Людмила Захарова, дочь разведчика, о детстве, которое «своровала» война
Мой отец, Илья Иванович Самитов, 1908 года рождения, до войны был плотником и с мамой Ириной Михайловной растил пятерых детей. Беда пришла с началом войны. Отец ушел на фронт, а мама осталось с детьми слабая, не окрепшая после родов. Последней дочке Ниночке было тогда всего девять дней от роду.
От отца с фронта было три письма, где он просил маму потерпеть и беречь детей. Затем было извещение, что отец пропал без вести, и лишь в 90-х годах мы узнали, что он погиб 16 августа 1943 года под Харьковом. Позже из наградного листа стало известно, что отец был разведчиком, под огнем противника установил 150 противотанковых мин и был награжден орденом Красного Знамени в 1942 году. Вечная память, мы горды, наш папа был настоящим героем.
Но как же трудно было нашей маме. Она была круглой сиротой, и помощи ей особой не было. Она работала и на шахте, и на колхозных полях… Ну, а мы, дети? У нас просто не было детства. Старший брат Владимир шестнадцатилетним подростком поехал учиться в ФЗО Екатеринбурга, затем служил в армии. Мама его не видела семь лет. Она очень тревожилась за него, так как молодежь готовили к фронту. Брату Дмитрию, когда началась война, было 12 лет. Он был главным помощником для мамы. В деревне маленький мужичок – хозяин, он мог уже чинить любой инвентарь. Много работал на сенокосах, лесозаготовках, на колхозных полях, заботился о младших сестренках. Моей сестре Рае тогда было пять с половиной лет, а мне три с половиной года. Мы голодали, мерзли. Маленькая сестричка Ниночка умерла еще до года. Было очень трудно, но мы выживали. Сегодня из нашей семьи осталась я одна, я в преклонном возрасте, но память о военном детстве жива».
Поделиться
поделиться: