Пятница, 29 Марта 2024

Дом номер один

27.01.2010 Корреспондент: Наша газета

На улице Гречишникова, так и не ставшей улицей Менделеева, стоят 11 домов. Десять строились как типовые, хотя новые хозяева активно носят изменения в планировку, а один – по индивидуальному проекту.

 

(Продолжение темы. Начало читайте в №2 (98).) 

 

Мила Аришина

Дом №1 строили для научного руководителя института Евгения Ивановича Забабахина. Три четверти только что сданного дома в конце 1964-го заняли его домочадцы, в оставшейся части, на первом этаже, получилась отдельная квартира для еще одной семьи. Спустя 45 лет после заселения здесь живут вдова академика Вера Михайловна и его сын Николай с супругой Еленой. У них часто бывают родственники, дети и внуки, и тогда дом и участок рядом с ним снова напоминают 60-е и 70-е годы, когда улица была многолюднее, а детей – особенно много.
Это сейчас на пути из города в коттеджи можно увидеть максимум белку, ежика, синицу да дятла. Раньше здесь был своего рода заповедник: глухари, рябчики, много зайцев, в озере – раки и рыба, на болоте водились утки, бобры и тритоны. Частым гостем был лось, вспоминают Николай Евгеньевич и Елена Исааковна: «Однажды слышим – собаки заливаются просто. Вышли на берег – они все выстроились и лают на воду. Смотрим – в середине залива какой-то развесистый пень плавает. Потом ближе и ближе подбирается к берегу, начал показываться из воды, и стало видно, что это огромный лось. Собаки попрятались по домам, наступила полная тишина, а он прошел через наш огород, перемахнул через забор высотой метра полтора – будто не заметил его. Лосиха однажды приходила к нам, обгрызала яблони в саду, а мама (Вера Михайловна Забабахина) стояла на балконе, корила ее: «Как тебе не стыдно!»
«Жалко, что сейчас лосей нет», – говорит Елена Исааковна. Хотя тут же вспоминает случаи, когда девочкой возвращалась из школы и боялась идти домой – на тропинке стоял лось, тяжело смотрел на приближающегося человека и не собирался уходить с пути. Ребята из коттеджей сначала ходили в 119 -юшколу пешком. Потом пустили автобус, но после факультативов приходилось возвращаться домой в полной темноте по берегу озера. Было страшновато, особенно девчонкам. 
А вот комаров сейчас стало гораздо меньше – высохло болото. И это не все изменения, которые произошли с середины 60-х. Вспоминает Вера Михайловна Забабахина: «Озеро было заросшее камышами. Двери мы никогда не закрывали. Потом компании начали собираться на берегу, тогда стали ставить заборы. Евгений Иванович всегда был против ограждений, но пришлось. Поразительная публика ведь попадается. Идут они через сад к берегу. Им говоришь: «Это ведь наш участок, обойти-то тут десять метров». А они отвечают: «Ну, подумаешь, пройдем». Мы когда сюда переехали, всё было по-другому. Евгений Иванович первым здесь завел лодку с мотором, катались на ней, на водных лыжах. А зимой – на лыжах по озеру за машиной. Такая благодать была. И город, и дача – всё вместе. Меня всегда спрашивали: «Как вы там живете на отшибе, скучно ведь?» Но мне никогда не бывает скучно. Либо дома что-то делаешь, либо на улице. Да и животные у нас всегда были – и кот, и собака. Мы из Москвы ведь сюда переехали – я ни капли об этом не жалею. Здесь хорошо, спокойно и красиво».
Николай Евгеньевич и Елена Исааковна, выросшие на этой улице, тоже говорят: «Не мыслим себя в городской квартире». Лес, простор, вода – всё рядом. Дом – 189 квадратных метров, достаточно большой участок. У каждого есть свой уголок, у каждого – свои увлечения, говорит Николай Евгеньевич: «Гараж теплый недалеко. Это удобно – в любое время приехал, машину поставил. Да и рядом с домом можно держать. А в городе сейчас ведь проблемы с парковкой. В самом доме можно заниматься поделками. Отец, когда сюда въехал, на втором этаже целую комнату отвел под мастерскую. Там уже собрался настоящий цех  из станков. Внуки в гостях с удовольствием бывают. Мальчишкам здесь хорошо. Лестница на второй этаж очень нравится, младший внук Петя вверх-вниз по ней все время ходит – ему полутора лет еще нет. А старший, Глеб, сразу тащит меня в мастерскую, там строгать-пилить-гвозди забивать. Мы в доме ничего не перестраивали, но однажды у меня была маленькая «диверсия». Я в мастерской на втором этаже построил яхту, прямо внутри.  Вытащить ее можно было только через балкон, да и то еле-еле. Пришлось делать там приспособления – кран, лебедку городить через чердак. В итоге, когда я яхту спускал, снес электропроводку, окошко испортил на чердаке. Вообще, два каноэ и три яхты я здесь уже построил».
