В начале 50-х годов с «архитектурными излишествами» боролись на государственном уровне. И директору завода «Магнезит» Алексею Петровичу Панарину, который затеял строительство Дворца культуры, неоднократно говорили, что проект не соответствует веянию времени. Но руководитель саткинского предприятия стоял на своем: «Балаганов у нас построено много, и надо хотя бы одно здание иметь хорошее». В результате город получил торжественное и праздничное сооружение, которое саткинцы воспринимали как волшебную сказку.
Алексей Петрович Панарин
Очень часто Алексею Панарину приходилось идти «против течения», доказывать право на альтернативную точку зрения. Сегодня это не кажется чем-то уж выдающимся – каждый встречный претендует на оригинальность. Но в 30-е – начале 50-х годов такие «игры» могли стоить головы. И герой нашего очерка имел возможность ощутить дыхание репрессивной машины. Впрочем, даже в мрачных комнатах НКВД он оставался самим собой. Но обо всем по порядку…
Опасное любопытство
Свое образование Алексей Панарин получил в Московском высшем техническом училище им. Баумана (сегодня это Московский государственный технический университет имени Баумана). Студенческая жизнь Алексея, как любознательного студента, была полна событий, причём не всегда связанных со штурмом научных вершин.
В одном из своих воспоминаний он рассказывал: «В здании МВТУ была огромная «поточная» аудитория. И я узнал, что в ней должно состояться собрание сторонников Троцкого. Мне было интересно, и я заранее спрятался в верхнем ряду. Открыли заседание, слово взял сам Лев Троцкий. Вдруг в аудитории погас свет. Но они, видимо, этого ждали, потому что достали принесенные с собой свечи и зажгли их. А Троцкий провозгласил: «Вот так скроется сталинская тьма».
Вряд ли кто-то мог заметить студента в сумраке. Но, тем не менее, придется спустя несколько лет Алексею услышать в свой адрес обвинения в троцкизме.
Дорога в Сатку
В 1930 г. Панарин окончил МВТУ, получив квалификацию инженера-технолога по силикатам. Вскоре женился. Работал сначала помощником руководителя, а затем - руководителем бригады по пусконаладочным работам на цементных заводах. Уже тогда в работе молодого специалиста ярко проявился исследовательский, творческий подход к делу. Чтобы наладить и запустить оборудование, он не просто подробнейшим образом изучал его конструкцию и анализировал всю имеющуюся информацию, но и старался найти новые конструкционные решения.
На саткинский завод «Магнезит» Панарина рекомендовал сам нарком тяжелой промышленности СССР Орджоникидзе. Огнеупорное предприятие имело стратегическое значение для страны и остро нуждалось в квалифицированных специалистах. Так Алексей и оказался в небольшом южноуральском городке, который станет для него родным на долгие годы.
Период творческих исканий
В мае 1933 г. А.П. Панарин приступил к своим обязанностям на «Магнезите» и с головой окунулся в исследования. Одним из наиболее перспективных направлений стала разработка новых видов огнеупоров для сводов мартеновских печей. Эту работу Алексей Петрович завершит в 1941 г., ее результаты будут иметь особое значение для развития металлургии. Но все могло закончиться совсем с другим результатом.
В конце 1930-х по заводу прокатилась волна репрессий. Был арестован и расстрелян по обвинению в участии в «троцкистском заговоре» директор «Магнезита» З.Я. Табаков. За ними подверглись арестам и другие работники.
Алексей Петрович впоследствии рассказывал своим детям: «Когда пошли аресты, ждали, конечно, что и к нам придут. Мама держала наготове узелок для меня, чтобы взял с собой, если заберут. Однажды вечером пришли: «Собирайтесь!» Не били, но сутки продержали на ногах: начальник НКВД Бабурин требовал, чтобы я, не читая, подписал какой-то протокол. Я ему отвечаю: «Не буду! Может быть, там мой смертный приговор, а я подпишу!» Он орал на меня матом. Но я все равно стоял на своем. Отпустили».
С началом Великой Отечественной войны А.П. Панарин не прекращает творческие поиски. Более того, именно благодаря его исследованиям в конце 1941 г. на «Магнезите» начали выпускать магнезитохромитовые изделия большого размера, использовавшиеся в опорно-подвесных сводах мартеновских печей. Это изобретение имело колоссальную важность для повышения обороноспособности страны. Раньше для варки броневой стали требовались электроплавильные агрегаты, но в конце 1941 г. на Магнитогорском металлургическом комбинате впервые в мире была разработана технология ее выплавки в большегрузных мартеновских печах. За счет этой технологии удалось полностью обеспечить броневой сталью производство танков в Челябинске. За эту разработку Алексею Петровичу в 1950 г. будет присуждена вторая Государственная премия. В 1943 г. А.П. Панарин был удостоен звания лауреата Сталинской премии «за освоение производства высокоогнеупорных изделий из местного сырья для черной металлургии». Он передал ее в Фонд обороны.
1933-34 А.П.Панарин в мастерской электриков цеха металлургического порошка (сидит второй слева)
Особенный директор
В 1946 г. Панарина назначили директором завода «Магнезит». В цехах директор всегда появлялся неожиданно. Приходил один, не любил сопровождающих. Посмотрит производственные площадки, побеседует с рабочими, а уже потом заходит к начальнику цеха. После такого детального анализа положения дел разговор для начальника цеха не всегда был приятным, но Алексей Петрович никогда не позволял себе оскорблять человека.
Панарин прекрасно знал свой завод, весь технологический процесс, но все же любимым делом Алексея Петровича оставалась исследовательская работа. Он сам следил за процессом изготовления опытных партий огнеупоров, над которыми работала группа под его руководством. Сам заходил в камеру печи, снимал и осматривал изделия, лаборанты и сотрудники технического отдела только и успевали фиксировать его выводы.
Новаторская натура Панарина проявлялась не только на производстве. Еще до войны, в 1940 г., в Сатке было принято решение построить Дворец культуры по типовому проекту заводского клуба, но война помешала этим планам. Строительство дворца возобновилось в конце 1940-х. Тогда Алексей Петрович уже был директором завода и, как творческий человек, настоял на кардинальной переработке проекта. Строительство дворца становится поистине народной стройкой. Затрачено много усилий. Но оно того стоило. В 1951 году Дворец культуры «Магнезит» был объявлен в своей категории лучшим архитектурным сооружением в Советском Союзе.
«Жизнь их – в Боге»
Несмотря на огромную занятость на производстве Алексей Петрович никогда не оставлял без внимания своих близких. И даже помогал своим сестрам Наталье и Александре. Можно подумать - что в этом такого, нормальное поведение брата. Но для того времени это был особенный случай. Дело в том, что родные сёстры советского директора, коммуниста, инженера-исследователя были искренне верующими людьми! Наташа когда-то была послушницей в Спасо-Дивеевском монастыре, а Саша там же приняла постриг. После закрытия обители сестры вернулись в родную деревню. Но и в миру они жили, как монашки, хранили священные книги и читали над усопшими, заменяя долго отсутствовавшего в округе священника.
– Отец и до войны, и после, постоянно отправлял переводы и посылки сестрам в деревню, – вспоминает дочь Алексея Петровича Наталья. – Маме это не нравилось, боялась, что это может ему навредить, и она однажды высказала отцу свое отношение. Он ответил: «Это мои сестры, и я должен им помогать». Мама умолкла. Я, когда подросла, спрашивала его, пытался ли он разуверить их в Боге. Он ответил: «А зачем? Ведь в этом вся их жизнь».
Лучшее время
В период работы А.П. Панарина на посту директора Саткинского завода шел активный процесс модернизации оборудования, строились и вводились новые мощности. Под руководством Алексея Петровича свершилось главное событие в истории «Магнезита»: построена и введена в эксплуатацию первая очередь Нового магнезитового завода в составе Волчьегорско-Степного рудника, дробильно-обогатительной фабрики № 2, цеха вращающихся печей, цеха магнезиальных изделий. В 1959 году начато строительство второй очереди Нового завода. «За выдающиеся успехи, достигнутые в деле развития черной металлургии», А.П. Панарин в 1958 г. удостоен звания Героя Социалистического Труда.
В 1962 г. А.П. Панарин был назначен начальником Управления огнеупорной промышленности Госкомитета по черной и цветной металлургии и вернулся в Москву. Так он расстался со своим любимым предприятием. В своих воспоминаниях Алексей Петрович писал: «Период работы в Сатке на заводе «Магнезит» был лучшим периодом моей жизни – периодом творческих исканий и их свершений».
ДК Магнезит начало 1950-х
Галина Головко
Поделиться
поделиться: