Челябинская область входит в число регионов с не самыми благоприятными цифрами по социальному сиротству. Одна из наиболее частых причин, по которой дети оказываются в детдомах, — асоциальный образ жизни родителей. Но помочь семьям справиться с жизненными трудностями и встать на путь исправления вполне возможно. Такую задачу решает проект «Вызов». Какие исторические факторы повлияли на рост социального сиротства в регионе? Зачем для работы с трудными семьями создают целые консилиумы? Какую помощь готовы оказывать родителям, чтобы у них появилась возможность растить ребенка дома, в нормальных условиях? Об этом «Губернии» рассказали омбудсмен по правам ребенка в Челябинской области Евгения Майорова и региональный куратор проекта «Вызов», директор Фонда 2020 Вероника Ливончик.
https://t.me/chgub
Почему именно наши дети попадают в детские дома
На сегодняшний день свыше двух тысяч детей Челябинской области находятся в детских домах, интернатах и домах малютки. Большинство из них — порядка 60 процентов — оказались оторванными от семьи из-за асоциального образа жизни родителей (подразумевается, как правило, зависимость от алкоголя, наркотиков, отсутствие работы и неспособность обеспечить своим детям безопасность). Еще около 300 ребятишек — дети с тяжелыми нарушениями здоровья, которые нуждаются в особом уходе. В ряде случаев они пребывают в социальных учреждениях по той причине, что родители оказались не готовы к такой ответственности или просто не справляются с ними. Также часть детей находится в социальных учреждениях временно — по разным причинам.
Статистика не самая радужная, учитывая, что в России есть и регионы, в которых вообще практически отсутствуют детские дома за ненадобностью. Это в основном республики Северного Кавказа с преимущественно мусульманским населением. Такое положение дел с социальным сиротством там эксперты связывают с менталитетом и обычаями местных жителей, которые не позволяют детям-сиротам оказаться в детдомах, если у них есть родственники. Но что же не так с Южным Уралом?
— Тут важно понимать исторические и географические причины такой ситуации. Мы помним, как у нас образовывалась Челябинская область — отстраивать города сюда отправляли каторжников, так что многие люди в свое время приехали сюда и начали выстраивать собственные культурно-исторические семейные системы. И жизнь была очень непростая, что привело к тому, что одна из проблем у нас — люди, страдающие различными видами зависимости, — говорит уполномоченный по правам ребенка в Челябинской области Евгения Майорова.
Фактором для роста социального сиротства в нашем регионе стал даже суровый уральский климат, обращает внимание директор Фонда 2020, региональный куратор проекта «Вызов» Вероника Ливончик:
— Мы сталкиваемся с историями, когда некоторые родители вынуждены отдавать детей на зимний период в социальные учреждения просто потому, что они не могут обеспечить безопасность, тепло в доме. Это реалии, к сожалению, сегодняшних дней. Не стоит забывать, что у нас довольно-таки большой процент населения живет в частном секторе.
Социальное сиротство стало вызовом
К слову, не только Челябинская область отличается не слишком приятными цифрами в части социального сиротства. В списке также наш сосед — Свердловская область, а еще Алтайский, Забайкальский, Красноярский края и другие территории нашей страны. Лишь в 14 регионах, включая наш, социальных сирот — порядка 35 процентов от общего числа. Поэтому в стране запустили проект «Вызов», цель которого — полностью переформатировать работу с семьями в кризисной ситуации, обеспечив сокращение количества детей в социальных учреждениях как минимум на 25 процентов.
Проект требовал совершенно нового подхода к работе с трудными семьями. Через переобучение специалистов фактически научили жалеть взрослых.
— Должен быть помогающий подход, — акцентирует Евгения Майорова. — Конечно, это требует перестроить мозги, потому что, как правило, детей жалко, так как дети — беззащитные, сами себе не могут помочь. А взрослые люди — сами виноваты. И что с ними возиться? Это их вина. Так было до проекта.
Кроме того, теперь работа с трудными семьями ложится не только на плечи социальных работников, к решению проблем стали привлекать больше узких специалистов. Так, по проекту «Вызов» в нашем регионе появились региональный и муниципальные консилиумы — по сути, это группа экспертов, которые разбирают ситуацию каждой конкретной семьи, в которой дети были изъяты или находятся на грани изъятия, и ищут способы помочь.
— Помощь может быть самой разной. Это бесплатное стационарное лечение от разных видов зависимости и болезней, которые представляют опасность для ребенка. Это социальная реабилитация — оперативная помощь психологов и психиатров. Юридическая помощь, сопровождение в суде, помощь с трудоустройством. Это также может быть поддержка по линии образования: поиск подходящего детского сада, школы, ориентация школы на то, чтобы она сама стала помогать, а не только спрашивать, — говорит омбудсмен по правам ребенка в регионе.
Помочь семье могут даже с ремонтом.
— Без согласования с федеральным аппаратом мы можем выделять семье до 300 тысяч рублей на ремонтные работы в доме из фонда проекта, который на старте составлял 10 миллионов рублей. Важное условие — обновление должно быть жизненно необходимым, как, например, в случае с ремонтом системы отопления в доме, — добавляет Вероника Ливончик.
Больше 500 детей уже вернулись в семьи
В Челябинской области проект работает с конца прошлого года. И сегодня благодаря «Вызову» свыше 500 детей из социальных учреждений Челябинской области вернулись в родные семьи — к своим родителям. Это дети, у которых появилась невероятно ценная возможность вырасти в кругу близких и любящих людей, которые приняли решение измениться и стать для своего ребенка надежным защитником, помощником и маяком на жизненном пути.
