Четверг, 18 Апреля 2024

Вся правда о ядерной медицине. «Губерния» развенчивает самые распространенные мифы

17.05.2016 Корреспондент: Дарья НЕСТЕРОВА Фото: Максим Куликов, www.chelonco.ru

Со словом «ядерный» у большинства южноуральцев пока ассоциируется скорее оружие, радиация или закрытые города вроде Снежинска, но не современное  высокотехнологичное лечение. А между тем в Челябинской области в ближайшем будущем создадут целый кластер ядерной медицины: в регионе сосредоточатся самые мощные аппараты для борьбы с онкологическими заболеваниями, многие из них, кстати, уже давно применяются на территории области.

В марте этого года в полпредстве УрФО прошло, можно сказать, эпохальное совещание по развитию ядерной медицины – был дан старт формированию рабочей группы, которая займется созданием кластера ядерной медицины на Урале, причем основные технологии сосредоточатся в Челябинской области. На Южном Урале  успешно функционирует  современная система радиологической помощи населению, включающая линейные ускорители, гамма-аппараты, отделения радионуклидной и стереотаксической терапии. Это единственный регион в России, который имеет два действующих ПЭТ-центра – в Челябинске и Магнитогорске, которые входят в государственную структуру медпомощи. Летом в Снежинске открывается третий. В нем будут диагностировать кардиологические и неврологические заболевания. Здесь же, в Снежинске, в Федеральном ядерном центре имени академика Забабахина с девяностых годов работают над созданием Уральского центра нейтронной терапии. В Челябинской области к тому же очень сильная научная школа ядерной медицины: за последние 15 лет защищено 97 кандидатских диссертаций и 17 докторских. 

Несмотря на то, что данное направление начало формироваться еще в конце 80-х годов прошлого века и в настоящее время является одним из самых перспективных, многих до сих пор преследуют страхи, связанные, как правило, с радиофобией или ядерным оружием. И параллели с последним, кстати, абсолютно уместны. У ядерного чемоданчика президента, атомного реактора и ядерной медицины есть кое-что общее: все они имеют одни и те же истоки – мирный атом родился из военного.

«Губерния»  попыталась развенчать существующие мифы о ядерной медицине, выяснив, что пугает людей в самой прорывной методике лечения, а помог нам в этом главный онколог Челябинской области, главный радиолог УрФО Андрей Важенин. По поручению полпреда УрФО Игоря Холманских он возглавил рабочую группу по развитию ядерной медицины на Урале.

+18.jpg

Миф № 1: Ядерная медицина – это радиация и облучение

Даже самые мирные технологии при неправильном применении могут стать серьезным оружием. Нельзя сказать, что ядерная медицина – это абсолютно безопасно, но и не зря говорят, что нет ядов – есть дозировка.

Ядерная  медицина включает в себя две ветви – диагностику и лечение. Вершина  диагностической пирамиды – позитронно-эмиссионная томография  (ПЭТ).  Это метод уточняющей диагностики, когда компьютерная томография, УЗИ и МРТ не дают ответов на все вопросы. Технология очень сложная, но если опустить  подробности, на циклотроне (устройство для ускорения энергии движения ядерных частиц) изготавливается радионуклид, чаще всего фторглюкоза. Из нее готовится фармпрепарат – специальный раствор, который после прохождения всех необходимых проверок вводится пациенту внутривенно. Это прозрачная  бесцветная жидкость, она не светится в темноте, ничем не пахнет и похожа на простую воду. В течение 30–40 минут пациент находится в специальном помещении, за это время фторглюкоза распространяется по всему организму. Затем на специальном приборе врачи видят

очаги повышенного накопления, причем как физиологические,  так и патологические. Для наглядности  «картинку» можно сравнить с географической картой, на которой показано движение циклонов. Этот

метод позволяет очень точно определить местонахождение пораженных клеток. Потом пациент еще некоторое время находится в клинике, пока происходит распад изотопа, и после этого отправляется домой.

Даже при самых жестких методах лучевого лечения и лучевой диагностики в ядерной медицине ни о какой лучевой болезни и речи быть не может. Когда вводится радионуклид с диагностической целью, это контролируемо и вреда не наносит. Эти дозы гораздо ниже, чем те, которые потенциально могут привести к трагическим последствиям, – рассказал «Губернии» главный онколог Челябинской области, член-корреспондент РАН, профессор, доктор медицинских наук Андрей Важенин.

Существуют  также лечебные радиационные технологии. Ионизирующее излучение используется для лечения злокачественных опухолей. В этих целях используются гамма-аппараты,  линейные ускорители, к которым  относится  кибер-нож, протонная и нейтронная терапия. Все они отличаются по сложности и сфере применения. Несколько  видов  рака щитовидной железы, к примеру, лечатся радиоактивным йодом: происходит либо уничтожение метастаза, либо снижение активности  щитовидки. Конечно, все это нельзя назвать совершенно безвредным, но когда решается вопрос о тактике лечения онкологических заболеваний,  потенциальная опасность несравнима  с  неправильным или  несвоевременным лечением.

