Воскресенье, 23 Июня 2024

Наталья Котова: «Другой возможности изменить Челябинск к лучшему не будет»

30.08.2023 Корреспондент: Максим Хлызов Фото: Дмитрий Куткин, «Вечерний Челябинск»

Глава южноуральской столицы рассказала об исправлении ошибок предыдущих руководителей, благоустройстве, строительстве и сохранении зеленых зон. Отвечая на вопросы журналистов, Наталья Котова сказала, как, по ее мнению, должен развиваться Челябинск, и призналась, что ее мечта — оставить после себя память о том, что именно она привела город в порядок.

Гостем очередного выпуска проекта «Большая редакция» медиахолдинга «Гранада Пресс» стала глава Челябинска Наталья Котова. Накануне Дня города она ответила на вопросы редакторов и журналистов ведущих СМИ Челябинской области. «Губерния» подобрала для читателей наиболее интересные вопросы журналистов и ответы главы города.

«Дорожный рывок» и пешеходная доступность

— В прошлом году проезжую часть улицы Худякова на участке от плотины до улицы Лесопарковой расширили с четырех до шести полос. Оправдала ли себя эта стройка? Что говорят водители, сотрудники ГИБДД, транспортники?

— Мы получили несколько заключений экспертизы, прежде чем начали расширять эту улицу. Прошло время, и мы доказали, что все сделали правильно: по-другому невозможно было увеличить трафик на этом участке. Когда этот участок дороги открылся после расширения, один житель, который знаком со мной лично, написал мне слова благодарности. Мы сами ездим по этой дороге и видим, что теперь там действительно нет пробок. Также нам удалось сэкономить около 100 миллионов рублей благодаря оптимизации проекта.

— Сейчас в Челябинской области идет «Дорожный рывок», а до этого была «Дорожная революция». Это одно и то же? Или удалось учесть ошибки той «революции» и не допустить их сейчас?

— Во время «Дорожной революции» происходили радикальные изменения. Были сделаны правые, левые повороты. Сейчас мы стараемся, учитывая мнение экспертов и жителей, возвращать некоторые перекрестки к первоначальному состоянию. Кроме того, вспомните сколько деревьев было вырублено тогда ради расширения дорог! Да, действительно, и сейчас часть деревьев у нас идет под снос, когда мы расширяем дороги. На той же улице Худякова было снесено несколько десятков деревьев, но мы сразу практически на тех же местах высадили крупномеры, которые сейчас приживаются. Если не приживутся, осенью мы проведем замену. Сейчас, когда мы ведем работу по «Дорожному рывку», мы четко понимаем, что делаем. Мы видим, что часть объектов, возведенных в период «Дорожной революции», не используется так активно, как предполагалось. Поэтому нужно заниматься теми участками улично-дорожной сети, которые востребованы жителями. Для этого идет огромная работа, перед принятием того или иного решения проводится не одно исследование. И это дает эффект: у нас почти нет пробок, увеличивается количество дорог. С 2019 года в Челябинске построили 18 километров новых дорог — это общая длина проспектов Победы и Ленина. 

— Раньше Челябинск был комфортен в первую очередь для автомобилистов. Сейчас же город становится удобным и для пешеходов. Как он  будет меняться для людей, которые ходят пешком, с колясками, катаются на велосипедах, самокатах?

— Мое четкое убеждение как мэра — город должен развиваться гармонично. Он должен существовать не только для автомобилистов, но и для пешеходов, а также для тех, кто передвигается на общественном транспорте. Когда я заступила на должность главы, сказала, что следующие пять лет будут пятилетием благоустройства. Когда мы изучили мнения горожан, большая часть людей была за скверы, за парки. И нам удалось это сделать. За четыре с небольшим года у нас появилось более 300 общественных пространств: больших и малых скверов, прогулочных зон и так далее. Было отремонтировано более 1 300 межквартальных проездов и около 1 000 дворовых территорий. Основная наша задача — работать над пешеходной связанностью города, в том числе делать его доступным для людей с ограниченными возможностями здоровья. Мы стремимся к тому, чтобы челябинцы получали максимум удовольствия от того, что они вышли из дома. В городе есть целый ряд благоустроенных территорий, которые сейчас связываются воедино. Если будет аналогичное финансирование, если оно будет еще больше, мы увидим уже совсем другой Челябинск. 

