комплект бронезащиты, иметь при себе оружие.

— Специалисты каких профессий вам больше всего требуются? Правда ли, что вы заинтересованы в молодых людях, которые увлекаются киберспортом, и в айтишниках?

— На спецоперации важны любые специальности. Но особо значимы специалисты по связи, также мужчины, у которых есть права на управление определенными транспортными средствами, то есть те, кто умеет управлять танками, бронетранспортерами. Что касается современных технологий, то здесь речь не совсем про айтишников, а про тех, кто умеет управлять беспилотниками, они, да, нужны. Мы даже сейчас на базе Челябинского юридического колледжа организовали обучение по управлению беспилотными летательными аппаратами. И молодые люди, которые заключают контракт, учатся бесплатно. После подготовки мы направляем их в специальное подразделение — отряд беспилотных летательных аппаратов. Чтобы научиться управлять дронами, необязательно быть программистом или обладать какими-то особыми талантами в этой сфере, главное — научиться работать в специальном приложении. Но этому всех желающих качественно обучают. Причем сначала навыки отрабатываются на тренажерах, а потом — на специальных полигонах. Сейчас на спецоперации остро нужны специалисты, которые могут управлять наблюдательными дронами и дронами-камикадзе. И на значимость таких военных обращал внимание и губернатор Челябинской области Алексей Текслер. Кстати, по инициативе главы региона в 90-ю танковую дивизию периодически направляется гуманитарный груз с дронами.

До приказа дается пять дней, чтобы решить личные вопросы

— Вы уже затронули тему подготовки потенциальных контрактников. А можете подробнее рассказать, где она проходит? Через какое время после заключения контракта человек может оказаться в зоне спецоперации?

— С момента написания заявления до заключения контракта может пройти до пяти дней. Примерно столько человеку требуется, чтобы решить все личные вопросы. В основном они касаются бракосочетания или увольнения с работы. Как только человек подписал контракт, он сразу отбывает в воинскую часть, где его зачисляют и обеспечивают по нормам вещевого довольствия. На решение этих вопросов требуется 2–3 дня. И только потом военнослужащего направляют на учебу, которая предполагает сначала теоретическую часть подготовки, а затем практическую на полигоне. Для этого действуют специальные учебные центры. Некоторые из них готовят военнослужащих для специальных подразделений, например, специалистов по связи или водителей-механиков танка или БМП. Программа боевой подготовки рассчитана на месяц.

— А каким образом контрактник добирается до воинской части?

— Большие группы отправляем организованно, автобусами от областного правительства. Также контрактники добираются до места службы самостоятельно. Проезд для них бесплатный, по специально выданным документам. Но мы их контролируем в телефонном режиме. Также они присылают нам фото билетов, докладывают о прибытии. А мы уже созваниваемся с воинской частью и уточняем, прибыл ли контрактник и все ли в порядке.

«Поле боя — не место для перевоспитания наркоманов»

— В каких случаях можете отказать от приема на контрактную службу?

— На начальном этапе отсеиваем тех, у кого была судимость за совершение особо тяжких преступлений. Если человек был в местах лишения свободы за экстремизм, терроризм, государственную измену, шпионаж, а также за преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних, с ним контракт ни в коем случае не подпишут. Также существует определенный перечень диагнозов и отклонений, с которыми на военную службу не возьмут. Речь прежде всего идет про ВИЧ, СПИД, гепатит или какие-то психические расстройства. Ни в коем случае контракт не будет заключен с человеком, который употребляет запрещенные наркотические или психотропные вещества, страдает алкоголизмом. Все это легко выясняется во время прохождения медицинской комиссии.

— И такие личности приходят и озвучивают желание заключить контракт?

— Да, и такое бывает. Причем если совсем откровенно, то чаще на них давят родственники, которые по каким-то причинам уверены, что мы их здесь перевоспитаем, что они будут под присмотром, а значит, исправятся. Но в таких случаях мы беседуем, объясняем все тонкости и, конечно, отказываем.

За отказ от службы по контракту — уголовное наказание

— А сам контрактник может отказаться от службы в зоне спецоперации уже после заключения контракта?

— Контракт не имеет обратной силы. И это должен понимать каждый потенциальный кандидат. За отказ служить по контракту после его подписания грозит уголовная ответственность по статье 337 УК РФ («Самовольное оставление части или места службы).

Комментарий контрактника:

Александр, 50 лет

— Уйти добровольцем на спецоперацию я пытался еще год назад. Тогда не взяли, сказали, по возрасту не подхожу. А когда узнал, что возрастную планку увеличили, снова пришел в пункт отбора на военную службу по контракту и написал заявление. Почему так решил? А как иначе? Я считаю, что это мой долг. У меня двое сыновей. Старший в этом году окончил Суворовское училище и поступил в летное, будет учиться в Краснодарском крае. Младший — еще школьник, ему 11 лет. Как я им должен рассказывать про мужество и смелость, про то, что долг любого мужчины — защищать свою Родину, если сам этого не делаю? Кроме супруги и детей из родственников пока никто не знает, что я заключил контракт. Жена, конечно, переживает. Говорит, что со мной не соскучишься. А дети, провожая, рассказали, как правильно бинтом раны перевязывать. Конечно, мне страшно, я же нормальный человек. Но, уверен, все будет хорошо. По-другому я просто не мог поступить. Уже сообщили, что направляют в танковое подразделение.

Какие выплаты и льготы предусмотрены для контрактников

От 204 тысяч рублей — минимальная заработная плата контрактника,

195 тысяч рублей — единовременная выплата при заключении контракта от года и более,

дополнительные выплаты участнику спецоперации за захват трофеев, военной техники противника.

20 тысяч рублей — единовременная региональная выплата на каждого ребенка,

до 200 тысяч рублей — единовременная региональная выплата на покупку и установку газового оборудования,

50 тысяч рублей — единовременная региональная выплата,

служебное жилье или компенсация найма,

кредитные и налоговые каникулы,

бесплатный отдых детей в летних оздоровительных лагерях,

бюджетные места для обучения детей в вузах и т.д.

photo_2023-08-09_02-58-41.jpg

Поделиться

поделиться:

 

Возврат к списку