Реализация пилотного проекта «Вызов» рассчитана на 2025 – 2026 годы.
Проект «Вызов» спас семью участника СВО, помог овдовевшей женщине оставить ребенка, а пенсионерке — справиться с гиперактивным внуком
Овдовевшую женщину с тремя детьми обеспечили жильем
Однажды координаторам проекта «Вызов» в Челябинской области позвонили прямо из роддома. Сотрудники медучреждения объяснили, что у них женщина со слезами на глазах отказывается от новорожденного ребенка. Как выяснилось, челябинка Мария потеряла своего мужчину, оставшись одна с младенцем и еще двумя детьми, совершенно без средств к существованию и даже без юридически оформленного жилья. Кроме того, у женщины было обнаружено и заболевание, которое необходимо было срочно пролечить.
— Ситуация действительно оказалась довольно сложной, и человек морально с ней самостоятельно справиться не смог, — говорит куратор проекта «Вызов» Вероника Ливончик. — На первом этапе я лично собрала необходимую помощь благодаря друзьям — привезла семье кроватку и ванночку и все, что необходимо для ребенка. Затем мы направили женщину в медицинское учреждение, где она пролечилась. Далее обнаружилось, что в доме, где живет семья, есть проблема с отоплением. Временно мы их разместили в кризисной квартире, и сейчас предстоит оказать поддержку с оформлением дома и с ремонтом системы отопления. Важно, что все трое детей с мамой.
Бабушке помогли справиться с гиперактивным внуком
По словам детского омбудсмена в регионе Евгении Майоровой, проект «Вызов» помогает самым разным семьям, в том числе и тем, в которых дети оказались под опекой близких родственников. Так, поддержку оказали одной пожилой жительнице Челябинской области, которая взяла на воспитание внука после смерти дочери.
— Женщина обещала дочери, что не отдаст ее ребенка в детский дом. Но она с внуком объективно не справляется — он гиперактивный, по домашним урокам, по английскому он не успевает, а это только первый класс. Из-за этого был риск, что ребенок попадет в соцучреждение. На консилиуме мы нашли варианты помощи этой семье. Бабушке теперь вообще не придется с ним делать уроки, эту обязанность возьмет на себя школа. Также ребенку помогут скорректировать поведение, — рассказала Евгения Майорова.
Мать прошла реабилитацию, чтобы вернуть сына
Девушка Кристина из Верхнего Уфалея столкнулась с трудной жизненной ситуацией. Как рассказали в городском многофункциональном центре, на определенном этапе своей жизни она столкнулась с одиночеством и непониманием со стороны окружающих, пристрастилась к алкогольным напиткам, из-за чего ее маленький сын Дмитрий попал в детский дом. Специалисты центра предложили ей пройти курс реабилитации от алкогольной зависимости.
Кристина согласилась и успешно завершила курс лечения, строго соблюдая все предписания специалистов. Сейчас она официально трудоустроена. Кристина регулярно посещала своего сына, находящегося в учреждении. С 18 апреля малыш Дмитрий снова живет дома, в своей семье.
Участнику СВО помогли сохранить семью
В том случае, когда ситуация касается семьи участника СВО и доходит до риска изъятия детей, к решению проблемы привлекают лично омбудсмена по правам ребенка в Челябинской области Евгению Майорову.
— Ветеран СВО и его супруга оказались зависимыми от алкоголя. Детей забирали из семьи, снова отдавали, а сейчас опять забрали, — говорит омбудсмен. — Я попросила пригласить их на прием, но до них не дозвонились. Тогда мы написали СМС-сообщение, что мы ждем в такое-то время и готовы помочь. Ответа не последовало, но они пришли. В процессе разговора я рассказала им о мерах поддержки, которые семья может получить. Они согласились начать работать над решением ситуации. Когда предлагаешь помощь искренне, люди готовы в нее поверить и начать меняться.
Поделиться
поделиться:
Монумент в память об «отце мирного атома», известном советском физике Игоре Курчатове создал в 80-е годы прошлого столетия главный скульптор Каслинского машиностроительного завода Александр Гилев. Скульптура знаменитого ученого отлита из чугуна и покрыта черным лаком, а постамент, на котором возвышается фигура, облицован гранитной плиткой. В основании постамента заложена капсула с посланием потомкам.
https://t.me/chgub
Ремонт коснется лагерей Кыштыма, Магнитогорска, Усть-Катава и Еткульского округа. О важности совершенствования качества детского оздоровительного отдыха в Челябинской области сказал первый заместитель губернатора Станислав Мошаров. Недавно он посетил несколько детских лагерей в Чебаркуле, где оценил созданные для ребят условия.
— Важно не только поддерживать достигнутый уровень, но и постоянно работать над улучшением условий, уделяя особое внимание безопасности, качеству питания и содержательности воспитательных программ, — прокомментировал Станислав Мошаров.
https://t.me/chgub
Хоккейный клуб «Трактор» подписал контракт на два сезона с одним из сильнейших форвардов КХЛ Михаилом Григоренко. Как пояснил генеральный менеджер клуба Алексей Волков, спортсмен неожиданно появился «на рынке» в межсезонье, и «Трактор» сработал оперативно, заключив контракт с большим мастером.
https://t.me/chgub