Суббота, 11 Мая 2024

Вадим ВОРОБЕЙ: «Мы повышаем уровень потребительской культуры покупателя»

09.09.2014 Корреспондент: 0

На Южном Урале вот уже несколько лет успешно ведет работу «Народный контроль», помогая гражданам отстаивать права потребителя. О том, какие задачи решает эта некоммерческая организация, какую пользу несет простым южноуральцам, рассказал нам координатор проекта по Челябинской области Вадим Воробей.

На Южном Урале вот уже несколько лет успешно ведет работу «Народный контроль», помогая гражданам отстаивать права потребителя. О том, какие задачи решает эта некоммерческая организация, какую пользу несет простым южноуральцам, рассказал нам координатор проекта по Челябинской области Вадим Воробей.

– Вадим Анатольевич, расскажите, как зародилась идея запустить проект «Народный контроль» в нашем регионе?
– «Народный контроль» – это федеральный проект, которому уже более четырех лет. Мы в Челябинской области одни из первых, кто взялся за его реализацию. Начало деятельности организации связано с возросшей потребностью граждан заявлять о своих правах в сфере народного потребления. Убежден, что данный проект социально значим и эффективен, поскольку на сегодня все больше людей хотят участвовать в работе общественного
контроля. У нас в регионе 49 муниципалитетов и столько же групп народного контроля. Фактически в каждом районе и городе Челябинской области есть народные контролеры. Всего у нас около трех тысяч представителей организации в регионе, только в
Челябинске более 300 человек. И число неравнодушных граждан постоянно растет. Каждому участнику движения выдается удостоверение «народного контролера».
Справедливости ради стоит отметить, что не все из них активно задействованы в проекте. Многие люди, поучаствовав и получив необходимые знания и опыт, разобрались для себя в каких-то значимых вопросах и теперь используют это в своей повседневной жизни, принося тем самым пользу себе и своим родным и близким.
– Каковы функции у «Народного контроля», и какие задачи стоят перед вами?
– Первоначально все ограничивалось мониторингом в сфере регулирования торговли продуктами питания первой необходимости. Однако в дальнейшем полномочия стали расширяться. Появилась функция наведения порядка в сфере торговли. Она включает в себя контроль над сроками хранения продуктов, товарным соседством, холодильным оборудованием, порядком и чистотой. Кроме того, стараемся предотвратить обвес, обман покупателей. Спустя некоторое время функции «Народного контроля» пополнились наблюдением за ценами на лекарственные препараты в аптечных сетях и на газосмазочные материалы, в частности на бензин. И так далее. В целом задача, стоящая перед нами, – соблюдать баланс интересов производителей, представителей торговли и покупателей.
Отдельное направление нашей деятельности – это работа с производителями Челябинской области. Мы проводим круглые столы, задаем сложные вопросы, ездим на предприятия и осуществляем контроль непосредственно на предприятии. Поскольку покупателей интересует конечный продукт, который представлен на торговых полках, эта деятельность более интересна самим производителям. Если говорить о балансе интересов участников рынка, то мне кажется, что ресурсы для снижения цен есть сегодня в первую очередь в торговле. Торговая наценка позволяет работать и развиваться системе этой сферы в полном объеме. А вот как раз производитель находится в более сложных условиях. У
многих из них рентабельность бизнеса составляет в среднем не более 3–5 процентов.
Одна из важнейших задач, стоящих перед «Народным контролем», – просветительская. Читаем
лекции о вредных и полезных продуктах питания, о БАДах (биологически активных добавках). Есть специальная лекция про ГМО (генетически модифицированные организмы), отдельно про различные консерванты, красители, загустители и так далее.
Я сам лично веду лекции для народных контролеров, рассказываю, как правильно проводить мониторинг, о специфике продуктов питания.
– Сейчас актуальна тема роста цен на продукты питания…
– В рамках плановой работы дважды в месяц мы проводим мониторинг продуктов питания первой необходимости. Информируем людей в случае повышения цены на какой-либо продукт, выявляем сетевые бренды, более выгодные для потребителя или наоборот – более дорогостоящие. Оперативная работа ведется по обращениям граждан. Для этого созданы группы, которые реагируют на сигналы от общества. Как правило, всегда находим решение и
выход из положения. Если вернуться к вопросу о том, какие еще мероприятия мы организуем, то здесь можно назвать ежегодный форум лучших народных контролеров среди участников движения. Недавно возродили замечательную традицию, известную еще с советских времен, – проект «Знак качества». Это тоже в рамках работы с производителями. У бизнесменов и предпринимателей эта награда пользуется большим уважением, по сути это самые лучшие предприятия Челябинской области.
В этом году семь организаций предоставляют гранты некоммерческим организациям. Мы уже подали заявку в номинации «Народный контроль. Образовательная программа для потребителя». В рамках этой программы, при наличии средств, мы и планируем завершить работу над сайтом, который будет оперативно информировать покупателей о ценах на продукты питания первой необходимости.
– Какие полномочия имеются у организации? На какие сферы жизни фактически удается влиять сегодня?
– Правовое поле для нашей деятельности совсем недавно существенно поменялось. До этого мы работали на основании закона о торговле и закона о защите прав потребителей. Летом этого года был принят новый закон об общественном контроле. Он значительно расширяет полномочия общественных объединений граждан по контролю над всеми сферами жизнедеятельности человека. Это и жилищно-коммунальная сфера, и торговля, и сфера
обслуживания. Вплоть до контроля над содержанием заключенных в местах лишения свободы.
– С какими сложностями вам приходится сталкиваться в процессе своей деятельности?
– На нынешнем этапе у нас нет особых проблем во взаимодействии как с нашими производителями, так и системой торговли. Такое могло быть в самом начале нашей работы, когда у нас только формировались группы. Народных контролеров выгоняли из магазинов, мы вызывали милицию и доказывали, что наши действия направлены на защиту интересов граждан и поэтому не противоречат закону. Сегодня наоборот – многие умные директора магазинов говорят: «Спасибо за то, что вы находите наши недостатки. Выявляете просроченные продукты, нарушения правил их хранения». Это и понятно,
ведь руководству приходится много работать с документацией и зачастую некогда зайти в торговый зал и основательно проинспектировать работу своего персонала.
Если обнаруживаются недостатки, мы не стремимся устроить из этого скандал – наше первое
действие – проинформировать администрацию магазина о имеющемся нарушении. Как правило,
большинство нарушений устраняются уже в ходе проведения этой проверки.
В организации есть правило, согласно которому наши народные контролеры берутся составлять протокол только тогда, когда директор магазина не
признает нарушений и отказывается их устранять. После этого уже мы в письменном виде обращаемся в Роспотребнадзор, и могу сказать, что наши жалобы удовлетворяются практически на 100 процентов. По всем нашим обращениям принимаются действенные решения, вплоть до закрытия магазина – у нас и такие случаи есть.
– Вы работаете по какому-то единому общероссийскому алгоритму или учитывается специфика региона?
– Работаем на злобу дня. Если, к примеру, у южноуральцев есть обеспокоенность ростом цен на продукты питания первой необходимости – занимаемся этим вопросом и информируем население о том, как на самом деле обстоит дело. Задача здесь для нас – не допускать домыслов и спекуляций.
Вообще, каждый муниципалитет сам определяет болевые точки, где необходим общественный контроль. Например, ведутся дорожные работы, где общественность хочет проконтролировать ход этих работ, следить за качеством дорожного покрытия.
В этой связи мы организуем участие граждан в приемке дорог.
В летний период наши народные контролеры участвуют в мониторинге качества питания в детских лагерях. В Озерске наш отдел занимается тем, что ведет мониторинг освещенности дворов и проезжих дорог. В Кунашакском районе актуальна работа по наведению порядка на продовольственных рынках.


