Пятница, 19 Апреля 2024

В Челябинске может появиться кладбище для домашних животных

12.09.2014 Корреспондент: 0

«Последнее пристанище» для собак, кошек и прочих питомцев год назад было организовано в Екатеринбурге, там кладбище носит название «Сад памяти «Memory animals». В Челябинске  проект предполагает работать по франшизе.

«Последнее пристанище» для собак, кошек и прочих питомцев год назад было организовано в Екатеринбурге, там кладбище носит название «Сад памяти «Memory animals». В Челябинске  проект предполагает работать по франшизе.

 

 Исполнительный директор и организатор Сада памяти «Memory animals» Виктория Шинкарева.

 

Существует легенда, что после смерти животные попадают на радугу. Там нашим питомцам светло, тепло и комфортно. Больные и старые животные в этом краю превращаются в молодых и полных энергии, они бегают и играют все вместе. Красиво, не правда ли? Но легко ли представить владельцу четвероного друга такую картину, когда у него на руках бездыханное тело питомца, которого он даже не может похоронить?


Животные тоже умирают, но до сих пор в нашей стране про этот факт как будто стараются забыть. Сегодня кошки, собаки, хорьки и хомячки становятся для многих из нас членами семьи. Для домашних животных появляются кафе, бассейны, СПА-салоны. Для наших питомцев шьют одежду, открываются огромные супермаркеты для животных, ассортимент в которых порой уступает набору товаров в магазинах для людей. Все к услугам для братьев наших меньших, пока они живы… Умершее животное становится настоящей обузой для хозяина, даже если человек очень сильно любил своего питомца. Потому как если парикмахерскую для собак можно найти в любом даже маленьком городке, то кладбищ для домашних питомцев до недавнего времени в России не существовало в принципе.

Особая концепция


Места захоронения собак, кошек и других домашних любимцев уже давно есть практически во всех странах Европы и Северной Америки. Такие кладбища появились здесь в конце 19 (!) века. Утилизация животных в нашей стране недостаточно продумана, и лишь в последние годы стали появляться специальные службы, предлагающие цивилизованное разрешение вопроса – кремацию животных. А вот специальное кладбище для домашних животных впервые появилось в российской столице только около восьми лет назад, позже захоронить питомца официально стало можно в Санкт-Петербурге.

 

 


Год назад кладбище для животных открылось в соседнем с нами Екатеринбурге. С момента открытия (31 августа 2013 года) компания совершила свыше 160 захоронений. Концепция этого учреждения уникальна. Миссия компании – превращаем горечь утраты в светлую память. Эта фраза не просто добрые слова, в ней вся суть проекта. Во-первых, здесь проводят только индивидуальную кремацию (в отличие от других российских кладбищ, где предлагают на выбор индивидуальную или общую), и не берут за это никаких наценок. Во-вторых, Сад памяти «Memory animals» (название кладбища) – на удивление светлое и красивое место. Это та самая радуга, куда по легенду уходят наши питомцы. «Яркие цвета – часть концепции. Все наши помещения светлые, красочные. Для нас важно было сделать этот проект не темным и мрачным, максимально отстраниться от опыта ритуалов человеческих, – рассказывает исполнительный директор Сада памяти «Memory animals» Виктория Шинкарева. – Общение с животным – очень трогательная личная тема, они всегда приносят нам радость. Мы проводим здесь субботники, открытые уроки для школьников. Нам важно донести до людей, что сюда не нужно бояться приезжать, это сад, где можно гулять».
Цвета радуги присутствуют непосредственно в местах захоронения. Так, например, колумбарные ряды (место, где хранится прах животного) раскрашены в семь радужных цветов. Зачастую в колумбарную ячейку люди также помещают фотографии своих питомцев, любимые игрушки зверя, поводок и пр. – все, что помогает сохранить светлую память о друге.


В Саду памяти есть свой крематор. Американская машина способна кремировать животных весом до 90 кг. Сейчас Виктория планирует закупить большой аппарат для крупных животных, таких как лошади. «В Свердловской области много хозяйств, к нам часто обращаются с просьбой кремировать лошадь. Эти животные становятся очень близкими человеку. Мы хотим, чтобы у наших жителей была возможность цивилизованного захоронения крупных животных», – говорит Виктория. Сегодня на кладбище преимущественно хоронят собак и кошек, около 2 % приходится на экзотических животных, 3 % – на птиц. Здесь нашли свое последнее пристанище шиншиллы, хорьки, белки.


Кремация животного до 10 кг обойдется в 1 000 рублей. Для пенсионеров услуга кремации бесплатна. «Мы понимаем, что у пенсионеров всегда есть животные, они к ним очень привязываются. Поэтому мы решили пойти навстречу пожилым людям, если нужно мы сами довозим их до крематория, так как им тяжело добираться самим», – рассказывает Виктория. – Недавно одна бабушка оплатила место для праха своего кота на шесть лет вперед! У нее погиб сын, муж умер, она решила позаботиться об останках своего питомца на случай, если ее не станет… Мы договорились, что если с ней что-то случится, то мы развеем прах ее кота в лесной зоне».
Дальнейшие расходы зависят от желания клиента. Можно оставить прах в ячейке колумбария. Тогда надо будет проплачивать аренду места, в год – 1 000 рублей. При необходимости прах с останками владелец животного забирает с собой. Можно захоронить животное по человеческому принципу. В Саду памяти есть радужное кладбище, здесь стоят скамейки, где можно посидеть, предаться воспоминаниям, затем прогулять по лесу. В этой части Сада памяти животных хоронят в землю.

Естественно, закопан будет прах, а не тело. «Сталкиваемся с проблемой ментальности. Нашему человеку трудно объяснить, что закапывать можно только прах. Нет культуры захоронения животных, как заграницей», – говорит Виктория. Согласно российскому законодательству, трупы умерших животных являются биологическими отходами. Соответственно, они не могут быть похоронены так же, как человек. Захоронить погибшего домашнего питомца допускается только после сожжения трупа. Также, рассказывает Виктория, на кладбище для домашних животных не может быть никаких христианских моментов – крестов, крупных памятников.

 


Нелегальные похороны


Между тем, отсутствие легальных кладбищ для животных в городах создает проблемы не только для хозяев, но и для всех жителей. Ведь если не разрешено официально, то не значит – что не существует фактически. На запрос «где похоронить умершего кота собаку», всемирная сеть выдает десятки форумов, где пользователи Интернета рассказывают о своем опыте захоронения домашних питомцев и дают советы интересующимся. «В покрывало, в машину, на заднее сиденье и на дачу. В самый дальний угол, под сирень», – далеко не единичный комментарий такого рода. Вот еще: «Мы пса на даче похоронили», «Своего похоронила в лесу рядом с дачей, в охранной зоне» и все в том же духе. Неофициальные кладбища домашних животных, как правило, располагаются близ кладбищ для людей. Нередко люди хоронят животных прямо на своих дачных участках.


Людей нетрудно понять, ведь, что делать с трупом домашнего питомца – вопрос, на который у многих владельцев животных нет ответа. Как рассказал начальник управления ветеринарии Министерства сельского хозяйства Челябинской области Виктор Тихонов, сегодня в регионе работает один утилизационный завод в Увельском районе. Практически у всех частных ветклиник Челябинска и Челябинской области заключен договор с утильзаводом на переработку трупов животных. Есть такая договоренность и у областной ветстанции, можно обратиться туда. Однако не все владельцы животных соглашаются на такую меру. Ни для кого не секрет, что ветеринарно-санитарные заводы перерабатывают трупы на мясокостную муку, которая затем идет на корм сельхозживотных. «На сегодняшний день к нам обратились три частные компании, которые планируют заниматься кремацией животных. Мы отправили их в Роспотребнадзор, так как организация крематория относится к их юрисдикции. При наличии крематора должен быть проект санитарно-защитной зоны, а также проект предельно допустимых выбросов. В принципе в этом ничего сложно нет, – рассказывает Виктор Тихонов. По мнению специалиста, кремация – лучший вариант для утилизации трупов животных. «Во-первых, это эстетично, во-вторых, безопасно для населения, окружающей среды. Если бы такие вот ритуальные услуги для животных появились в нашей области, это было бы очень здорово», – считает Виктор Тихонов.
За несанкционированные кладбища ответственность несет владелец земли. Даже если стихийное кладбище организовали физические лица, штраф за нарушение правил утилизации животных налагается на администрацию территории, где устроили нелегальный могильник. Должностному лицу придется заплатить штраф в размере от 20 до 40 тысяч, юридическое лицо понесет наказание в виде штрафа от 200 до 500 тысяч рублей. Кроме того владелец земли в этом случае должен будет провести работы по рекультивации так называемого скотомогильника – огородить территорию, выставить аншлаги, разработать проект санитарно-защитной зоны. В случае если человек устраивает захоронение на своем участке, то ответственность перед законом несет он.


