Пятница, 3 Мая 2024

От музыкальных дрожек до дворцов: работавшие на Южном Урале гении науки и техники внесли весомый вклад в культуру и искусство

29.12.2023 Корреспондент: Максим Хлызов Фото: Людмила Ковалева

Оказывается, знаменитые ученые, инженеры и мастера, которые жили или работали на Южном Урале, интересовались не только наукой и техникой, но и заметно обогатили культуру региона, России и мира. Об удивительных фактах из биографий выдающихся личностей рассказали историки, краеведы и деятели культуры. К примеру, химик Дмитрий Менделеев проводил опыты, изучая свойства красок, и скупал каслинское литье, а ядерщик Игорь Курчатов решил создать театр в Озерске, чтобы не повторить ошибку американцев.

Несколько месяцев историки и деятели культуры в подкасте «Так культурно» медиахолдинга «Гранада Пресс» рассказывали об исторических личностях — заводовладельцах, ученых, инженерах и изобретателях, судьба которых оказалась связана с Уралом. Слушатели подкаста, к своему удивлению, узнали, что многие выдающиеся персоны славны не только своими промышленными достижениями и научными открытиями, но и заметным влиянием на культуру и искусство.

 Выпуски подкаста «Так культурно», объединенные в серию «Как создатели промышленного хребта России культуру поднимали», будут особенно интересны педагогам, экскурсоводам, сотрудникам музеев и библиотек и всем, кто связан с краеведением. 

 — С помощью подкаста мы хотим создать дополнительный инструмент для людей, занимающихся продвижением истории родного края в школах, вузах, культурных учреждениях и в туристической сфере, — говорит руководитель проекта «Так культурно», директор по развитию медиахолдинга «Гранада Пресс», а в прошлом и учитель истории Андрей Трушников. — Сегодня из-за перенасыщенности школьной программы на исторических личностей на уроках смотрят слишком узко. Те же люди науки «подсвечены» лишь с позиции своего основного дела жизни. Но история доказывает, что их неуемная энергия заряжала общество во многих сферах, в том числе и развивая и создавая целые культурные направления.

Позднее подкаст дополнили лонгрид и методические материалы для всех, кто работает в сфере образования, занимается библиотечным делом или организовывает туристические экскурсии по Челябинской области.

Тематическая серия подкаста «Так культурно» под названием «Как создатели промышленного хребта России культуру поднимали» была выпущена при поддержке Президентского фонда культурных инициатив. Послушать все выпуски можно в социальных сетях «ВКонтакте» и «Одноклассники», а также в разных аудиосервисах.

Ведущей всех выпусков подкаста стала Наталья Малышкина. Она и приглашала в студию специалистов. «Губерния» решила рассказать своим читателям о некоторых широко неизвестных фактах биографии великих людей.

Сподвижник Петра I Василий Татищев изучал народы Урала через фольклор

Портрет В. Н. Татищева. Неизвестный художник XIX века, по оригиналу XVIII века

Василий Татищев (1686–1750) был инженером-артиллеристом, историком, географом, экономистом и государственным деятелем. Он вошел в историю как основатель Екатеринбурга и Перми, начальник горных казенных заводов и создатель первого большого труда об истории России — «Истории Российской». 

В 1720-х годах Василий Татищев по указу Петра I занимался организацией строительства новых заводов и поиска полезных ископаемых на Урале и в Сибири. Менее известно, что в это время он стал одним из первых исследователей народов Урала и положил начало изучению уральского фольклора.

— Гуманитарными изысканиями Василий Татищев занялся, чтобы написать историю страны, — рассказывает старший научный сотрудник ЮУрГУ, председатель Общественного фонда «Южный Урал» Гаяз Самигулов. — В Западной Европе к тому времени уже существовали капитальные исторические труды, а в России их не было. Татищев, имея большой опыт знакомства с европейской культурой, осознал необходимость написания истории. Потому что история — это то, что цементирует общество, создает представление об общем прошлом.

Над «Историей Российской» Василий Татищев работал почти двадцать лет, изучив тысячи книг, летописей и документов. Но у нынешних историков отношение к его труду неоднозначное.

— Книга эта достаточно спорная, — говорит заместитель директора по науке Объединенного государственного архива Челябинской области Николай Антипин. — Хотя у Василия Татищева было хорошее образование, он не был историком и не умел работать с историческими источниками. Он не видел разницы между источником, текстом, написанным историком, а также преданиями и легендами.

Для сбора географических сведений Василий Татищев составил специальную анкету из почти 200 пунктов. В их числе были и те, что предписывали собирать предания о прошлом народов той или иной местности. В Академии наук рассылку этой анкеты не посчитали важной, поэтому Татищев стал сам рассылать ее по сибирским городам: он понимал, что если не соберет эту информацию сам, то нигде больше ее не найдет.

