Четверг, 25 Апреля 2024

Неофициальные фото и последнее интервью. 7 июня Петру Сумину исполнилось бы 70 лет

07.06.2016 Корреспондент: Подготовила Светлана Николаева Фото: Вячеслав Никулин

Жители Челябинской области называли Петра Сумина народным губернатором. Он был первым главой региона, которого выбрали сами южноуральцы. 7 июня ему исполнилось бы 70 лет. Именно в этот день в действительности родился Петр Иванович, хотя большинству известна лишь «официальная» дата его рождения - 21 июня, как записано в его паспорте (в этот день его поздравлял президент РФ). В кругу семьи было принято поздравлять именинника дважды в месяц. Петра Ивановича нет с нами уже пять лет, но его продолжают любить, вспоминать и цитировать. Сегодня это сделает и «Губерния» - издание, которое в свое время появилось при поддержке Петра Сумина. Печатаем мы и уникальные и редкие снимки, сделанные фотокорреспондентом Вячеславом Никулиным.

- Петр Иванович Сумин – первый всенародно избранный губернатор. Таким он был, таким и останется навсегда. Потомкам еще предстоит до конца оценить вклад Петра Сумина в развитие региона и масштаб этого человека, работавшего при смене разных формаций и все пропускавшего через себя, - говорит Евгений Редин, первый заместитель губернатора, работал в команде Петра Сумина.

Выставка. Личные вещи и семейные фото 

С 7 июня по 30 июля в Челябинском краеведческом музее открывается выставка, которая посвящена 70-летнему юбилею со дня рождения Петра Ивановича. На ней представлены предметы, связанные с памятью о народном губернаторе, рассказывающие о его профессиональной деятельности и личной жизни.

Многие экспонаты взяты из фондов краеведческого музея, часть вещей предоставлена членами семьи Петра Ивановича, в частности его супругой Ольгой Ильиничной. Среди предметов, например, есть модель парусника — подарок губернатору, который он бережно хранил многие годы. На выставке можно увидеть также семейные фотографии, сувениры, награды.

Помогли организовать выставку вдова Ольга Сумина и писатель Михаил Фонотов, который был хорошо знаком с народным губернатором и написал про него книгу.

- Хоть прошло уже пять лет, как Петра Ивановича не стало, мне до сих пор очень трудно о нем говорить, сложно что-то рассказывать, сложно забывать, - говорит Ольга Сумина, вдова Петра Сумина. - Как-то я прочитала и мне запомнились слова: «Нет теперь ни шороха, ни звука. Сердце - безнадежная калека. Это очень сложная наука - забывать родного человека». Забыть Петра Ивановича просто невозможно. Мы вместе прожили почти полвека, воспитали двоих дочерей, внука. Сейчас подрастают еще два внука и правнучка… Он для меня был обычным человеком, но он был необычным человеком. Понимайте, как хотите. Прожив с ним столько лет, я ни разу не испытывала чувство стыда и неловкости за него. Я всегда гордилась им. Семья была главной для Петра Ивановича. Он был в курсе всех дел, проводил все свободное время с детьми и внуками. Без него не принималось ни одно решение. Петр Иванович делился со мной проблемами, но оказывать давление на него я не могла. Единственное, на что я влияла – это на его имидж: прическа, галстук какой подобрать, костюм. Он был человек непритязательный, а мне хотелось, чтоб он был современным.

01-2004гм.jpg

Последнее интервью Петр Сумин в должности губернатора Челябинской области дал 15 апреля 2010 года. Оно вышло на сайте dostup1.ru. Сегодня мы публикуем отрывки из него.

Петр Сумин: «Я прослыл консерватором, рассылая в Москву письма с просьбами сохранить государственное регулирование цен»

- Петр Иванович, вы возглавляли Челябинскую область три губернаторских срока. Стаж руководящей работы у вас тридцать лет. Что значит – быть руководителем в России?