Вместе с тем Виктор Тихонов отмечает, что на сегодняшний день несанкционированных кладбищ для домашних животных в регионе становится меньше, Лет 10-15 назад наблюдалось большое количество нелегальных могильников, сегодня – единицы. Это результат серьезной работы, которую в этом направлении прокуратура проводит совместно с экологами, Роспотребнадзором, управлением ветеринарии.


Кстати, как рассказали в региональном Минсельхозе, не всех животных можно хоронить, где вздумается даже в виде праха. Исключение составляют звери, умершие в результате заражения особоопасными заболеваниями, такими как бешенство, сибирская язва, ящур и пр. Сожженное тело такого животного должно храниться в специальной зоне, которая заносится в реестр скотомогильников. В области 17 таких захоронений.

А что у нас?

Сегодня екатеринбургская компания Сад памяти «Memory animals» готова продать франшизу на открытие подобного бизнеса в других городах. Но главное, Виктория Шинкарева готова поделиться своим опытом в организации услуг по захоронению домашних животных. Этот бизнес не принесет взрывного дохода, честно говорит Виктория, но, окупившись через три-пять лет, предприятие будет приносить стабильный заработок своему владельцу. Для налаженной работы достаточно пяти человек. Такой бизнес вполне подойдет для семьи, которая любит животных, возможно, занимается их разведением. «Самая дорогая статья расходов для вложения – земля, – рассказывает Виктория. – Она должна быть специального назначения под кладбище для домашних животных. На поиски и получение такого участка может уйти достаточно много времени». В Екатеринбурге городские власти искали подходящее место для Сада памяти около пяти лет, зато сейчас «Memory animals» занимает четыре гектара земли, соответствующей всем необходимым нормам законодательства. «Я знаю, что в Челябинске тема с открытием кладбища для домашних животных муссируется с 2000-х годов. Видимо камнем преткновения становится именно проблема с поиском земельного участка», – говорит Виктория. Сейчас екатеринбуржцы ведут переговоры с двумя челябинскими компаниями. Если дело выгорит, в столице Южного Урала проект будет работать по франшизе. По словам Виктории Шинкаревой, Челябинск сам вышел на переговоры, представители обоих потенциальных партнеров уже приезжали в Екатеринбург посмотреть, как организован проект в уральском городе.


Мы связались с челябинским зоозащитником Кареном Даллакяном. Именно этот человек уже давно продвигает тему кремации животных в регионе. В октябре прошлого года Карен Даллакян сообщил, что в его клинике уже полтора года простаивает новый аппарат, однако чтобы начать работу, необходимо специальное помещение. Крематор, позволяющий сжигать трупы животных до 100 кг, был куплен в Европе, по словам Даллакяна, такие аппараты пользуются популярностью на европейском континенте, они наиболее экологичны, практически не несут вредных выбросов. Как уже сегодня рассказал «Губернии» Карен Даллакян, вопрос с помещением должен решиться в ближайший месяц, после этого останется решить вопрос с коммунальными службами, сформировать ценовую политику. По словам зоозащитника, он знаком с екатеринбургским проектом, но работать будет самостоятельно. «Наша цель – решить проблему с трупами, которая актуально стоит на Южном Урале, в частности в Челябинске, сделать процедуру утилизации животных этичной. Поэтому нам важна не только торжественная (индивидуальная) кремация, но главным образом общая, санитарная».