— Уральский край — многонаселенный, многонациональный. Естественно, нужно было понимать, кто где живет, кто на каком языке говорит, кто откуда пришел, — объясняет доцент кафедры истории России и зарубежных стран ЧелГУ Вячеслав Кузнецов. — И отсутствующие письменные источники о прошлом народов Урала заменяли предания.

По словам Вячеслава Кузнецова, на Урале долгие века происходило взаимодействие множества народов и переселенцев из разных частей России. Это отразилось в уральском фольклоре, в котором древние, архаичные черты соединяются с промышленной, городской культурой.

— Фольклор — это живой процесс, — уверен Вячеслав Кузнецов. — Для конца XVI века Ермак — это реально исторический персонаж, а в XVIII веке это уже былинный богатырь, который творил чудеса, один мог победить тысячи врагов и так далее. Емельян Пугачев тоже очень неоднозначно сохранился в народной памяти: уральские казаки долгое время воспринимали его как императора Петра III. Современные ученые продолжают цепь исследований фольклора, начатую Татищевым и протянувшуюся до нашего времени.

Память о Василии Татищеве жива, в его честь названы улицы в Челябинске, Перми, Екатеринбурге и других городах, где он оставил след.

Строгановы утверждали государственную власть, спонсировали творцов и делали уникальные иконы

Складень, икона «Богоматерь Умиление Владимирская, с праздниками и святыми» Прокопия Чирина, из коллекции Русского музея (rusmuseumvrm.ru)

Строгановы были одними из первых русских предпринимателей. Представители рода занимались солеварением, металлургией, лесопилением и другими видами деятельности, участвовали в освоении Урала и Сибири, поддерживали казаков Ермака и Дежнева в их походах. Также Строгановы славились своей любовью к искусству и культуре, собирали богатые коллекции картин, книг, монет, оружия, спонсировали художников, писателей, музыкантов, архитекторов и других творцов. Свой след династия Строгановых оставила и на Южном Урале.

— Родовое гнездо Строгановых, откуда они пошли к вершинам, — это маленький городок Сольвычегодск, — рассказывает заведующая кафедрой теологии, культуры и искусства ЮУрГУ Наталья Парфентьева. — В первой половине XVI века Аника Строганов (1488–1569) владел половиной посадских земель. Это был умный и предприимчивый человек, имел в библиотеке более 200 книг и мастерски управлял своими огромными вотчинами. Государь Иван Грозный не облагал его земли налогами, понимая, что они помогут в освоении Сибири.

Освоение новых земель не всегда проходило гладко. Помимо местных жителей, в этих краях жили старообрядцы, которые не раз бунтовали в строгановских вотчинах. Эти выступления очень жестоко подавлялись: Строгановым было необходимо утвердить государственную власть на новых землях.

— Строгановы ориентировались на культурных героев, на святых, таких, как Стефан Пермский, — говорит Наталья Парфентьева. — За 300 лет до Строгановых он пришел в эти земли не с огнем и мечом, а с Библией, создал коми-зырянскую азбуку. Это Строгановы, конечно, понимали. Но также они осознавали, что освоить огромные территории Сибири нельзя без сильной власти, без мощного оружия. То есть они были, как сейчас говорят, «заточены» на государя, он тоже был для них культурным героем.

В конце XVI века складывается строгановская школа иконописи.

— Внук Аники Никита Строганов (1560–1616) заказывал лучшим мастерам того времени очень красивые иконы, миниатюры на золоте. Они отличаются от всех других икон прежде всего одухотворенностью, — говорит Наталья Парфентьева.

— Эти иконописцы очень точно изображали пейзажи. Например, если на иконе изображали какую-то часовенку позади святого, то ее детально прорисовывали: дверцу можно было увидеть и окошечко, — говорит историк по образованию Андрей Трушников. — Я читал, что благодаря именно строгановской школе иконописи у нас в XVIII веке начала развиваться светская живопись.

Стиль строгановских икон с обилием деталей был особенно востребован в складнях — небольших складных иконах, которые часто брали с собой путники.

— Эту икону, эту частичку России, удобно взять с собой куда-то в путешествие в глухие края, — говорит лектор-искусствовед Исторического музея Южного Урала Марья Аникина. — Это было важно и с миссионерской точки зрения, ведь русские приходили в земли языческие.

— «Именитые люди», как называли потомков Аники Строганова, доказали всей своей жизнью, что действительно любят страну, которая зовется и звалась Россия, — подводит итог ведущая подкаста Наталья Малышкина.

