Четверг, 28 Марта 2024

Ракетные старты академика Макеева

Есть такое поверье: когда человек умирает в день своего рождения – он уходит счастливым. Последняя новость, которую принес в больницу к отцу Виктору Макееву в его день рождения 25 октября старший сын Сергей, была долгожданной и необычайно радостной. В Северодвинске успешно прошли испытания морской стратегической ракеты Р-29РМ. Лучшего подарка, чем эта новость, для А ракета Р-29РМ и ее модификация «Синева» и по сей день остается лучшей в мире…

Имя генерального конструктора баллистических ракет Виктора Петровича Макеева долгие годы оставалось неизвестным для соотечественников. Ракеты, созданные при его руководстве, не имели броских имен, как, например, американские «Поларисы», «Посейдоны» и «Трайденты».

А первой статьей о жизни академика, растиражированной миллионами экземпляров в советской и американской прессе, был некролог о его кончине. И все это потому, что дело, которому он посвятил всю свою жизнь, долгое время оставалось секретной страницей в летописях страны.

– Авторитет Виктора Макеева – академика, генерального конструктора ракет для подводных лодок – был настолько велик, что в 1976 году ему был предложен пост министра общего машиностроения. Однако Макеев отказался! – вспоминал Б. Е. Черток, один из ближайших соратников С. П. Королева. – Дела в Миассе наконец-то налажены, говорил он. Работа по созданию ракетных комплексов для подводных лодок его захватила, и он не хотел ее оставить. «Началось строительство атомных подводных лодок, на которых будет не 3, а 16 ракет. Разве можно бросать такую работу?» – говорил Макеев.

Начало трудового пути

– Внутренняя собранность выгодно отличала его среди студентов, – рассказывал его однокурсник Аркадий Остащев. – В результате в студенческой «братии» он слыл не просто серьезным, но и обязательным человеком. Его умение держать данное кому-то слово, выполнить обещание, чего бы это ни стоило, никогда не бросать человека в беде – все эти качества он проявил в учебе, в своей активной комсомольской работе, в житейской обстановке.

Свой трудовой путь Виктор Макеев начал в 1939 году чертежником на заводе. По окончании Московского авиационного института (МАИ) в 1947 году был направлен в знаменитое ОКБ-1 (Опытно-конструкторское бюро), возглавляемое Сергеем Павловичем Королевым. Знакомство и дальнейшая совместная работа с этим человеком навсегда определили судьбу молодого инженера.
– Сергей Павлович почти не скрывал своих симпатий к нему, – вспоминал его однокурсник по МАИ В. Ф. Садовый.

В частных беседах он неоднократно говорил: «В Макееве я вижу себя в молодости». Королев увидел в Макееве талантливого инженера, выдающегося руководителя и организатора.

По благословению Королева

В 1955 году тридцатилетний малоизвестный конструктор Виктор Макеев становится преемником Королева в области ракетостроения для Военно-Морского Флота. Именно Сергей Королев предложил и отстоял его назначение главным конструктором Уральского конструкторского бюро (СКБ-385), которому было поручено проводить разработку и летные испытания важнейшего самостоятельного направления в ракетной технике – баллистических ракет подводных лодок. Все последующие годы он руководит этими работами в г. Миассе, отдавая свой талант конструктора, ученого, организатора созданию и становлению нового направления отечественного ракетостроения.

– Уже в октябре 1960 года 36-летний главный конструктор Макеев сдал на вооружение свою первую морскую ракету Р-13, – рассказывает начальник департамента «Роскосмоса» Н. И. Шумков. – Через 2,5 года – первую ракету с подводным стартом – Р-21. А в промежутке успевает создать оперативно-тактическую ракету Р-17 – легендарный «Скад».

Становление нового ракетного конструкторского бюро и нового главного конструктора ракет В. П. Макеева состоялось за одну пятилетку. И было признано. Об этом свидетельствует и награждение в 1961 г. Конструкторского бюро машиностроения (так в то время назывался Государственный ракетный центр в г. Миассе) орденом Трудового Красного Знамени, и присвоение в этом же году Виктору Петровичу звания Героя Социалистического Труда.

Вскоре южноуральское КБ машиностроения стало ведущей научно-конструкторской организацией страны.

Изумительное правило

Полигонным испытаниям Виктор Петрович уделял особое внимание и считал необходимым лично участвовать в работе Государственной комиссии, держать под контролем все этапы подготовки и пуска ракеты. Он жил в коллективе испытателей и немало внимания уделял их быту, быту военнослужащих и их семей.

Начальник отдела Института вооружения Военно-Морского Флота Валерий Свистунов рассказал случай, который произошел однажды на полигоне. И по его словам, «в нем – весь Макеев»:
– На одном из комплексов во время отработки технологии погрузки макета ракеты у крана отказали тормоза – груз в шахту сорвался с пятнадцатиметровой высоты и упал, проломив бетонную площадку. Картина страшная: вокруг груда металла, кран выведен из строя. Если бы это был не макет, а ракета – картина вообще была бы ужасной: пожар, гибель людей и разрушение сооружений на большой площади. Но сроки поджимали, другого макета не было. Решили провести примерку со штатной ракетой. И для этого предпринимаются все меры предосторожности. Но матрос-крановщик очень волнуется. Что сделал Макеев? Он встал рядом с крановщиком, чтобы парень понимал, что всё в порядке. Мы потом говорили Виктору Петровичу: «Это же недозволенные вещи, адмирал не должен опускаться до уровня мичмана. Ты не имеешь права так рисковать собой». На это Макеев ответил: «Раньше было изумительное правило: тот, кто проектировал мост, вместе с подрядчиком стоял под мостом во время испытаний. Надо бы это правило распространить на всех генеральных конструкторов ракет».

Слезы победы

– Всех измотал пуск ракеты Р-29Р с наземного стартового комплекса. Он проходил особенно драматично, – вспоминал заместитель генерального конструктора ГРЦ Евгений Бураков. – Прямо на стартовой позиции выявился дефект. Пришлось ракету выгружать из камеры для разборки и замены баллона, который срочно доставили с завода. Все исправили, загрузили ракету в шахту стенда, провели «несостоявшийся старт». И снова выявился дефект в корабельной аппаратуре системы управления. Несостоявшийся старт повторился еще дважды. А каждая предстартовая подготовка – эвакуация жителей Нёноксы (село в Архангельской области) и военного городка. Настроение в экспедиции было ужасное. Впереди был только месяц, чтобы успеть провести пуски с подводной лодки из акватории Белого моря. Море могло покрыться льдом. Отступать было некуда. Виктор Петрович обратился к министру обороны Гречко и министру общего машиностроения Афанасьеву с просьбой провести пуск 5 декабря – в День Конституции. Надо было слышать, как он убеждал их в необходимости пуска. Можно только представить, чем он рисковал в случае неудачи. Тысячи специалистов следили за полетом по всей трассе от Нёноксы до Камчатки!

Пуск прошел успешно, но он вымотал всех. Наверное, труднее всех было Виктору Петровичу. Когда ему доложили об отделении последнего блока на траектории, у него в глазах мелькнули слезы – такова была цена невероятного напряжения, если хотите, риска, но и веры в свое дело.

Редкие часы отдыха

Во внеслужебной обстановке, в быту Виктор Петрович был многогранным и подчас неожиданным. Мог соревноваться с цеховыми силачами, закручивая вентиль пожарного крана («открути!»), «поломать» руку на столе («кто осилит?»), настрелять уток на охоте, сидя у костра, провозгласить гусарский тост с пылающим стаканом в руках, спеть любимую песню…
– Сказать, что Виктор Петрович любил охоту, рыбалку, так же мало, как умолчать об этом, – вспоминает тогдашний председатель общества охотников-любителей КБМ Е. Я. Фоминых. – Сейчас, оглядываясь в прошлое, понимаешь, что для него охота, рыбалка, любовь к уральской природе были потребностью и необходимостью на какой-то момент расслабиться и отойти от всех непомерных забот и проблем, которые он на себе нес. Хотя это и не было полным «уходом» от дел на работе. Его автомобиль был снабжен радиостанцией, и были моменты, когда он связывался с предприятием даже оттуда, когда шли какие-либо ответственные работы.

Константин СТАРЫХ

Поделиться

поделиться:

 

Возврат к списку