Миф № 2: Можно прийти и «провериться на рак»

Бытует мнение, что диагностические методы, применяемые в ядерной медицине, позволяют любому желающему пройти полное обследование и выяснить, есть ли у него какие-то заболевания.

– Не признаю парадигму, что пациент должен выбирать метод лечения, – сказал Андрей Важенин. – Не может человек некомпетентный сделать грамотный выбор. При грамотном использовании ядерная медицина не несет ничего, кроме пользы. Позитронно-эмиссионная томография, например, – метод новый и эффективный, но благодаря желтой прессе некоторое время назад он был преподнесен неправильно: якобы с помощью новых технологий можно провериться на все и сразу. Человеку для исследования вводится достаточно большая доза радионуклида.  Это  не безвредно. Но одно дело, когда к этому есть определенные показания и это мера необходимости, и совсем другое – просто так оказать довольно сильное воздействие на свой организм.

Миф № 3: Кибер-нож и гамма-пушка – новое оружие

Кибер-нож, несмотря на название, не имеет никакого сходства с хирургическим и уж тем более – кухонным ножом. Он ничего и никого не разрезает. Кибер-нож – это роботизированная радио-хирургическая  установка. Используется она для стереотаксической лучевой терапии, то есть с очень высокой точностью воздействует на злокачественные опухоли. Луч может пройти туда, куда не пробраться хирургическим  инструментом. Кибер-нож  выполняет программу,  заданную врачом и физиком-экспертом. Один сеанс длится в среднем сорок минут, их обычно проводится до шести, хотя бывает достаточно и одного. В России таких машин всего девять: пять из них находятся в Москве, по одному в Санкт-Петербурге, Уфе, Воронеже и Челябинске. Причем только на Южном Урале кибер-нож установлен в государственном бюджетном медицинском  учреждении, в остальных случаях – в научно-исследовательских институтах или частных клиниках. Для сравнения, в США таких установок порядка 250.

Гамма-пушка,  конечно же, тоже никакое не оружие. Так в народе называют аппарат для дистанционной гамма-терапии. Источником  излучения в гамма-аппаратах, как правило, служит радиоактивный кобальт. Это еще один эффективный метод лечения злокачественных опухолей.

Миф № 4: Это только для избранных

Ядерную  медицину действительно сложно назвать доступной, но не потому, что лечения удостаиваются  только  избранные: для этого нужны серьезные показания. Далеко не всегда пациенту для лечения необходимы именно ядерные технологии. Если без них действительно не обойтись, решение  принимается консилиумом  специалистов: радиологом, химиотерапевтом и хирургом. Только после этого больной отправляется на соответствующие процедуры. С 2010 года через челябинский кибер-нож прошло уже более тысячи пациентов, за 10 лет через нейтронную терапию – более 1200 человек. В ПЭТ-центрах помогли более двум тысячам пациентов. Ядерная медицина доступна, но только там, где по-настоящему необходима.

Миф № 5: Излечит от всех болезней

К сожалению, ядерная медицина – не панацея, хоть и очень эффективный,  прорывной метод лечения. Медицина в принципе не гарантирует  100-процентного результата, она требует усилий и со стороны пациента: пить таблетки вовремя,  вести  здоровый образ жизни и так далее. Конечно,  неизлечимые болезни существуют, но это далеко не всегда приговор. И ядерная медицина – это огромный прорыв в лечении рака.

+10.jpg

Поделиться

поделиться:

 

Другие материалы рубрики
10:59 Мошенники пытаются обокрасть ветеранов Великой Отечественной войны на Южном Урале

Злоумышленники решили воспользоваться информацией о предстоящих выплатах ветеранам ко Дню Победы. Они создают сайты и иные ресурсы, где ветеранам предлагают оформить единовременную выплату — ввести данные банковской карты и оплатить комиссию. На деле для получения выплаты ничего делать не нужно — она поступит на карту автоматически, без каких-либо заявлений. Предупредите своих родственников!

10:38 Сборную Челябинской области по плаванию к Первенству России готовит четырехкратный олимпийский чемпион

Александр Попов тренирует спортсменов на базе бассейна «Строитель» в Челябинске, а еще учит их наставников распознавать в пловцах таланты. «Убежден, что любого ребенка, который занимается плаванием, можно довести до уровня мастера спорта», — говорит чемпион.

10:01 Перед откачкой ила экологи Челябинска вручную очищают реку Миасс от мусора

Специалисты отмечают, что в акватории Миасса очень много строительного и бытового мусора, поражает количество пластиковых бутылок. В связи с этим в министерстве экологии Челябинской области в очередной раз напомнили жителям о том, как важно беречь природу, не выкидывать мусор в непредназначенных для этого местах.

Возврат к списку