В Челябинской области Строгановых лучше всего знают в Сатке. Этот город появился благодаря Троице-Саткинскому чугуноплавильному и железоделательному заводу, который принадлежал Строгановым. С 2018 года в Сатке проводятся научно-практическая конференция «Строгановские чтения», объединяющая специалистов, изучающих деятельность этого знаменитого рода.

Как рассказала Марья Аникина, Исторический музей Южного Урала в следующем году планирует собрать выставку, на которой жители Челябинской области смогут вживую увидеть строгановские иконы.

Меценаты и любители искусства Демидовы изменили цивилизационный путь России и сделали уральский малахит популярным среди европейских аристократов

Портрет Никиты Акинфиевича Демидова. Федор Рокотов, 1760-е годы

«Для чего я это делаю? Для славы своего рода и своего Отечества». Эта фраза раз за разом встречается в письмах представителей знаменитой династии Демидовых. Никита Демидов (1656–1725), его сыновья и внуки построили более 50 заводов, открыли богатейшие железные, медные, оловянные, серебряные месторождения, заложили несколько городов, в том числе Барнаул и Нижний Тагил, определили облик российской промышленности, а также прославились как меценаты.

 — Никита Демидов — основатель этой не только династии, но и огромного явления в истории Урала и всей России, — рассказывает заведующий научно-исследовательским отделом Исторического музея Южного Урала Алексей Опейкин. — Он был тульским кузнецом, который благодаря своим личным качествам, своим пробивным способностям сумел обратить на себя внимание Петра Первого. И в дальнейшем подтвердил это внимание делами. «Делами, а не словами» — это был девиз Демидовых на протяжении нескольких поколений.

— Мне кажется, что именно с Демидовых начинается смена цивилизационного пути России, — рассуждает историк по образованию Андрей Трушников, сейчас он директор по развитию медиахолдинга «Гранада Пресс». — Из аграрной страны, причем даже на ментальном уровне, она потихонечку уходит совсем в сторону промышленной. Потом где-то там, в будущем, это все скрепится, свяжется, и уже мы получим такую рабочую промышленную страну с нотками аграрного консерватизма.

 Помимо огромного вклада в отечественную промышленность, Демидовы прославились как меценаты и ценители искусства.

— Династия Демидовых, которая открыла России другой цивилизационный путь, — это явление петровского времени, — уверена лектор-искусствовед Исторического музея Южного Урала Марья Аникина. — Петр I по всей стране искал людей, для которых главным было не личное обогащение. Это люди изначально с задатками государственного мышления.

С течением времени Демидовы все больше отходят от дел промышленных и все больше внимания уделяют культуре и искусству. К примеру, внук основателя династии Никита Демидов (1724–1789) обеспечил талантливого русского скульптора Федота Шубина работой, жильем и мастерской еще до того, как тот стал любимым скульптором императрицы. Анатолий Демидов (1812–1870) купил у Карла Брюллова картину «Последний день Помпеи» и преподнес ее императору. Он же сделал популярными среди европейской аристократии изделия из уральского малахита.

Интересная история связана с «Тагильской Мадонной» — картиной «Святое семейство», которую приписывают кисти великого итальянского художника Рафаэля Санти. Ее случайно нашли в одном из старинных домов Нижнего Тагила в 1924 году.

— Эта картина могла быть частью богатейшей коллекции Демидовых, — рассказывает Марья Аникина. — Пока пришли к выводу, что «Тагильскую Мадонну», вероятно, написал не сам Рафаэль, а кто-то из его ближайших учеников.

Прикоснуться к истории династии Демидовых можно во многих городах Урала: в Челябинске, Нижнем Тагиле, Невьянске, Кыштыме...

— Невьянская башня — единственная падающая башня России. В Тагильском музее хранится знаменитый магнит, который 50 килограммов удерживает. В Челябинске на старой плотине около пруда Коммунар до сих пор рельсы демидовские стоят. А в Кыштыме скоро отреставрируют Белый дом — особняк Демидовых. Это, наверное, будет один из самых интересных объектов в регионе, — перечисляет Алексей Опейкин.

Крепостной уральский мастер Егор Кузнецов-Жепинский музыкальными дрожками впечатлил императорскую семью

Дрожки. Фото: Нижнетагильский музей-заповедник «Горнозаводской Урал»

Крепостной мастер Егор Кузнецов-Жепинский (1725–1805) жил в Нижнем Тагиле и работал на заводе, который принадлежал Демидовым. На заводе мастер-самоучка разрабатывал промышленные механизмы для горных работ, а между делом занимался техническим творчеством. Освобождения от крепостной зависимости он добился с помощью изготовленных им «диковинных механических редкостей»: астрономических часов и музыкальных дрожек.

— Нижнетагильский железоделательный завод был главной вотчиной Демидовых, жемчужиной в их металлургической империи, — рассказывает Николай Антипин. — И это было важное предприятие со своей культурой, там поощрялось творчество.

На заводе Егор Кузнецов-Жепинский смог проявить свой талант изобретателя. Он изготовил первый сталепрокатный стан, рудоподъемную и водоотводную машину, ножницы для раскатки металла, организовал механическое производство пил. Все эти механизмы приводились в движение силой воды.

— Главное, чем он был полезен заводчикам Демидовым, — это усовершенствование, модернизация производства, придумывание каких-то механизмов, — говорит Николай Антипин. — Всем остальным он занимался в свободное от работы время, которого было не так много. Двадцать лет он работал над часами, еще шестнадцать — над дрожками.

Демидовы отмечали заслуги Егора Кузнецова-Жепинского, оказывали ему поддержку, отправляли учиться в Тулу. Правда, руководитель обучения писал, что учить мастера оказалось нечему: все у него получалось лучше остальных. Время обучения мастер посвятил обдумыванию своих проектов.

Первым уникальным творением Егора Кузнецова-Жепинского стали  астрономические музыкальные часы. Работу над ними мастер закончил в 1775 году. Часы показывают время, дату, движение солнца, фазы луны и дни месяцеслова. Они оснащены механизмом боя и курантами, которые включаются каждый час. В часах также есть миниатюрный механический театр, демонстрирующий работу молотовой фабрики, и музыкальный механизм, способный воспроизводить шесть различных мелодий. Корпус часов украшен лаковой росписью в стиле нижнетагильских подносов XVIII века.

— Егор Кузнецов-Жепинский хотел подарить часы Демидовым, но тогда они в ответ тоже должны были что-то ему подарить, — рассказывает Николай Антипин. — Он хотел свободу, но Демидовы не хотели давать ее, поэтому купили часы за 200 рублей — большущие деньги по тем временам. Часы хотели увезти в Москву, но почему-то этого не произошло, и они стояли в управлении, проработав, по крайней мере, 55 лет. Потом часы исчезли, и уже в годы советской власти их случайно обнаружили в металлоломе. Часы восстановили, теперь они находятся в прекрасном состоянии в Нижнетагильском музее-заповеднике. Каждый может туда прийти, посмотреть невероятной красоты изделие!

Следующий уникальный предмет — музыкальные дрожки — Егор Кузнецов-Жепинский закончил в 1801 году. Они представляют собой тележку со встроенным дорожным органом и верстомером. Во время движения музыкальный механизм исполняет одну из 22 мелодий: «Ах вы сени,  мои сени», «Во саду ли, в огороде» и другие народные песни. Верстомер показывает пройденный путь, а колокольчик оповещает о каждой пройденной версте.

В день коронации нового российского императора Александра I мастер подарил их вдовствующей императрице Марии Федоровне. В благодарность в 1804 году 79-летний Егор Кузнецов-Жепинский вместе со своей семьей был освобожден от крепостной зависимости — сбылась мечта всей его жизни. Сейчас музыкальные дрожки уральского мастера можно увидеть в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге.

Николай Гарин-Михайловский строил железную дорогу, ездил в кругосветное путешествие и отразил это в своем литературном творчестве

Фотография Николая Георгиевича Гарина-Михайловского. Неизвестный фотограф.

Инженер Николай Михайловский (1852–1906) прославился как писатель, автор книг «Детство Темы», «Гимназисты», «Студенты» и «Инженеры». Его книги поначалу издавались под псевдонимом Н. Гарин, а потом — под именем Николай Гарин-Михайловский.

— Николай Михайловский окончил институт путей сообщения и проектировал один из самых сложных участков Транссиба — от Бердяуша до Златоуста, — говорит заместитель директора по науке Объединенного государственного архива Челябинской области Николай Антипин. — В сложных жизненных ситуациях он всегда возвращался к инженерному делу. И литературные образы он черпал из своей работы. Поэтому, конечно, он прежде всего инженер.

«Счастливейшая страна Россия, сколько интересной работы в ней, сколько волшебных возможностей, сложнейших задач!» — писал Николай Гарин-Михайловский, прозванный Рыцарем железных дорог. И действительно: строительство участка Транссиба, на котором он работал, шло в очень тяжелых условиях, так как нужно было взрывать скалы, делать опорные стенки, строить мосты и туннели, многие работы приходилось делать вручную.

— Михайловский добился большого снижения себестоимости строительства, — говорит краевед, руководитель редакционного отдела ЧГИК Елена Меньшенина. — По изначальному проекту, одна верста дороги стоила 100 тысяч рублей — это половина бюджета Челябинска тех лет, а он добился снижения стоимости до 40 тысяч. Инженер Михайловский, конечно, заслуживает звания Героя труда, которого тогда не было.

— Дальневосточный писатель Василий Авченко считает железную дорогу символом русского менталитета, — говорит автор и ведущий научно-популярного стрим-шоу «Говорящие», историк по образованию Андрей Трушников. — Понимаете, Россия — это огромная страна, вся наша история — это дорога. Когда я в первый раз познакомился с творчеством Гарина-Михайловского, у меня не было этого разрыва, что есть писатель, а есть железнодорожник. Мне кажется, что железнодорожник — это в принципе философ русской земли.

В 1897 году Михайловский отправился в кругосветное путешествие. Сначала он присоединился к русской географической экспедиции по исследованию Кореи и Северо-Восточного Китая.

—  Кроме того, в конце XIX века было представление, что железная дорога не только приблизит Дальний Восток к европейской России, но и позволит проникнуть в Китай и Корею, — рассказывает Николай Антипин. — Строя железную дорогу на Урале, Михайловский, безусловно, понимал, для чего он это делает, и поэтому отправился в ее конечную точку.

— Если Василий Татищев начал изучение фольклора в России, то Гарин-Михайловский, на мой взгляд, начал изучение фольклора других стран, — отмечает Андрей Трушников. — Из Кореи он привез около сотни сказок и перевел их.

В ходе дальнейшего путешествия Николай Гарин-Михайловский посетил США, Великобританию и Францию. Его путевые заметки о городах, гостиницах и нравах различных народов вполне можно сравнить с современными тревел-блогами.

Везде, где жил и работал Николай Гарин-Михайловский, он находил время для литературного творчества.

— Михайловский не мог просто сидеть в своем кабинете и писать. Он должен был собственными ногами пройти там, где пройдет железная дорога, — говорит Николай Антипин. — То есть, допустим, он строит железную дорогу на Южном Урале и живет в Усть-Катаве. Там он тоже написал одно из произведений, оно связано со строительством железной дороги. Современники описывают, что он все успевал. Работа была напряженная, разносторонняя, он себя не жалел, много ездил, путешествовал. К сожалению, это стало одной из причин его ранней смерти в 54 года.

На старом здании челябинского вокзала установлена мемориальная доска, посвященная Николаю Гарину-Михайловскому. Аналогичная есть на вокзале Златоуста. Предметы, связанные со строительством Транссиба на Южном Урале, можно увидеть в музее Усть-Катава.

Дмитрий Менделеев изучал свойства красок и помог художнику Куинджи написать свою лучшую картину

Дмитрий Медведев и другие участники Уральской экспедиции. Фото: Елена Мрозовская, 1899

Знаменитый ученый Дмитрий Менделеев (1834–1907) возглавлял комиссию, изучающую состояние уральской промышленности. С экспедицией он посетил в том числе Верхний Уфалей и Кыштым. И каждый из этих городов хранит память об ученом. Кроме того, химик получил Демидовскую премию от династии уральских промышленников. В своем доме Дмитрий Менделеев собирал художников и поэтов и поспособствовал созданию гениальных произведений искусства.

— XIX век для России — это начало перелома в мировоззрении, когда общество постепенно отходит от религии и самое пристальное внимание обращает на человека. В Европе подобный перелом известен как эпоха Возрождения, — рассказывает ведущий преподаватель Южно-Уральского института искусств им. П. И. Чайковского Константин Кашин. — В России эта эпоха Возрождения в некотором смысле повторилась, но была все-таки больше направлена не на человека, а на окружающую природу. Люди искусства и люди науки взаимно друг друга дополняли. И поэтому возникли знаменитые «Менделеевские среды», когда в доме у профессора Менделеева собирались ученые, художники, поэты и другие деятели культуры.

Одним из посетителей «Менделеевских сред» был художник Архип Куинджи. Рассказывают, что общение с физиками и химиками помогло ему досконально изучить свойства красок и создать самую знаменитую свою картину — «Лунная ночь на Днепре». Дмитрий Менделеев оказался настолько впечатлен ею, что написал о ней целую научную статью.

— На «Менделеевских средах» Менделеев и Куинджи общались друг с другом, спорили и приходили к определенным выводам, — говорит Дмитрий Кашин. — Куинджи не использовал наработки Менделеева напрямую, но, разумеется, тот ему помог — не как химик, а как организатор той атмосферы, в которой рождались новые идеи.

В 1893 году ученому присвоили почетное звание члена Санкт-Петербургской академии художеств.

— Дмитрий Иванович покровительствовал художникам, — продолжает Дмитрий Кашин. — Он популяризировал искусство не только в Российской империи, но и за рубежом, рассказывая там, какие у нас есть таланты.

В 1899 году Дмитрий Менделеев возглавил Уральскую экспедицию, целью которой была активизация промышленно-экономического развития края.

— Причины поездки Менделеева на Урал были вполне прагматичными, — говорит эксперт. — К тому времени активно развивалась металлургическая промышленность на Донбассе, а Урал серьезно отставал. Поэтому министр финансов Сергей Витте сформировал комиссию, которая поехала по городам Урала с инспекторской проверкой. Местным это не понравилось: почему сюда не металлурги приехали, а какие-то химики, физики? Прием не был радушным. Например, в Екатеринбурге Менделеев три раза пытался встретиться с местным главой и все три раза его игнорировали. На Южный Урал он приехал в последнюю очередь, проехал через Верхний Уфалей, но в Кыштыме заболел. Своих сотоварищей он отправил на гору Магнитную, а сам поехал в Москву, где и написал отчет о городах и весях Урала.

Во время недолгого пребывания в Кыштыме Дмитрий Менделеев успел побывать в Белом доме — старинной усадьбе Демидовых, где в то время располагался музей. Больше всего ученого восхитили произведения каслинского художественного литья, часть из которых он приобрел. В своих заметках Дмитрий Менделеев написал: «Экспонаты Кыштымского музея таковы, что сделали бы честь крупным европейским музеям. Видал я на выставках это литье не раз, но то, что увидел в Кыштыме, превзошло все мои ожидания!»

Сейчас Белый дом в Кыштыме реставрируется. Завершить работы планируется в декабре 2024 года. В здании откроют музей и выставочные залы. 

Павел Аносов и Иван Бушуев раскрыли секрет булатной стали, превзошли немцев и оставили богатейшее наследие в виде оружия и гравюры

Памятник И. Бушуеву в Златоусте. Фото: Людмила Ковалева

В истории русской металлургии, пожалуй, нет личности легендарнее, чем Павел Аносов (1796–1851): в результате десятилетних опытов он разгадал утерянный много веков назад секрет изготовления булатной стали и внедрил ее в производство. 

Булатная сталь высоко ценилась в древности за свою прочность. В Средние века секрет ее изготовления был утерян. Многие мастера пытались получить булат, но долгое время это ни у кого не получалось. 

— С 1828 по 1838 годы Аносов провел несколько тысяч плавок, и наконец смог добыть тигельную сталь булатной стали, — рассказывает главный хранитель Государственного исторического музея Южного Урала Ирина Ивлиева. — Напомню, что булат — это на самом деле железо и углерод в чистом виде, а углерод — это графит или алмаз. Опыт с алмазами закончился неудачно, а графит как раз подошел. 

Павел Аносов скрыл некоторые нюансы изготовления булата, поэтому повторить его сплав никому не удалось. Тем не менее он оставил потомкам богатейшее наследие в виде многочисленных клинков, шпаг, шашек, сабель из булатной стали.

В одно время с Павлом Аносовым в Златоусте работал известный мастер Иван Бушуев (1798–1835). До 1815 года в России не было ни одного русского мастера по нанесению золотого узора на металл. Это делали немецкие мастера. Старший мастер Златоустовской оружейной фабрики Иван Бушуев не только смог перенять мастерство, но и улучшил саму методику — на его изделиях золото держалось на 70 процентов дольше.

На этом Иван Бушуев не остановился и первым стал делать пейзажи на металле, став основоположником знаменитой златоустовской гравюры. Свои достижения он демонстрировал именно на аносовском булате.

— Иван Бушуев создал тот привычный вид, стилистику златоустовской гравюры, которая покорила мастеров не только Урала, но и всей России и даже других стран, — говорит хранитель фондов декоративно-прикладного искусства Урала Челябинского государственного музея изобразительных искусств Вера Петрова. — Позднее уже по следам Бушуева художники не боялись добавлять на златоустовскую гравюру какие-то фигуративные, повседневные сценки, растения. Немецкие мастера, которые учили уральских, в  декоре были более сдержаны, а Бушуев творческие рамки смог расширить.

Говорят, именно Иван Бушуев первым стал изображать на гравюрах не только генералов, командующих армией, но и простых солдат. Клинки с такими изображениями можно увидеть в Златоустовском музее.

— Если смотреть через лупу, можно рассмотреть мельчайшие детали, например спицы в колесах или амуницию у солдат. Высокое искусство! — восхищается Ирина Ивлиева.

— Еще в Златоустовском музее хранятся рыцарские доспехи, которые предназначались наследнику царского престола, цесаревичу Александру Николаевичу, — добавляет Вера Петрова. — Это довольно редкий вариант исполнения златоустовской гравюры не на оружии или бытовых предметах. Это богато украшенные доспехи, шлем, панцирь для защиты верхней части тела. Для современного человека, конечно, это выглядит как игрушка. Но дети наверняка будут в восторге. После этого экспоната их уже можно подводить к рассматриванию бушуевских клинков. И в Государственном историческом музее Южного Урала — прекрасная коллекция работ Ивана Бушуева. 

Сегодня в Златоусте насчитывается более 70 предприятий и мастерских по производству украшенного оружия. Его регулярно вручают в качестве подарка иностранным государственным деятелям. А каждый год в Златоусте проводится Бушуевский фестиваль украшенного холодного оружия — одно из самых ярких событий в культурной жизни города. 

Кстати, в начале следующего года в Златоусте планируют открыть образовательное музейное пространство на месте исторического рабочего места Ивана Бушуева.

Отцы атомной бомбы Игорь Курчатов и Евгений Забабахин решили не повторять ошибки американцев и насытить культурой закрытые города Челябинской области

Памятник И. Курчатову в Челябинске. Фото: Дмитрий Куткин, «Вечерний Челябинск»

В конце 40-х — начале 50-х годов прошлого века на Урале стали появляться закрытые города, созданные в рамках советского атомного проекта. Задуманные как образцовые советские города, они до сих пор отличаются особой культурной средой. А выдающиеся ученые, работавшие на Южном Урале, Игорь Курчатов (1902–1960) и Евгений Забабахин (1917–1984) сделали многое не только для советской науки, но и для культуры атомных городов.

— Курчатов и Забабахин — это великие ученые, создавшие советскую атомную бомбу, — рассказывает аспирантка ЧГИК, исследовательница истории атомной промышленности Ксения Пешкова. — Научными разработками руководил Игорь Курчатов. Он изучил информацию об американской атомной бомбе, которую добыла советская разведка, и понял, как бомбу можно создать за короткий срок — всего за три года. Первой рабочей площадкой стало предприятие «Маяк» и город Озерск. Евгений Забабахин работал в Снежинске, готовил кадры и руководил разработкой теорий ядерной физики.

Атомные города с момента основания представляли собой особые территории. И дело не только в секретности: для их постройки привлекались лучшие специалисты из Москвы и Ленинграда, а культуре уделялось особое внимание.

— Режим секретности был очень строгим, первые несколько лет работники не могли выезжать и даже отправлять письма, — рассказывает директор Озерского театра драмы и комедии «Наш дом» Вячеслав Максимов. — Поэтому, чтобы внутренняя жизнь города была насыщенной, Курчатов принял мудрое решение построить театр в Озерске.

— Был известен отчет о достаточно убогой культурной жизни в американских городах, где жили работники атомных предприятий, — рассказывает Ксения Пешкова. — Там люди не знали, чем себя занять, рос уровень пьянства, у многих начали проявляться психические отклонения...

Приказ о создании театра в Озерске был выпущен раньше, чем запущен первый реактор. А вскоре в городе появилась и библиотека.

В озерском театре работали выпускники театральных вузов, которые учились на отлично и имели чистую биографию. Театральные премьеры собирали практически все население Озерска. По словам Вячеслава Максимова, в маленьких городах театрам приходится обновлять свой репертуар намного чаще, чем в больших. Сейчас у «Нашего дома» в репертуаре 55 спектаклей.

— В 1960–1970-е годы шла активная застройка, вместе с тем активно развивалась творческая жизнь: в Озерске открылся ДК «Маяк», в Снежинске — ДК «Спутник», — рассказывает Ксения Пешкова. — В них работали клубы творческой самодеятельности, балетные студии, дети занимались в кружках. В культурных учреждениях постоянно проходили какие-то мероприятия.

В 2019 году в доме Игоря Курчатова в Озерске был поставлен интерактивный спектакль «Пока есть музыка и память...», посвященный жизни и работе ученого. В конце 2022 года история спектакля продолжилась. ИЦАЭ Челябинска организовал для южноуральских школьников интерактивную поездку в Озерск. В доме Курчатова их ждали актеры театра «Наш дом» с 15-минутными интерактивными представлениями.

— Самая благодарная реакция была от самых младших зрителей — четвероклассников, — вспоминает руководитель Информационного центра по атомной энергии Челябинска Лариса Матвеева. — Когда Курчатов выходил из спальни, проходил через фойе и заходил в комнату для совещаний, в глазах детей был восторг.

В закрытых городах Челябинской области регулярно проводятся различные мероприятия для старшеклассников, которые в будущем могут стать работниками атомных предприятий.

