В работе токаря столько различных тонкостей, оттенков и ювелирной точности, что стать настоящим мастером может далеко не каждый. Порой период становления мастера растягивается на годы. Токарь – профессия, в общем-то, мужская, хотя и женщины порой посвящают всю свою жизнь этой непростой профессии. Одна из них – Альфира Ралифовна Габдрахманова. Она работает токарем в ремонтных мастерских ООО «Агрофирма Андреевская». В нашем районе на сегодня это единственная женщина с такой профессией.
Обрабатывает металл, растит виноград
Есть разные способы обработки металла: кузнечный, плавильный, сварочный, штамповка. Однако по точности и сложности ничто не сравнится с токарной обработкой.
Когда смотришь на работу токаря, удивлению нет предела. Быстрые, точные движения рук, вращение металлической заготовки, шум станка, легкое прикосновение резца к обрабатываемой поверхности и бесконечные кольца металлической стружки. Разной длины, отливая синевой, они отлетают из-под резца и падают на поддон станка. Резец скользит вдоль заготовки, медленно превращая ее в ту или иную деталь или изделие.
В работе токаря столько различных тонкостей, оттенков и ювелирной точности, что стать настоящим мастером может далеко не каждый. Порой период становления мастера растягивается на годы. Токарь – профессия, в общем-то, мужская, хотя и женщины порой посвящают всю свою жизнь этой непростой профессии. Одна из них – Альфира Ралифовна Габдрахманова. Она работает токарем в ремонтных мастерских ООО «Агрофирма Андреевская». В нашем районе на сегодня это единственная женщина с такой профессией.
Токарный цех в МТМ хозяйства расположен в южной стороне здания. Прекрасное помещение, большие окна, стены побелены – все сделано, чтобы в нем было светло. Вдоль стен, ближе к окнам, стоят разных размеров токарные станки.
«Вот на этом станке я начинала работать, когда мы переехали в совхоз, - говорит Альфира Ралифовна, показывая рукой на самый большой по размерам станок. – На нем я обрабатывала габаритные детали: тормозные барабаны, колодки. Сейчас он на профилактике, но по-прежнему в рабочем состоянии.
Все станки у нас, конечно, уже в почтенном возрасте, но все, что нужно, мы на них делаем. Есть фрезерный станок, на нем мы нарезаем шлицы или канавки для шпонок. Хозяйство у нас небольшое, но все самое необходимое есть».
- Вы сказали, что приехали в совхоз. Когда это случилось и откуда?
«Приехали работать в целинный край в 1978 году из Нязепетровска. Хотя родилась я и выросла в Свердловской области в деревне Нестерово. Потом поступила в училище в Нязепетровске. Мне было 14 лет, кроме как на токаря меня никуда не брали. Так я и стала токарем.
Училище при механическом заводе. Завод большой, выпускал башенные краны. После окончания учебы я стала на нем работать. Пять лет работала. В основном выполняешь какую-то одну операцию, на которую настроен станок. На заводе трудились в три смены. Народу много, работы еще больше, но мы были молоды, нам все было интересно. На заводе встретилась и с будущим мужем. Он работал слесарем. Познакомились в столовой. Мне было 16 лет, стали встречаться. Ходили в кино, на танцы, концерты. В городе для отдыха мест намного больше. Два года дружили, но воспитывали нас в строгости, не так, как сейчас. Вышла замуж, когда исполнилось 18 лет. Через год родился первый ребенок – сын, потом еще. С мужем Григорием Рахимьяновичем вырастили двоих сыновей и две дочери. Сейчас дочери живут в г. Сорск, это в Хакасии, старший сын в Тюмени, а младший в ПУ-131 в Бредах, осваивает профессию сварщика.
Так бы и жили в городе, но не было своего жилья. Снимали квартиру, а семья росла, поэтому поехали туда, где с жильем было лучше. Приехали в совхоз «Восточный» и сразу получили однокомнатную квартиру в двухэтажке. Муж устроился в гараж шофером. Потом получили трехкомнатную квартиру, а в 1998 году уже отдельный дом. С тех пор и живем по-деревенски, в своем доме, на земле, есть сад, огород. Мне нравится ухаживать за садом, за огородом. Примерно около 15 соток. Часть земли занята под картошкой, а остальное овощи и плодовые деревья. Есть ранет, груша, слива, крыжовник, малина, вишня и даже виноград. Все это требует внимания и заботы. Поэтому после работы с металлом, шума станка я в саду работаю и отдыхаю».