НА ЗАМЕТКУ
Каждый южноуралец может позвонить на федеральный номер «Народного контроля» для
получения консультации, либо дать сигнал о нарушении: 8-800-444-00-15.
Дополнительно по данному номеру можно обратиться в «Народный контроль ЖКХ». Данным проектом руководит депутат Законодательного с обрания Александр Мотовилов. Это направление по работе с населением в сфере услуг жилищно-коммунального хозяйства.

 

Поделиться

поделиться:

 

Другие материалы рубрики
20:35 В Челябинске полицейские за один день оформили паспорт участнику спецоперации

Челябинец вернулся в город в краткосрочный отпуск. Паспорт ему нужно было поменять, поскольку недавно он отметил 45-летие.

19:55 В Миассе открыли новый памятник, посвященный защитникам Отечества

Монумент установлен благодаря общим усилиям общественников, меценатов, участников боевых действий и местных депутатов

19:29 Алексей Текслер отметил, что Россия не позволит никому переписать историю

На концерте, посвященном празднованию Дня Победы, глава региона обратил внимание: сейчас недружественные страны пытаются преуменьшить роль нашей страны в борьбе с нацизмом в годы Великой Отечественной войны. Но эти попытки безуспешны. И доказательство тому – героизм участников спецоперации. Они – прямые наследники поколения победителей, а значит, как их деды и прадеды, сумеют отстоять и защитить Родину.

Возврат к списку