Старым учителям на многое рассчитывать не приходится, но на благодарную память они имеют право.
Прошёл год учителя. Под фанфары и триумфальные марши пропело Правительство и наше Министерство просвещения благодарность учительству, в очередной раз оставив его, по большому счёту, за чертой бедности. А я вот, учитель с сорокалетним стажем, хочу рассказать вам о своих учителях, о тех, благодаря которым стоит и сейчас наша Держава, правда уже не Союзом пятнадцати братских республик, но это уже не их, а наша вина. Многие десятилетия, да что там говорить, всю свою достойно прожитую жизнь, проработали они, мои дорогие учителя, в стенах Чесменской средней школы, которая сначала располагалась в двух деревянных, добротно построенных, зданиях по улице Ленина. А затем она переехала в новое кирпичное двухэтажное здание, построенное в новом, быстро растущим районе села Чесмы. Там уже был Белорусский посёлок, стояли в больничном лесу здания Чесменской районной больницы, и стремительно росли улицы Заречья. И было это в далёком 1959 году. Я помню прекрасные, блестящие уроки математики Сусловой Марии Васильевны, когда в полной тишине (муха пролетит - слышно её жужжание!), она вводила нас в мир стройных цифр и уравнений, знакомила с тангенсами и котангенсами, с теоремой Пифагора, а самое главное - учила нас мыслить, решать в уме, находить нетрадиционные способы решения задач, уравнений. Мария Васильевна была строга, требовательна, справедлива. Она проработала в нашей школе всю свою жизнь. Была среди первых шести учителей в районе, защитившихся на высшую категорию. И только два года назад она ушла из школы на пенсию. Анатолий Сергеевич Суслов — учитель изобразительного искусства, черчения и физкультуры, вёл у нас ИЗО и черчение. Добрейший человек, художник, не раз защищавший честь района на областных и республиканских выставках, он давал нам уроки прекрасного, знакомил с сокровищами Третьяковки, Лувра, Прадо, Дрездена и других музеев. Анатолий Сергеевич организовывал в школе и в районе выставки детского творчества, руководил районным методическим объединением учителей черчения и изобразительного искусства, возводил и возводит в Чесме новогодние снежные городки. Благодаря ему, я полюбил изобразительное искусство, и поступил в МГПИ, на художественно-графический факультет. Моя первая учительница Овсянникова Анастасия Сергеевна научила меня и моих одноклассников и читать, и писать, и решать. Мы с ней и пели, и рисовали, и ходили на лыжах. Анастасия Сергеевна за свой добросовестный труд одна из первых в районе получила звание "Заслуженный учитель РСФСР". Плужникова Анна Павловна преподавала у нас русский язык и литературу. Благодаря ей. я страстно полюбил книги, и постоянно пропадал в районной библиотеке, читая не только программную литературу, но и множество другой, не менее интересной и поучительной. Каждый урок Анны Павловны был как взрыв! То мы составляли былинные предложения в стиле русских былин, то читали стихи, то она затевала с нами театр и мы ставили пьесы и выступали со спектаклями и монологами со сцены. Надо сказать, что в те далёкие времена искусство было ближе к народу чем сейчас, и к нам в Чесму летом приезжал драматический театр из города Челябинска. На берегу реки Туеткан ставился громадный шатёр и дней десять со всего района на грузовых машинах и автобусах на спектакли приезжали колхозники и рабочие совхозов смотреть комедии и трагедии. И это был праздник для всего района. Благодаря Анне Павловне я на всю жизнь полюбил литературу и театр. Гаврилов Михаил Васильевич преподавал у нас физику. Боевой офицер, артиллерист, участник Великой Отечественной войны, он был мудр, по мужски скуп на слова, предмет свой любил, и знал его великолепно. Уроки его были наглядны, доступны и интересны. Афанасьева Людмила Анатольевна вела у нас химию и была моим классным руководителем. Я запомнил её всегда улыбающейся, в белом халате, постоянно в руках у неё были колбочки, мензурки, тигли. Химические опыты, лабораторные работы, хлопки взрывающихся реактивов, всё это в её умелых руках превращало уроки в какой-то фантастический боевик с хорошим концом. Мы любили решать задачи по химии, потому что они всегда были привязаны к жизненным ситуациям, в те времена в стране был курс на химизацию сельского хозяйства и промышленности. Даже водка часто производилась из древесных опилок и прочих несъедобных составляющих, что писалось на этикетках. Знать бы, что мы сейчас пьём, платя немалые деньги за