- Вы более 30 лет живете в степном краю. Быстро привыкли к новым условиям, климату?
«Нет, конечно! Очень сложное было привыкание. Акклиматизация шла трудно. Первое время очень сильно мерзла. На улице жара, сухота, а я в пальто и мне холодно. Очень сильно скучала по лесу, горам, чистым горным речкам, озерам. Здесь вода сильно отличается и не в лучшую сторону. Вся Андреевка спасается за счет колодца на левом берегу. Все там берут воду: чистая, вкусная.
Очень скучаю до сих пор по рыбалке в горных реках и озерах. Я сама заядлый рыболов. Очень люблю бывать на природе, рыбачить. Спасаюсь тем, что бываю у родственников, у родни. Есть куда сходить, где порыбачить, сварить уху, отдохнуть. Рыба речная, но не такая, как здесь. Очень вкусная рыба хариус, налим до 2-3 кг, щука, красноперка. Здесь на рыбалку не хожу, слишком велика разница в ощущениях».
- Сельскохозяйственные предприятия за эти годы претерпели ряд изменений и превращений, вы это почувствовали или работа была всегда?
«В 90-х годах производство на селе очень сильно сократилось. Восемь лет я работала на телятнике, свинарнике. Мне очень нравится работать с животными. Я получаю истинное наслаждение, работая и с телятами, и с поросятами. Никогда бы не вернулась в МТМ, но производство сократили и я осталась без работы. Другой профессии, кроме токаря, у меня нет и я вынуждена была к ней вернуться. С 14 лет работаю токарем. Работала на заводе, но по-настоящему почувствовала профессию уже здесь, на целине. Здесь каждый день приходится сталкиваться с самыми различными заказами. В голове нужно держать массу всяких размеров, шагов резьбы и т. д. Голова должна быть светлой и ясной. Сейчас все меняется в лучшую сторону. Руководство проявляет заботу и внимание. Необходимые материалы есть, инструмент тоже. Восстановлено отопление, но на всякий случай у нас здесь есть печка. Полы зацементировали, собираются положить плитку, покрасить станки, краска есть. Изменения в лучшую сторону заметны для всех. Зарплата вовремя, правда, труд токаря оплачивается по минималке. Моя зарплата 4700 рублей. В летнее время, в период сезонных полевых работ, нагрузка возрастает. За 10-часовой рабочий день мне платят до 8 тысяч рублей в зависимости от рабочих смен».
- Вы работаете одна?
«Раньше в токарке работали четыре человека: Сергей и Татьяна Мозговы (муж и жена), Людмила Шишкина и я. Что точили, сдавали в инструменталку: шайбы, болты, гайки разных размеров. Сейчас – то, что нужно, в токарке осталась я одна. Учеников нет. Профессия малооплачиваемая и поэтому не престижна. Хотя весь день на ногах и внимание нужно огромное.
Зажимать деталь в патрон или резец нужна сила. Закрутить, зажать или, наоборот, открутить и снять деталь или резец в день приходится очень много раз. К вечеру руки болят, а ноги гудят. Дома отдыхаю в домашних неторопливых делах – сад, огород, корова, свиньи, утки, куры.
Муж строитель и в летнее время он более занят. За сезон зарабатывает больше, чем я за год. Есть машины УАЗ и «Жигули» 7 модели, УАЗ больше по хозяйству – подвезти корма».
Родилась в деревне, жила в городе, но большую часть жизни вновь связала с деревней, с работой на целинной брединской земле.
Сколько за эти годы прошло металла через руки Альфиры Ралифовны, сколько сделано ею разных нужных деталей и для гаража, и для машинно-тракторной мастерской. Каждый рабочий день приходится выполнять различные заказы. С одними все просто, они несложные, иные настоящие головоломки и только большой практический опыт позволяет их выполнять. Трудовой коллектив хозяйства занят выполнением большой производственной программы и то, что техника работает бесперебойно, есть заслуга и Альфиры Ралифовны – токаря ООО «Агрофирма Андреевская».
С. СЕРГЕЕВ
Поделиться
поделиться:
Все желающие смогут сыграть также в джакколо и шаффлборд
В полдень 18 ноября в дежурную часть поступило сообщение о подозрительной сумке, оставленной в женском туалете копейского торгово-развлекательного комплекса «Слава».
Оперативность снабжения расположенных в сельской местности аптечных пунктов повысится благодаря открытию в Челябинской области нового аптечного склада. Кроме этого, доставка и хранение лекарств потребуют меньше затрат.