Четверг, 15 Мая 2025

ЖИЗНЬ СКВОЗЬ ГОДЫ И РАССТОЯНИЯ

24.09.2011 Корреспондент: Советское

В своём селе он считался уважаемым\
\
человеком, помогал людям в перевозке\
\
грузов, никогда не зазнавался. Знали его\
\
и как участника Великой Отечественной\
\
войны. Среди водителей автогаража он\
\
всегда был на Доске Почёта.\
\

Виктор Артемьев

 

 

Иногда бывает так, что неожидан-

но заедет к тебе кто-то из далёкого

детства — из времени, насыщенного

встречами с интересными людьми, ос-

тавившие в памяти приятные воспоми-

нания. Так случилось и со мной.

В начале июля к моему дому подъехал

шикарный, серебристого цвета «Опель».

Из машины вышел незнакомый человек.

Осмотревшись по сторонам, он напра-

вился к калитке, а вскоре на его стук вы-

шел и я. Передо мной стоял седовласый

мужчина. Тотчас его лицо осветила улыбка.

Я произнёс:

— Саша — Ты?

Он обрадовался и тут же ответил:

— Виктор Иванович, Вы узнали меня!

Вот приехал к родным в Варну и решил

навестить Вас.

Я пригласил его в дом.

С Сашей Гурьяновым мы познакоми-

лись давно. Я знал его ещё школьником.

Работая старшим Госавтоинспектором

Варненского РОВД по долгу службы мне

нередко приходилось бывать в населён-

ных пунктах района, в том числе и на отде-

лении «Большевик» совхоза «Новый Урал».

Здесь и жила семья Гурьяновых. У них был

собственный дом с садом и огородом, до-

машним хозяйством. Жили они дружно,

в материальном достатке. Хозяин, Иван

Никитович, работал шофёром на ГАЗ-51.

В своём селе он считался уважаемым

человеком, помогал людям в перевозке

грузов, никогда не зазнавался. Знали его

и как участника Великой Отечественной

войны. Среди водителей автогаража он

всегда был на Доске Почёта.

С образованием ДНД в 1959 его избра-

ли дружинником. У себя на отделении стал

вести разъяснительную работу по предо-

твращению дорожных происшествий и

нарушений общественного порядка.

Вот к нему я и заехал в преддверии

хлебоуборочной кампании, чтобы обсу-

дить состояние транспортной дисципли-

ны на селе. Был тогда 1966 год.

Тогда с женой Еленой Николаевной

они воспитывали троих школьников: Та-

исию, Сашу и Анатолия. С ними и позна-

комил меня Иван Никитович. Дети во всём

помогали родителям, примерно учились

и сознательно готовили себя к взрослой

жизни. Поэтому у меня с ними установи-

лись доверительные отношения. Алек-

сандр мечтал стать лётчиком, а Анатолий

— инженером.

«Скажу честно, Виктор Иванович,

— начал свой рассказ Саша, — после

окончания Новоуральной средней шко-

лы, я, как и Вы, решил отслужить в армии,

в Военно-воздушных силах. И мечта моя

сбылась. Призвали в ВВС. Лётная часть

располагалась вблизи города Токмак

Киргизской ССР. Служил хорошо, с боль-

шим рвением и старанием. Стал специа-

листом первого класса по обслуживанию

самолётных двигателей, награждён зна-

ком «Отличник ВВС». Здесь я, как гово-

рится, ещё сильнее «прикипел» к небу,

захотелось стать пилотом и летать на

АН-2. Поэтому уволившись в запас в зва-

нии сержанта устроился на работу слеса-

рем по ремонту самолётных двигателей

Челябинского аэроклуба «ДОСААФ», а

через год, в 1972 — в Бугурусланское

лётное училище гражданской авиации

Оренбургской области.

Через два года я получил диплом и

меня направили в Таджикистан город Ле-

нинабад. Встал там на комсомольский учёт.