— Многие автомобилисты Челябинска жалуются на нехватку стоянок и парковочных мест. Что делается для исправления ситуации?

— По моему мнению, еще лет десять назад надо было разрешать строительство домов в Челябинске только с подземными парковками. Сегодня мы работаем с застройщиками по этому вопросу. Только так можно убрать личный транспорт со дворов. Что касается стоянок и парковок, еще недавно значительная их часть не являлась законной. Но снос незаконных парковок вызывал недовольство жителей, которым куда-то нужно было ставить автомобиль. Поэтому мы решили узаконить часть парковок и стоянок. С 2019 года проведена огромная работа, заключено 894 договора на некапитальные торговые объекты, включая стоянки. В 2019 году с этих объектов собирали около шести, миллионов рублей налогов в бюджет города. А за прошлый год собрали более 82 миллионов! Был разработан дизайн-код стоянок, но его внедрению мешает куча разных обстоятельств. «Пряники» пока не сработали, поэтому, скорее всего, будем действовать иначе. Да, после этого на меня начнется давление, так как всякое действие вызывает противодействие, но надо сделать так, чтобы стоянки не портили внешний вид города. Моя мечта — сделать город лучше, оставить после себя память о том, что я его привела в порядок. 

Развитие на десятилетия вперед

— В 2021 году в Челябинске были приняты два важных документа: генеральный план города и стратегия развития города до 2035 года. Работают эти документы или нет? Куда движется город?

— Город не устраивал горожан. Нужно было сделать город местом технологических, экологических, социокультурных инноваций, сделать его комфортным для жителей, привлекательным для инвесторов. И эти цели, прописанные в «Стратегии 2035», полностью пронизывают все документы, которые сейчас разрабатываются в городе. Так был принят новый генеральный план, в котором было решено, что мы не будем развивать город вширь, а будем работать на застроенных территориях, с ветхоаварийным жильем, с пустырями, заброшенными объектами. Сейчас мы работаем над туристическим кодом, но его тоже невозможно было бы создать без обозначенного в генеральном плане исторического центра. Получается, каждый документ вытекает из другого.

— Как повысить туристическую привлекательность Челябинска?

— Чтобы привлечь туристов, мы должны хорошо подумать, что показать гостям города, чтобы они захотели приехать сюда еще раз. Сейчас, помимо Кировки, на которую только и можно было раньше пригласить гостей, у нас появилась пешеходная набережная. Уже осенью к ней добавятся новые участки. Мы работаем с собственниками зданий в историческом центре, просим привести свои объекты в порядок. В городе введен единый дизайн-код вывесок, появляется наружная архитектурно-художественная подсветка. О том, что город в центре стал ярче, никто спорить не будет. Достаточно выйти вечером и посмотреть. Мы планируем дополнительно осветить площадь Революции, потому что не должно быть в центре города площади, где темнее, чем в других общественных пространствах. Но перед этим мы заменили на площади деревья, чтобы все было красиво. В каждом нашем действии есть логика.

— В Челябинске появляется все больше зданий и территорий, к которым применяется нестандартный подход. Где еще в городе будут реализованы интересные нетиповые проекты?

— Наша задача — реализовывать нетиповые проекты вообще везде. Сейчас нет задачи строить панельные дома, как раньше. Раз мы хотим изменить город в лучшую сторону, надо строить дома, интересные с архитектурной точки зрения. Другой возможности не будет — эти дома будут находиться здесь еще десятки лет. В разных частях города уже презентованы очень неплохие проекты.

Коррупционные скандалы и необоснованная критика

— В последнее время администрация Челябинска часто оказывается связана с различными скандалами: один чиновник потерял место, в отношении другого возбудили уголовное дело... Что происходит?

