Среда, 5 Октября 2022

О конкурентности российской сельхозпродукции

13.01.2010 Корреспондент: Октябрьская

«На высокие наши стремления,\
на  душевные наши нюансы,\
на туманные духа томления –\
очень грубо влияют финансы".\
И. Губерман\

Как понимать конкурентоспособность написано, сказано и показано предостаточно. С этим вроде бы ясно. Дело за малым –– как сделать, чтобы эта самая конкурентоспособность стала явью. И чтобы продукция была привлекательной и закупочные цены чтобы …., и многое чего другое.
В качестве примера можно привести данные Всероссийского научно–исследовательского института экономики сельского хозяйства. Можно совершенно согласиться с теми выводами, что потенциал отечественного аграрного сектора используется  недостаточно эффективно. Следует однако признать, что в последние годы Россия все–таки стала играть более заметную роль  на мировом рынке сельскохозяйственной продукции в качестве экспортера (например в 2008 году на ее долю приходилось около 11 % мирового экспорта пшеницы). Но тем не менее импорт продовольственных товаров растет опережающими темпами и в результате превышает их экспорт в 4 раза.
Достаточно отметить, что в 2008 г. экспорт продовольствия  достиг 9,4 в то время как ввоз на российский рынок продовольственных товаров и сельхозсырья из–за рубежа составил 35 млр. долл. США. Если в 2000 году экспорт продовольственных товаров и продсырья составил 1,6 млрд. долл, то, как уже выше отмечено в 2008 г.–– 9,4 млрд.
Таким образом, Российский АПК располагает достаточно высоким потенциалом, но тем не менее его использование требует дальнейшего развития, внедрения инновационных технологий.
По данным ВНИИЭСХ на внутреннем рынке доля российских продовольственных товаров в объеме товарных ресурсов розничной торговли продовольственными товарами в 2008 году составила 65 %. Несомненно, это сигнал, что налицо несоблюдение критериев продовольственной безопасности страны.
В составе причин такого состояния дел, можно назвать социально– экономические преобразования последних  двух десятилетий в аграрном секторе, которые привели к спаду сельхозпроизводства. Одновременно с этим либерализация цен и торговли, ликвидация механизмов ценового субсидирования по сути поставили аграрный сектор в неравное положение при конкуренции с зарубежными производителями.
Поскольку, по факту, отечественный АПК, является одним из наименее поддерживаемых секторов экономики, в сравнении с развитыми странами, сельское хозяйство не может обеспечить импортозамещение и стать экспортоориентированной отраслью, не произошло необходимого роста производительности труда и эффективности производства.
По–прежнему инвестиционная привлекательность отрасли низкая: рентабельность в сельском хозяйстве меньше, чем в целом по экономике , в то же время риски в агросекторе, выше чем в других отраслях.

Эффективность производства сельхозпродукции и средние цены производителей сельхозпродукции (по данным ФАО 2008 г.)
    Бразилия     Германия    Канада    Россия    США    Франция
Надой молока га одну корову, кг/год;     1301    7048    8187    4226    9219    633,7
урожай пшеницы, ц/га
    22,2    69,6    23,2    21,0    27,0    62,6
Средние цены производителей, долл/т
   Бразилия     Германия    Канада    Россия    США    Франция
Пшеница    226    245    187    182    238    266
Молоко    298    457    641    328    423    424
Из таблицы видно, что с точки зрения цен аграрных производителей,  на отдельные  виды продукции эти цены ниже, чем у ведущих мировых экспортеров. Казалось бы, они более конкурентны, но тем не менее, цены импортных операций с сельскохозяйственным сырьем и продовольствием зачастую оказываются ниже цен сельхозтоваропроизводителей.
По мнению ученых ВНИИЭСХ, международная торговля сельскохозяйственной продукцией, с точки зрения принципов сравнительного преимущества искажена государственными субсидиями и прочими защитными мерами. Это организовано в экономически развитых  странах. Например, в странах западной Европы, господдержка в валовом доходе сельхозпроизводителей в два с лишним раза выше, чем в России. Между тем, развитые страны, пеняют другим на недопустимость высокой, с их точки зрения, господдержки.
Одна из основных целей современной государственной аграрной политики –– повышение конкурентоспособности  отечественного сельского хозяйства.
Меры, предусмотренные Госпрограммой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельхозпродукции, сырья и продовольствия на 2008–2012 годы, недостаточны для достижения поставленных целей.
Конкурентоспособность отечественной продукции может быть достигнута только путем осуществления достаточной целенаправленной государственной политики. Финансовая подпитка АПК должна обеспечить устранение технологической  отсталости. Меры продвижения отечественной продукции призваны устранить преграды, возникающие у отечественных сельхозтоваропроизводителей  при реализации продукции на внутреннем рынке и не связанные с эффективностью ее производства. Меры продвижения отечественной  продукции на внешнем рынке, будут обеспечивать расширение присутствия российской продукции на мировом продовольственном рынке и помощь производителям в преодолении препятствий на пути такого выхода.

Л. ЧЕЧУЛИН.

Поделиться

поделиться:

 

Другие материалы рубрики
14:02 Учителям Челябинской области вручили губернаторские премии

Алексей Текслер и министр образования региона Александр Кузнецов поздравили педагогов с профессиональным праздником, отметив их особую роль в новой исторической эпохе

13:27 В роще микрорайона Парковый может появиться экотропа

Свой проект благоустройства территории мэру Челябинска представили ученики образовательного центра

12:41 В Челябинской области перестают ходить «летние» электрички

Также некоторые пригородные поезда перестанут останавливаться у небольших дачных пунктов

Возврат к списку