Закрепили за мной самолёт АН-2, который

в народе называют «кукурузником». Был

он мне знаком с детства. Вблизи нашего

села он часто садился и взлетал, опыляя

химикатами поля и сорные травы. С мест-

ными ребятами я бежал к самолёту, чтобы

ближе рассмотреть его, потрогать, увидеть

лётчиков. И это тоже отложило отпечаток

на выборе моей будущей профессии.

И вот на новом месте мне пришлось

заниматься опылением полей, но уже

хлопковых. Появились у меня и новые

знакомые, товарищи из числа местных

жителей и по лётной работе. Стали мне

говорить о создании своей семьи. Но

об этом я не мог пока думать. Работа за-

полнила всё моё сознание. Я выполнял

возложенные на меня обязанности и

комсомольские поручения. Считал это

своим интернациональным долгом. За

хорошую и добросовестную работу Ле-

нинабадский обком комсомола выделил

мне путёвку в международный молодёж-

ный Дом отдыха «Спутник» вблизи Сочи.

Здесь, на дискотеке, я познакомился с

одной девушкой по имени Нина. Она

приехала из Воронежа, окончила там фи-

зико-математический факультет пединс-

титута. Стали с ней переписываться.

Вскоре меня пригласили в обком

комсомола и предложили проехать по

комсомольской путёвке на стройку века

«Байкало-Амурскую магистраль», где

требовались пилоты АН-2. Я согласился.

Приехал в 1976 году в город Усть-Кут Ир-

кутской области. Наступившие морозы за

40 градусов не пугали меня. В Усть-Куте я

перевозил лесорубов, геологов, почту, ра-

бочих и специалистов БАМа.

Весной следующего года я приехал в

Воронеж, где и состоялась наша свадьба.

Знаете, Виктор Иванович, после того как

мы, дети, разъехались после школы, спус-

тя несколько лет с Большевика уехали и

мои родители, которые были родом из

Поволжья, если точнее, с Ульяновской об-

ласти, где жили наши родственники. Поэ-

тому долгое время я в Варненский район

не приезжал.

В 90-е годы родители вернулись, но

уже стали жить в Варне. Отец умер поч-

ти 10 лет назад, мама, которой сейчас 92

года, живёт с дочерью.

— Ну, а как брат твой, Анатолий пожи-

вает? — спрашиваю я у Саши.

— У него всё хорошо,— отвечает мой

собеседник,— после окончания автотрак-

торного факультета Политехнического

института он стал работать на одном из

секретных заводов оборонного значе-

ния. За разработку и успешное испытание

мощного дизельного двигателя стал лау-

реатом премии Ленинского комсомола.

Сейчас с семьёй живёт в Челябинске.

— Так вот, Виктор Иванович,— про-

должает рассказ Саша,— в Сибири с же-

ной у нас родились две дочери и жили там

мы уже одиннадцатый год. В это время

приглашает меня начальник аэродрома и

предлагает поехать в Омск для переучи-

вания на пилота вертолёта Ми-8, экипаж

которого состоял из трёх человек: пилота,

штурмана и грузов. После сдачи экзаме-

нов и полётов на Ми-8 поступил Приказ

откомандировать меня в распоряжение

авиационной базы Архангельска. Там и

стал жить с семьёй, продолжая свою лёт-

ную работу.

— Были ли у тебя опасные ситуации?

— спрашиваю я его.

— Нет,— уверенно ответил он,— и

везенья какого-либо здесь нет. Просто с

присущей мне внутренней дисциплиной

и ответственностью я всегда тщательно

готовился к полёту. А вот у других пи-

лотов случались. Вы наверное слышите,

как порою об этом сообщают по телеви-

зору и радио. Основная причина этих

происшествий — человеческий фактор.

Примеров тому не мало — трагедия

с польской делегацией.

Но как знаете, в авиации строгие

требования к здоровью пилотов, по-

этому в 1995 году, когда мне исполни-

лось 45 лет, мне пришлось уволиться

в звании капитана запаса.