- Я не раз задавал себе этот вопрос в разных исторических обстоятельствах и не мог на него однозначно ответить, составить какой-то универсальный рецепт. За последние 20 лет в стране произошли колоссальные события, которые совершенно изменили ее облик, характер. Приходилось и себя выворачивать наизнанку, переделывать, чтобы успевать за временем, за событиями, которые сменялись с огромной скоростью. К тому же, скажем честно, власть мало кто любит. А в годы российских реформ, «в лихие 90-е», ее еще откровенно не уважали – за тот хаос, в который провалилась страна. Как вернуть это доверие – никто не знал. Но одно правило я для себя тогда четко сформулировал – нужно научиться слышать людей, даже скрипя зубами, затем думать и принимать взвешенное решение.

- Какие решения давались с наибольшим трудом?

- Крайне нелегко, например, далось решение приостановить в области приватизацию в 1992 году, когда я был председателем областного Совета, пока не будет определен четко и ясно порядок ее проведения. Газеты пестрели заголовками, что Сумин хочет поссорить Челябинскую область со всей Россией. Пришлось к тому же прослыть консерватором, рассылая в Москву письма с просьбами сохранить государственное регулирование цен на продукты питания и товары народного потребления. Сейчас, кстати, 1993 год основательно подзабылся. А за тот год цены на хлеб и молоко выросли в 12 раз, на овощи и фрукты – в 19-25 раз. Цены и тарифы на платные услуги населению выросли в 48 раз, на жилищно-коммунальные услуги – в 60 раз. Было отчего схватиться за голову. Было ужасно больно за людей, за моих земляков, чей труд обесценивался одним росчерком на квитанции или ценнике. А самое скверное, что было ощущение безнадежности – ничего толком нельзя сделать, изменить, остановить. Словно ты как тот рязанский пирог с глазами – его едят, а они глядят…

1996Г036.jpg

- В одном из интервью вы признались, что получили область в «разобранном состоянии»…

- Вся страна была в разобранном состоянии. Центробежные силы привели к закономерному итогу – каждый старался выжить сам по себе, никто ни за что не отвечал, не было внятной социально-экономической политики. Когда люди, предприятия, регионы, вся страна бредет наугад – это страшно. Принимая дела в начале 1997 года, я даже не поверил докладам специалистов, когда те поведали мне сухую статистику. Только задолженность села по всем видам платежей тогда превысила 3,2 триллиона рублей. Это же какие-то астрономические цифры. В том году в замкнутом круге неплатежей находилось свыше 1 200 средних и крупных предприятий – половина Челябинской области. Из 290 сельскохозяйственных предприятий области лишь 24 закончили тот год с прибылью. Добавьте к этому мощное давление на металлургические предприятия с целью ликвидировать их как конкурентов. Какое число машиностроительных предприятий и предприятий ОПК лежало на боку. Как шахтеры блокировали железную дорогу. Наконец, в каком глубоком кризисе пребывала социальная сфера – с многомиллионными долгами по пособиям, пенсиям, зарплатам. И это на фоне тотальной неуверенности в завтрашнем дне. До сих пор поражаюсь, какие силы заложены в наших людях, что они способны выдержать такую психологическую нагрузку, не опустить руки, а объединившись, действовать. Если и говорить о каком-то главном итоге последних десяти лет, то он будет заключаться не в деньгах. Мы перестали жить в неизвестности, перестали быть обособленными. Один в поле не воин. Когда мы это осознали, когда область включилась в общую работу, тогда и появились более-менее надежные ориентиры, перспективы, а затем и полновесная Стратегия развития.

2003.jpg

- Иными словами, задача руководителя региона – связать все ниточки воедино?

 - Можно и так сказать. Приведу один пример. Металлурги его хорошо помнят. В 1996 году, когда я еще был депутатом Госдумы, остановился Челябинский электрометаллургический комбинат. Донской ГОК в Казахстане в одностороннем порядке отказался поставлять хромовую руду. Тогда и была предпринята попытка выступить «единым фронтом»: трудовые коллективы, общественные движения, депутатский корпус, администрация области – все мы добились того, чтобы прошла встреча на высочайшем уровне, а президенты подписали необходимые соглашения. Связывались, и крепко, ниточки на уровне области. Начало этому интеграционному процессу было положено летом 1999 года. Мы тогда встретились на «УралАЗе» – представители власти, директора 80 крупнейших южноуральских предприятий. Вместе продумали и постарались выстроить систему четкого распределения выгодных заказов и взвешенную ценовую политику. По итогам встречи подписали соглашение «О принципах развития внутриобластной кооперации». Это помогло многим предприятиям подняться с колен и сохранить трудовые коллективы. Потом будут соглашения с РАО ЕЭС о реструктуризации долгов, с «Газпромом» о масштабной газификации в области. Будут соглашения с Министерством обороны по военным заказам, десятки, если не сотни межрегиональных и международных соглашений о сотрудничестве. А любое соглашение дает ясное понимание – что предстоит сделать, сколько это будет стоить, какая взаимная выгода, сколько потребуется времени. Определившись, оставалось засучить рукава и работать. Поэтому на сегодняшний день масштабная, многоплановая система соглашений остается одним из ключевых достижений области за последние годы.

img960-.jpg

- Какие события последнего десятилетия вы назвали бы поворотными?

- Было много событий, которые так или иначе меняли социально-экономический профиль страны и области. Но по-крупному поворотным можно назвать лишь одно событие – старт четырех национальных проектов в сентябре 2005 года, данный Владимиром Владимировичем Путиным. Хотя они задумывались как отраслевые прорывы, на самом деле оказались прорывом общегосударственным. Впервые с пореформенных лет появилась внятная, масштабная, подкрепленная средствами программа действий… (Речь о проектах «Образование», «Здоровье», «Доступное жилье», «Развитие АПК».) На подготовленную почву лег и национальный проект развития АПК. Еще в 1997 году, когда мне пришлось буквально занимать средства у предприятий, чтобы селяне могли начать посевную, дал себе зарок – выкорчевать из расхожего сознания желание видеть в сельском хозяйстве прореху, «черную дыру», в которую бесполезно вкладываться. Мы начали это делать, увеличивая инвестиции по мере возможности. И отдача не заставила себя ждать. В 2004 году область, например, впервые за свою историю стала экспортером зерна – и себе хватает, и на продажу остается. Уже в рамках нацпроекта была полностью обеспечена продовольственная безопасность области по основным продуктам питания. А в целом за десятилетие объемы сельскохозяйственного производства выросли в 1,6 раза – и это в регионе «рискованного земледелия»!

- В нынешний кризис стартовала программа президента России Медведева по коренной модернизации реального сектора экономики. Челябинская область по-прежнему остается инвестиционно привлекательной?

- Безусловно! Здесь даже не может быть сомнений. Говоря языком юристов, президент в своем послании Федеральному Собранию закрепил «де-юре» то, что уже несколько лет осуществляется «де-факто», в том числе и в нашей области. Я не раз приводил эти цифры, но думаю, есть смысл повториться. За последнее десятилетие объемы промышленного производства и валового регионального продукта выросли в 1,8 раза. И по этим показателям область занимается в России шестое место…

12--2004.jpg

- Петр Иванович, на одном из экономических форумов вы определили среднесрочную перспективу как «инфраструктурное десятилетие», которое должно изменить облик области. У вас нет ощущения, что кризис «похоронил» эту идею?

- Конечно, не «похоронил». Отложил – в силу объективных причин: экономических, где-то организационных. Нам пришлось серьезно «поджаться», например, в отношении дорожного строительства, других инфраструктурных проектов. Но это не будет длиться вечно. Да и никто еще не отменял главной региональной и муниципальной задачи: целенаправленно, шаг за шагом, создавать новое качество повседневной жизни. Мне не раз приходилось слышать: вот, трубу прорвало – Петр Иванович виноват; котельная не дает нужной температуры – губернатор недосмотрел; на дороге появилась рытвина – правительство же по ней не ездит! Внешне, это кажется нелепым – за всем не углядишь. Но в глубине, все, что касалось проблем в области, касалось лично меня. Здесь нет никакой патетики. Я всегда считал, что в идеале власть должна сделать так, чтобы человек вспоминал о ней «в сердцах» как можно реже…