Виктор Макеев любил петь, а чтобы построить ДК «Прометей» в Миассе, просил разрешения у Никиты Хрущева

Виктор Макеев. Из личного архива семьи В. П. Макеева, архив ГРЦ «КБ им. Макеева»

Виктор Макеев (1924–1985), ученик Сергея Королева и член Академии наук СССР был основателем и первым главным конструктором Государственного ракетного центра в Миассе. Он работал над созданием первой ракеты с подводным стартом и первой межконтинентальной морской ракеты, а также внес значительный вклад в развитие города. Деятельность Специального конструкторского бюро № 385 (СКБ-385) была строго засекречена. Даже в ЦРУ не знали фамилии главного конструктора и называли его Уральским драконом.

— Уже в школе Виктор Макеев обозначил стремление к исследованиям, к технике, — рассказывает Николай Антипин. — Его обучение пришлось на период Великой Отечественной войны, это, вероятно, определило специфику его занятий. После войны он учился в авиационном институте, затем по распределению попал на работу к Королеву. Опыт работы под руководством Королева Виктор Макеев потом перенес на Южный Урал. Когда выбирали кандидатуру руководителя новой структуры на Южном Урале, Макеева рассматривали в качестве заместителя главного конструктора. Удивительным образом ему хватило смелости сказать, что он вторым не поедет.

В СКБ-385 в Миассе Виктор Макеев руководил секретным проектом по разработке морских стратегических ракетных комплексов.

— Международная обстановка требовала совершенно иного подхода к созданию ракетного оружия, — отмечает ветеран ГРЦ им. Макеева Александр Борисов. — Созданные Макеевым ракеты могут стартовать с глубины в 50 метров. При этом наверху может быть любая погода, любое волнение, любой ветер, туманы…

В те годы на предприятии работало много молодых специалистов, приехавших в Миасс из разных городов страны. И Макеев понимал, что их жизнь в городе должна быть комфортной.

— Миасцы шутили: почему центральную улицу Машгородка назвали проспектом Чернышевского? Да потому что выйдешь из дома, и делать нечего, возникает вопрос о том, что делать, — рассказывает Александр Борисов. — Были времена, когда в стране было запрещено строить культурные и спортивные объекты, — тяжело жилось. Виктор Петрович, пользуясь случаем, при встрече с Никитой Хрущевым выпросил у него Дворец культуры «Прометей».

— «Прометей» сразу стал легендой! — говорит профессор, заведующий кафедрой режиссуры театрализованных представлений и праздников ЧГИК Александр Мордасов. — Это был лучший дворец, все это понимали. Там был отличный клуб самодеятельной песни, фотоклуб, киноклуб, которым руководил Леонид Оболенский… Благодаря этому дворцу в Миассе собралось несравненное культурное сообщество.

Интересная деталь, показывающая генерального конструктора с непривычной стороны, — Виктор Макеев очень любил петь.

— Когда заканчивались мероприятия и все собирались за столом, он нередко подходил к микрофону и пел, — вспоминает Александр Борисов. — В общении он был доступен для каждого, но при необходимости умел очень корректно человека поставить на место.

Макеев внес значительный вклад в развитие Миасса, улучшив коммунальную систему и общественный транспорт.

— Без Макеева, скорее всего, троллейбуса бы в Миассе до сих пор не было, — считает Александр Борисов. — Вообще мало было общегородских дел, к которым бы Виктор Петрович не имел прямого отношения.

С 1968 по 1981 годы Виктор Макеев работал в Челябинском политехническом институте (ныне ЮУрГУ) в качестве профессора кафедры летательных аппаратов. Сейчас на этой кафедре установлен бюст Виктора Макеева. В 1993 году бывшему СКБ-385 было присвоено название «Государственный ракетный центр «КБ им. академика В. П. Макеева». Личный кабинет Виктора Макеева превратили в музей.

Поделиться

поделиться:

 

Другие материалы рубрики
17:52 В Челябинской области фиксируют прирост рождаемости по итогам апреля

Во второй весенний месяц на Южном Урале родилось 2413 малышей — ровно на 100 больше, чем в апреле 2023 года, сообщает Госкомитет по делам ЗАГС Челябинской области. Самым популярным именем для мальчиков стало Михаил, а для девочек — Ева.

17:42 За сегодняшний день из Челябинской области выдворят более 30 мигрантов

В центре временного содержания находятся еще 153 иностранца, которые ожидают вступления в силу судебных решений о принудительном удалении из России

17:34 225 южноуральцев поймали пьяными за рулем в праздничные выходные

Впервые за руль в нетрезвом виде сели 202 водителя — им предстоит выплатить штраф в размере 30 тысяч рублей, а также лишиться водительских прав на срок от полутора до двух лет. Повторно пьяными за рулем поймали 23 автомобилиста — штрафом они не отделаются, их привлекут к уголовной ответственности, а максимальное наказание по статье — лишение свободы на срок до трех лет.

Возврат к списку