— Мы полностью поддерживаем антикоррупционную политику и сами занимаемся ее реализацией, проводим служебные проверки, порой направляем документы в правоохранительные органы, в том числе на возбуждение уголовных дел. И в перспективе хотим написать декларацию антикоррупционной политики, потому что цель — избавиться от тех людей, которые нечестны на руку. А когда говорят, что задержан чиновник, это не всегда так. Чиновники — это сотрудники администрации, а руководители муниципальных учреждений и предприятий — это должностные лица. Кому-то может быть выгодно так преподносить эту информацию, но это не всегда соответствует действительности.

— В соцсетях вас порой несправедливо называют уничтожителем зелени, лесов, полей. Как вы к этому относитесь?

— Приведу несколько примеров. Планировалось строить 19-й Микрорайон, огромный жилой комплекс. Но после того, как губернатор Алексей Текслер поручил нам сделать зеленый каркас города, что было предусмотрено и генеральным планом, было решено, что на этой территории разместятся только социальные объекты. Сейчас там делают экотропы. В микрорайоне Парковый, там, где сейчас экосквер и экотропа, тоже планировалась жилищная застройка. В березовой роще на Комсомольском проспекте хотели строить многоквартирные дома, а мы открыли там общественное пространство. Мы работаем над переводом территорий, которые находятся на территории города, в зону лесов, чтобы уже никто не мог их застроить. По генеральному плану у нас задача — довести площадь озеленения в Челябинске до 800 гектаров. Поэтому мы работаем над тем, чтобы сохранить и увеличить зеленую часть города. Мы стараемся максимально высаживать деревья у новостроек, на промышленных площадках. У нас предусмотрена компенсационная высадка срубленных деревьев.

— Почему в Челябинске нужно жить? Почему нужно приезжать молодежи, специалистам, профессионалам, инвесторам, бизнесменам? Что сегодня Челябинск может предложить людям?

— Мы открыты для инвесторов. У нас не один десяток инвестпроектов, которые мы поддерживаем. У нас развиваются заводы, растет спрос на работников. Строится международный студенческий кампус, увеличится количество студентов, приедут работать ученые. В городе строятся новые, красивые, удобные жилые комплексы. Город становится комфортнее, улучшается работа общественного транспорта, планируется строительство метротрама. Строятся и ремонтируются дороги. Мы высаживаем много деревьев, планируем на следующий год увеличить количество цветников. Создали девять муниципальных пляжей, можно никуда не ездить в отпуск, отдыхать на наших озерах... Я могу еще долго перечислять причины приезжать в Челябинск, жить здесь и не уезжать.

Интервью Натальи Котовой прокомментировал политолог Александр Мельников. Он отметил, что ответы градоначальницы на вопросы журналистов в том числе стали и реакцией на политические акции оппонентов.

— В ответ на информатаки Наталья Котова развернуто и понятно рассказала, что сделано в Челябинске за последние четыре года. В последние годы Челябинск при поддержке губернатора энергично наверстывает упущенное, исправляет ошибки, сделанные в предыдущие десятилетия прежними руководителями. Наверстать и исправить все и сразу моментально невозможно, но многое уже сделано в плане благоустройства, создания связных пешеходных пространств, комплексного развития территорий, строительства дорог, озеленения города. Челябинск стал ярче. По всем значимым вопросам в мэрии слушают и учитывают мнение горожан, к выработке решений привлекают экспертов. Работа по развитию города ведется системно, с пониманием, что, зачем и в какой последовательности надо делать. В целом Котова прошла через «Большую редакцию» без ярких заготовок и эмоциональных всплесков, но с рассудительной уверенностью, четким владением фактурой, показав, что работает в штатном порядке и планов на будущее много, — отметил Александр Мельников.

Ранее стало известно, что в Челябинске в ближайшее время высадят 619 деревьев и более 20 тысяч кустарников взамен неприжившихся.

Поделиться

поделиться:

 

Возврат к списку