Вторник, 30 Апреля 2024

Специалист из Москвы на форуме в Челябинске: «Рада, что развитие инклюзии в регионах иногда опережает столицу»

07.12.2023 Корреспондент: Маргарита Понетайкина Фото: Дмитрий Куткин, «Вечерний Челябинск»

На Южном Урале проходит форум «Аутизм. Про образование», на котором профессиональное сообщество, люди с ОВЗ, родители детей с особенностями развития обсуждают значимость инклюзивного образования. О том, как ребята с ментальными нарушениями и иными проблемами со здоровьем могут обучаться наравне со здоровыми детьми в Челябинской области, а также о практиках, которые активно развиваются в Москве, «Губерния» узнала во время пресс-конференции с экспертами форума.

Накануне форума «Аутизм. Про образование» в Челябинской области некоммерческая организация «Звездный дождь» провела опрос населения. Респондентов просили ответить, знают ли они, что такое инклюзивное образование, и какие у него есть плюсы и минусы. Результаты директор НКО Елена Жернова озвучила на пресс-конференции, организованной медиахолдингом «Гранада Пресс».

— Аналогичный опрос проводился два года назад ВЦИОМ, он был всероссийский, мы взяли те же самые вопросы. Результаты отличаются. Все больше людей в процентном соотношении знают об инклюзивном образовании, но я бы не связывала это с какими-то достижениями Челябинской области, здесь скорее речь о том, что общество в целом по России становится более информированным, — говорит Елена Жернова. — Многие признают, что инклюзивное образование — это развитие среды, комфортной для всех детей. В то же время многие еще боятся инклюзии. Например, высказывались люди, что из-за этого может упасть качество образования в школах. Якобы педагог будет уделять все время только ребенку с особенностями. Это не так. Здесь важно просто грамотно выстроить работу.

Также Елена Жернова отмечает, что многие в опросе также выражали опасение насчет того, что к работе с особенными детьми пока еще не готовы сами педагоги. Говорили и о травле, с которой могут столкнуться особенные ребятишки.

Сегодня для развития инклюзивного образования важно сосредоточиться в том числе на информировании, акцентирует эксперт. Говорить нужно не только со взрослыми, но и с детьми. Про опыт такой работы на пресс-конференции рассказала приглашенный эксперт из Москвы Анна Калабухова. Она сертифицированный поведенческий аналитик ВСВА, педагог-психолог Школы №1321 «Ковчег», которая находится в районе Лефортово.

Школа_на уроке_фото Куткина (4) (1).jpg

— Присутствуя на форуме в Челябинске, мне нравится наблюдать, что в регионах порой инклюзивные процессы иногда даже обгоняют в своем уровне столицу. Здесь, на Южном Урале, хорошо выстроена работа НКО и государственных структур, — говорит Анна Калабухова. — Отмечу, что инклюзивное образование — это сегодня неминуемая история. Она будет развиваться различными темпами, но во всей стране. Если говорить про опыт работы нашей школы, то у нас дети здоровые и дети с особенностями обучаются вместе, примерно четверть ребят — по специализированной программе. Важно, что мы проводим информационную работу с детьми с 1 по 10 классы, на классных часах говорим им о том, что люди бывают разные. С детьми проводим также тематические квесты, смотрим вместе фильмы и обсуждаем эту тему.

Красноречивый результат такой работы: ребята начинают воспринимать детей с ментальными особенностями как полноценных участников социума, которые нуждаются во внимании, но не в жалости или гиперопеке.

— У нас есть очень активный мальчик, постоянно что-то громко выкрикивает, особенность развития у него такая. И к этому настолько привыкли все ребята, что, когда увидели, как этот мальчик сидит тихо в углу, — а это несвойственно для него, начали переживать, обратились к педагогу и попросили узнать, все ли у него в порядке, — приводит эксперт пример того, как дети, обучаясь с особенными ребятами, становятся более чуткими к другим.

Позитивные примеры развития инклюзивного образования есть и в Челябинской области. Так, например, в школе Миасса несколько лет назад инклюзивное образование начало внедряться по инициативе одной местной жительницы, у которой дочка с особенностями развития. Она получила поддержку директора этой школы.

— На грант мы смогли открыть сначала «Школу будущего первоклассника». Так мы знакомили родителей детей нейротипичных, то есть здоровых, с родителями детей, у которых есть ментальные или физические нарушения. У нас были свои трудности, но мы их преодолели. Сегодня моя дочка учится уже в ресурсном классе, посещая общеобразовательную школу, — рассказывает мама ребенка с аутизмом, инициатор создания «Школы будущего первоклассника» в Миассе Евгения Крапивина.

У доски_фото Куткина (1).jpg

Отметим, что сегодня в Челябинской области 33 628 ребят с особенностями обучаются в школах и дошкольных учреждениях по адаптированной программе. Это практически 46,2 процента детей, охваченных специальными организациями. За год этот показатель вырос на 1,8 процента.

— У нас есть ресурсные группы в детских садах, ресурсные классы в школах. Начинали мы с Челябинска, но сегодня такие есть в Миассе, Магнитогорске, в закрытых городах область. Ашинский район готовится открыть ресурсный класс, Саткинский район подумывает. Инклюзивное образование у нас не стоит на месте, активно внедряется, расширяя географию, — комментирует и.о. министра образования и науки Челябинской области Елена Коузова.

Запись пресс-конференции доступна в сообществе «Гранада ТВ», а также в других социальных сетях медиахолдинга «Гранада Пресс».

Поделиться

поделиться:

 

Другие материалы рубрики
15:33 На северо-западе Челябинска началось строительство новой дороги

Общая протяженность участка строительства новой дороги – более 400 метров. Срок контракта – два года. С 30 апреля закроют движение на участке от адреса 250-летия Челябинска, 77 до улицы Северной.

13:42 В Челябинске освятили нижний храм кафедрального собора Рождества Христова

На освящении и первой литургии присутствовали губернатор Челябинской области Алексей Текслер с супругой Ириной. Как отметил глава региона, сегодняшний день будет вписан в новую историю Челябинска.

12:45 На Айских притесах в Саткинском районе погибла 14-летняя девушка

Школьница пропала 26 апреля. Накануне вечером, 27 апреля, ее тело обнаружили на узком каменистом участке суши около Айских притесов.

Возврат к списку