экологически чистый продукт... А какие у неё были интересные классные часы. Всё это и сейчас стоит перед моими глазами. И ещё она была лучшей подругой моей мамы. Моя мама, Молчанова Серафима Леонтьевна, была учителем биологии и географии. В её ведении был и пришкольный участок. Все зелёные насаждения в школе и вокруг неё — это её рук дело. На пришкольном участке она умудрялась выращивать кукурузу высотой в два с половиной, три метра. Это были какие-то фантастические дебри Амазонки, где маленькие семиклашки смотрелись самыми настоящими лилипутами с лейками и тяпками в руках. Многие теперь уже большие деревья Чесмы были посажены маленькими прутиками моей мамой и её учениками. И выросли они только потому, что они за ними и ухаживали во время летних практик. В школе на клумбах было очень много цветов. И только моя мама знает, как, и с каким трудом добывались тогда семена этих удивительных растений. С меня на уроках географии мама драла семь шкур и ставила мне только четвёрки. А когда мои родители уехали в Ново-Еткуль, и меня начала учить географии Абрамкина Елена Никоноровна. я маму часто вспоминал. Оказывается, знал я предмет блестяще и поэтому стал получать по нему одни пятёрки. Елена Никоноровна была не только географом, но и завучем нашей школы. Строгая, прекрасно знающая предмет она была самим воплощением учителя, в лучшем понимании этого слова. Песня Лидия Александровна вела у нас историю. Многие её ученики, только благодаря её знаниям и умению преподавать, знали и любили историю. Это она рекомендовала нам почитать в свободное от занятий время и Гулиа, и Нефедьева, и Хаггардта, и Плиния Младшего, и Анну Антоновскую и многих других авторов. Уроки физкультуры у нас вёл Волков Иван Иванович. Это был большой, всегда улыбающийся человечище, неизменно подстриженный "под Котовского". Сколько любви к спорту и детям было в нём! Кроссы на лыжах. Зимние эстафеты. Волейбол. Осенние кроссы в больничном лесу. Выездные соревнования по району и за его пределы были делом обычным для него и его питомцев. Всё это и многое другое дало нам, тогдашним мальчишкам, такие необходимые навыки, которые очень скоро пригодились многим из нас и на острове Даманском, и в мятежной Чехословакии, и просто в рядах нашей славной Советской армии. Ивана Ивановича любили не только спортсмены, но и вообще все ребята и девчата. Он с каждым мог найти общий язык, и посмеяться и пожурить, если ты в чём-то провинился. Его бескорыстный труд уже после смерти был достойно увековечен благодарными учениками и администрацией района. Его именем назван Чесменский ФОК. Директором нашей школы, когда я там учился, был Пеньков Арсений Семенович, фронтовик, очень выдержанный, крепко сшитый (как говорят в народе), и очень уважаемый среди учителей и учащихся человек. Школой он руководил играючи. Все проблемы решал с ходу. Решения принимал быстрые и всегда справедливые. За что его и любили — и родители, и учителя, и учащиеся. Я помню линейку на втором этаже. Классы, стоящие в каре в виде подковы. И его ясный голос, зачитывающий грозный приказ об исключении из школы учащегося седьмого класса Стёпы за хулиганство. В коридоре стояла мёртвая тишина. Только плакал Стёпа и его мама. Все наши педагоги тогда (в Советском Союзе) получали достойную зарплату и пользовались заслуженным авторитетом у всего населения Чесмы и всего района. Низкий поклон вам от меня, мои дорогие наставники! Светлая память тем моим любимым учителям, которых уже нет на этом свете! На зелёных лужайках у школы № 2 стоят два памятника — Герою Гражданской войны Василию Чапаеву и бойцам красноармейцам, и воинам-интернационалистам, погибшим в локальных войнах в Чечне и Афганистане. Было бы правильно поставить у нашей школы ещё один памятник — моим дорогим учителям. И переписать на мраморной плите их всех поимённо. И мёртвых,и живых. Лев Молчанов, с. Чесма
Поделиться
поделиться:
В настоящее время транспортное сообщение большей части поселка с Миассом осуществляется в штатном режиме. А из-за смытой бетонной переправы отрезало от второй части поселка почти 50 домов. Но постоянно жилые из них только 15. Остальные используются под сады.
По национальному проекту «Безопасные качественные дороги» в регионе в этом сезоне приведут в порядок 186 километров. 57 процентов дорог от планируемого объема уже отремонтировали.
Отрезанными от «большой земли» оказались почти 55 домов. Пока вода не уйдет, все необходимое людям будут доставлять через брод, желающих уехать – эвакуируют.