ПАМЯТНОЕ ДЕРЕВО


Для тех, кто во что бы то ни стало хочет похоронить свою животинку возле дома, Сад памяти заказал специальную продукцию из-за границы. Урна для захоронений состоит из двух туб: в нижнюю помещается прах животного (эта часть закапывается в землю), в верхнюю – дренаж и земля, куда кладется кедровая семечка.  «Такой формат захоронения на своем участке допустим. Прах перемешивается с землей, урна разлагается в земле, а семечка дает росток, в итоге в память о животном человек получаете дерево! Это очень красиво», – говорит Виктория Шинкарева. Сад памяти позиционирует себя как эко-проект, важная составляющая работы – безопасность деятельности для планеты. Кладбище расположено в сосновом бору в черте город, компания гордится тем, что при строительстве колумбария не было вырублено ни одного дерева. 

 


Председатель Центра защита прав животных «ВИТА-Челябинск» ОЛЬГА КАЛАНДИНА:
«Кремация – это единственный приемлемый способ утилизации трупов с точки зрения экологии. На мой взгляд, такую практику нужно применять не только с трупами животных, при захоронении людей этот метод должен быть преимущественным.


Что касается кладбищ для домашних животных – эта идея также мне близка. Хороня животных со всеми почестями, мы еще раз подчеркиваем, что они нам не безразличны, что для нас это не просто «биомасса». Такие процедуры несут важный воспитательный момент».

 

Председатель Центра защита прав животных «ВИТА-Магнитогорск» АЛЬФИЯ КАРИМОВА:
«По моему мнению, необходимо помогать живым животным. Мертвым уже все равно. Есть ветеринарные клиники, в которых утилизируют трупы умерших животных, а бойни, виварии и зверофермы по-прежнему переполнены живыми страдающими узниками человеческого эгоизма или незнания.
Повышенное внимание к теме кладбищ для кошек и собак кажется мне нежелательным. Оно вновь уводит вектор общественного интереса от упорно замалчиваемых мучений главных жертв антропоцентризма – «продуктивных» животных, от кладбищ внутри нас, на нас и ради нас (пищевая, пушная промышленности, сфера экспериментов, развлечений).

Екатерина САЛАХОВА

 

 

 


Поделиться

поделиться:

 

Другие материалы рубрики
19:34 Муниципалитеты Челябинской области получили удвоенную субсидию на ремонт дорог

В этом году регион снова нацелился на рекордные объемы по дорожному ремонту. В планах — привести в порядок около 800 километров дорог, однако губернатор Алексей Текслер не исключает вероятность, что и эта цифра немного подрастет. Асфальтобетонные заводы Челябинской области уже запустили в работу. Да и погода позволяет начать ремонт. На ряде дорог скоро уже заработает техника. В этом году областные власти сделают упор в том числе на ремонт дорог туристического направления. А сегодня, 18 апреля, глава региона оценил состояние нескольких дорог Челябинска.

19:03 Депутат Госдумы РФ расскажет, уменьшится ли объем домашних заданий в школах

Яна Лантратова станет гостьей проекта «Большая редакция» и в прямом эфире ответит на вопросы журналистов и зрителей об образовании. Так, один из вопросов, который планируют обсудить ведущий и парламентарий, — непосильный объем домашних заданий в школах, а также методы борьбы с этим явлением.

16:55 Малыши Нагайбакского района будут учиться кататься на коньках с помощью тренажера-пингвина

Новый инвентарь для физкультурно-оздоровительного комплекса и спортшколы муниципалитета закупили по программе «Развитие физической культуры и спорта в Челябинской области». Кроме тренажеров-пингвинов, с помощью которых дети учатся стоять на коньках, приобретен инвентарь для плавания, беговая дорожка, наборы для мини-футбола, хоккейные игровые ворота, клюшки и многое другое.

Возврат к списку