«А женское хобби – убирать эту огромную квартиру, – вступает в разговор Елена Исааковна. – По весне, например, я мою 18 окон. («Зато фигура у жены стройная», – улыбается Николай Евгеньевич.) Конечно, не сравнить коттедж с обычными квартирами. Приходишь к кому-нибудь в гости, к дочери например,  раздается шум сверху, снизу, с боков – от соседей. Это так непривычно. Ну и, конечно, возможность отдохнуть в разных комнатах на большой площади – очень важна. Вот здесь у нас раньше стоял теннисный стол, он же для большой компании служил обеденным».
Ценят жители коттеджей и возможность купания рядом с домом. Хотя и здесь тоже проскакивает нотка ностальгии: «А вот раньше»… А раньше не было пьяных компаний под забором, не было машин с громкой музыкой, не было гонок по улице. Последних, правда, стало немного меньше после того, как дорогу к пляжу загородили огромными камнями, а на въезде установили ограничительный знак. Но все равно сказанное на дальнем конце пляжа слово по воде доносится до коттеджей так, будто разговор идет рядом. Что уж говорить о шуме от компаний – летом спать просто невозможно, иногда на крики «Помогите, убивают!» – приходится вызывать милицию. А еще одно время прибой размывал берег, во время синарских штормов унося с собой целые куски огорода со смородиновыми кустами. Потом его укрепили, подогнав сюда сотни машин с булыжниками.
Об огороде разговор отдельный. История коттеджей – история страны в миниатюре. Знала улица и первые городские автомобили, яхты, знала и вынужденное разведение картошки, кур и индюков – в голодные 90-е каждый старался прокормить семью, как мог.
Сейчас в коттеджах появились новые соседи, а раньше все знали всех – и в лицо, и по имени. «Было ощущение семьи, всё общение проходило в нашем маленьком магазине. Очень хорошие отношения были. Жалко, что всё это прервалось, сейчас, когда встречаемся уже реже, с такой радостью общаемся», - в  один голос говорит семья Забабахиных.
Но со стороны жизнь в коттеджах и сейчас кажется раем. Недаром здешних обитателей атакуют и знакомые, и незнакомые: «Соберетесь продавать дом или узнаете, что это хотят сделать соседи, – обязательно скажите нам в первую очередь». Но все местные жители любят свои дома, хотя отлично знают сложности: дорогая «коммуналка», ржавые трубы с деревянными затычками, еле текущая холодная вода, необходимость самим чистить двор (Николай Евгеньевич для этого сделал специальную «жадную» лопату шириной в метр), сырой холод в комнатах, когда весной и осенью нет отопления, не самая выигрышная планировка и так далее. Но всё это перекрывается плюсами, о которых жители коттеджей говорят с удовольствием. Это и приятные самодельные мелочи – например камин, который очень любил академик Евгений Забабахин, и возможность разбить палатку для ночевки детей во дворе, и костровище рядом, и даже тот же огород с обычным набором из помидоров, огурцов, морковки (поливают водой, набранной насосом из озера). За многое говорят спасибо городским властям: провели газ, делают внешний ремонт домов, отсыпали щебенкой удобную дорожку из Лыковки (инициатором ее появления была как раз Елена Исааковна – не для себя, а для детей и пенсионеров).
Особенность жителей коттеджей, в данном случае тех, кто живет в первом доме, – в том, что они не ждут, когда для них что-то сделают, а сами стараются украсить свой двор и всю улицу. На участке они оставили живописные сосны, сами сажают деревья. Редкие в Снежинске клены привезли с Юрмы, дуб – из-под Уфы, давала орехи лещина, растет здесь и кедр. Его, правда, несколько лет назад кто-то варварски испортил – срубил под Новый год верхушку.
В Европе обитатели старых домов зарабатывают на своем жилье – по определенным дням пускают экскурсии. Хороший пример для жителей коттеджей. Фотографирование на этой красивой улице практически обязательно для каждого гостя города. Прогулки здесь любят многие снежинцы. Хочется, чтобы улице уделяли больше внимания и власти, и горожане. Первые находили деньги на благоустройство и сохранение уникального уголка, а вторые – хотя бы просто не мусорили.

Поделиться

поделиться:

 

Другие материалы рубрики
13:52 В Челябинске чуть раньше проснулись суслики

Первый и пока еще сонный зверек уже показался из своей норки

12:38 В колонию Магнитогорска с помощью дрона пытались доставить мобильные телефоны

Двоих южноуральцев, у которых при досмотре нашли квадрокоптер и гаджеты, задержали. Выяснилось, что оба раньше были судимы. Сейчас задержанные находятся в полиции.

12:07 С 1 апреля маршрут №125 «Копейск — Челябинск» поменяет схему движения

Также маршрут перейдет на регулируемый тариф. Ежедневно на линию будут выходить 20 автобусов малого класса.

Возврат к списку