И сейчас (после ухода с поста губернатора) у меня вряд ли душа перестанет болеть за то, что у нас в области происходит… Но мы передаем область без каких-либо долгов, с хорошо отрегулированной бюджетной системой. Создан вполне весомый финансовый резерв. Многие вещи на уровне области отработаны, налажены, доказали свою эффективность – их нужно четко передать, как говорится, по наследству, чтобы сохранить преемственность курса, комплексное развитие всех сфер нашей жизни, ровное созидательное движение вперед.

Петр Сумин родился в июне 1946 года в многодетной крестьянской семье в селе Верхняя Санарка Троицкого района Челябинской области. Окончил среднюю школу, затем в 1969 году металлургический факультет Челябинского политехнического института, позже - Свердловскую Высшую партийную школу.

С 1969 по 1980 год работал на Челябинском металлургическом заводе (ЧМЗ), пройдя путь от подручного сталевара до секретаря комитета ВЛКСМ ЧМЗ. В 1989 избран председателем Челябинского облисполкома, а в 1991 году стал председателем Челябинского областного Совета народных депутатов.

В 1993 году победил на первых выборах главы администрации Челябинской области, набрав более 50 процентов голосов. Однако итоги выборов были отменены, несмотря на решение Конституционного суда РФ о признании законности результатов этих выборов, и до октября 1993 года в области фактически существовало две администрации - Петра Сумина и Вадима Соловьева. В октябре 1993 года после разгона Верховного совета президент Ельцин подтвердил полномочия Соловьева.

С декабря 1995 года Петр Сумин являлся депутатом Государственной Думы второго созыва. В декабре 1996 года был избран губернатором Челябинской области, затем дважды переизбирался. Он руководил регионом почти 14 лет - по апрель 2010 года. По истечении срока полномочий Петр Сумин просил не рассматривать его кандидатуру на новый губернаторский срок, мотивируя свой шаг желанием уступить дорогу молодым.

С июня 2010 года Петр Сумин возглавлял отдел администрации области по взаимодействию с уполномоченным представителем президента РФ в Уральском Федеральном округе, который был создан специально под экс-губернатора. Затем его упразднили.

10-01-012-м.jpg

В январе 2011 года после продолжительной болезни Петра Сумина не стало. Его похоронили на Аллее почетных граждан на Успенском кладбище Челябинска со всеми подобающими государственными почестями.


13-09-033-.jpg

13--2004-.jpg

17--2002.jpg

1382.jpg

2002-Г.jpg

Поделиться

поделиться:

 

Другие материалы рубрики
18:20 Гости стенда Челябинской области на ВДНХ побывают в настоящей уральской тайге

После обновления стенда Челябинской области на международной выставке-форуме «Россия» полюбившиеся многим качели приобрели больший интерактивный эффект. Теперь гости смогут побывать в национальных парках Южного Урала, полюбоваться рассветами в туманном лесу. А в природной фотозоне началось настоящее лето, наполненное солнцем, цветами и красотой лесных полян.

17:30 В Челябинске откроют пункт тестирования участников программы «Время героев»

В России продолжается отбор среди бойцов спецоперации, которые желают поступить на госслужбу. Для оценки их управленческого потенциала в регионах страны открывают специальные пункты дистанционного тестирования. Челябинск не стал исключением. В южноуральской столице пункт дистанционной оценки начнет работать с 15 мая.

19:25 Сразу два челябинских маршрута переведены на регулируемый тариф

Подконтрольными ОГКУ «Организатор перевозок Челябинской области» стали маршруты №19 «Чистопольская — Приборостроительная» и №91 «ТК Молния — поселок Градский». Оплачивать проезд теперь в них можно будет транспортными картами, а также предъявлять проездные и использовать пересадочные билеты.

Возврат к списку