Имея удостоверение водителя кате-

горий «В» и «С», со стажем управления

легковым автомобилем я устроился на

работу инструктором в автошколу по под-

готовке водителей категории «В». И это

меня устраивает. Там, в Архангельске, мы

живём почти 20 лет.

Конечно, в душе я по-прежнему счи-

таю себя «Сыном степного Южного Ура-

ла», потому что здесь я родился, но с

другой стороны, не представляю себя

без Архангельска, этого северного края.

Здесь живут своими семьями две моих

дочери Лена и Галя. Каждая имеет по два

высших образования, хорошую оплачива-

емую работу. Нередко на нашей даче мы

собираемся одной большой и дружной

семьёй. Так что я счастлив, что у меня сло-

жилась такая судьба.

— Как же, ты рискнул приехать один к

нам в Варну? — спрашиваю я.

Саша поясняет:

— Жена, Нина Сергеевна, дочери и зя-

тья мою идею восприняли не однозначно.

Но я смог их убедить, и они согласились

при условии соблюдения мною скоро-

стного режима и бдительности на дороге.

Выехал я 24 июня, в пять часов утра с уста-

новленным маршрутом: Котлас—Сыктыв-

кар—Киров—Пермь—Свердловск—Че-

лябинск—Варна. Преодолел почти три

тысячи километров за 35 часов с неболь-

шим отдыхом в пути.

И словно чувствуя, что я задам ему

вопрос, сказал: «Какого-либо рэкета по

отношению ко мне не было. Правда, два

раза останавливали на постах ГИБДД, но

всё обходилось благополучно.

Очень рад, что повидал маму, всех

родных, отчий дом в Большевике, где я

не сдерживал слёз. Побывал и в вашем

районном музее. Там встретил свою одно-

классницу, которая много лет проработала

его директором. Но я её не узнал, зато уз-

нала меня она. М. И. Калошина рассказала

мне, как сложилась жизнь у других одно-

классников, наших дорогих педагогов.

Вот, пожалуй, и всё, Виктор Иванович,

2 июля утром выезжаю домой, в Архан-

гельск. По пути заеду в Челябинск, к брату

на часок и дальше в путь неблизкий».

Мы обнялись с ним, и я пожелал ему

счастливого, благополучного пути. Потом

я некоторое время размышлял над его

рассказом и пришёл к выводу: ведь всё

в жизни у него сложилось хорошо, чему

был искренне рад. Ни годы, ни расстоя-

ние не смогли поколебать в нём твёрдую

уверенность и упорство в достижении

поставленной цели, создании прекрас-

ной семьи, быть полезным в добрых делах

людям. И в этом он был счастлив.

Поделиться

поделиться:

 

Другие материалы рубрики
20:38 В Челябинске подвели итоги первой региональной молодежной премии «Медиасреда»

На премию поступило почти 400 заявок из 27 муниципалитетов Челябинской области. По итогам конкурсного отбора лучшими признаны сто работ. Победителей лично поздравил губернатор Алексей Текслер, отметив, что количество поступивших заявок превысило ожидание.

– Контент очень достойный, – признал глава региона. – Многие работы посвящены актуальным темам – юбилею Победы в Великой Отечественной войне и Году защитника Отечества. Уверен, что этот конкурс для многих станет импульсом для дальнейшего развития. И мы, безусловно, будем и дальше вам помогать.
https://t.me/chgub

19:12 В Челябинске заблокировали и опечатали арендные электросамокаты

Сервисы кикшеринга стали недоступны сегодня, 15 мая. Развернутых комментариев ни один из сервисов пока не дает, а в областном Следственном управлении СК России отметили, что возбуждено уголовное дело по факту предоставления в Челябинской области услуг ненадлежащего качества при использовании электросамокатов.
https://t.me/chgub

18:09 На двух участках в северной части Миасса полностью заменят тепловые сети

Работы на обоих объектах уже начались. Новые трубы смонтируют по областной программе «Большой ремонт74». В администрации Миасса уточнили, что обновить предстоит в общей сложности почти две тысячи метров теплоносителя.
https://t.me/chgub

Возврат к списку