Четверг, 20 Сентября 2018

Повернитесь лицом к потребителю – будете в выигрыше

31.07.2009 Корреспондент: Маяк

Значительное количество гражданских дел, рассматриваемых судами – это споры между продавцами (исполнителями) различных товаров (услуг) и гражданами, которые данные товары (услуги) приобретают. На юридическом языке данные споры именуются делами о защите прав потребителей.

Значительное количество гражданских дел, рассматриваемых судами – это споры между продавцами (исполнителями) различных товаров (услуг) и гражданами, которые данные товары (услуги) приобретают. На юридическом языке данные споры именуются делами о защите прав потребителей. Россия, являющаяся государством-участником Организации Объединенных Наций, членом Совета Европы, стоит на пути защиты гражданина, выступающего в гражданско-правовых отношениях в качестве потребителя, как наиболее слабой и менее защищенной стороны по сравнению с организацией (индивидуальным предпринимателем), реализующей свои товары, работы (услуги). Такой подход заложен как в международных, так и внутренних нормативных правовых актах.

Основополагающим документом, регулирующим правоотношения в данной сфере, является Закон РФ «О защите прав потребителей» от 7 февраля 1992 года, в который после введения неоднократно вносились изменения. И все эти изменения принимаются в целях расширения прав потребителя, укрепления их защиты. Несмотря на то, что в суд за защитой своих прав при покупке некачественного товара либо получении некачественной услуги обращаются зачастую люди юридически не подготовленные, ограниченные в материальном плане, далекие от таких понятий как состязательность процесса, доказывание, а другую сторону, наоборот, в большинстве случаев представляют профессиональные юристы, подавляющее большинство решений по таким делам судами принимается в пользу потребителей.

В этой связи особо следует обратить внимание продавцов и поставщиков различных услуг на положение законодательства, стимулирующее на досудебное, мирное урегулирование возникающих с покупателями споров. Учитывая то, что судебные дела требуют от участников значительных материальных, временных затрат, трудно поверить, что кто-либо надуманно, без оснований начнёт эту тяжбу. Следовательно, когда покупатель обращается к продавцу с соответствующей претензией, устной или письменной, значит, есть у него на это основания и причины. Поэтому необходимо внимательно подходить к нуждам потребителя, посмотреть на проблему его глазами. Судебная же практика показывает другое, продавца интересует в первую очередь прибыль, крылатая фраза «потребитель всегда прав» для продавца звучит с точностью наоборот. Именно поэтому люди вынуждены идти в суд за защитой, которую, как сказано выше, они в большинстве случаев получают, а продавцы теряют значительно больше того, что с него просил обиженный покупатель, поскольку обычно требования покупателя не ограничиваются его материальными издержками, к этому добавляется соответствующая компенсация морального вреда, которую законодатель для данных правоотношений предусмотрел.

Немаловажное изменение в указанный выше Закон, направленное на склонение продавца к добровольному удовлетворению требований покупателя, было внесено 21 декабря 2004 года. Если в редакции, действовавшей до данного изменения, закон предоставлял суду право при удовлетворении требований потребителя вынести решение о взыскании с продавца в бюджет штрафа за несоблюдение добровольного порядка удовлетворения требований потребителя, то в настоящее время это обязанность суда. Поэтому продавец либо исполнитель какой-либо услуги, отказывая продавцу в удовлетворении его требований, должен четко себе представлять, что при установлении судом, что требования покупателя обоснованные, продавцу помимо удовлетворения требований покупателя, теперь уже в принудительном порядке, скорее всего придётся компенсировать в денежном выражении причинённый покупателю моральный вред, а также пополнить муниципальный бюджет на сумму в размере 50% от суммы, взысканной в пользу покупателя, куда входит и компенсация морального вреда, а также с него будут взысканы в федеральный бюджет госпошлина и все понесённые истцом судебные расходы. Просчитать последствия для себя несложно.

Для наглядности можно привести следующие примеры дел, которые прошли через мировых судей Красноармейского района, Красноармейский районный суд.

Гражданка К. приобрела в магазине у ИП Д. соковыжималку стоимостью 2050 рублей, которая оказалась некачественной. После обнаружения дефекта стала требовать продавца забрать товар назад, а ей возвратить свои кровные, которые для нее, пенсионерки, являются значительными. Вместо того, чтобы без лишней нервотрепки разобраться в ситуации и решить дело миром, продавец стал пытаться вину переложить на пенсионерку. В результате по судебному решению вместо указанной выше суммы предприниматель потерял 4775 рублей.

Гр-н О. заключил с ИП Ч. договор об оказании юридических услуг за предполагаемую работу, заплатив 50000 рублей. Однако качественно и своевременно работа выполнена не была. Поскольку добровольно требования О. удовлетворены не были, он вынужден был обратиться за защитой своих прав в суд. Итог – с ИП Ч. взыскано как в пользу О., так и в бюджет 84700 рублей.

Гр-н Н. приобрел в ООО ТД «Д.» автомобиль за 300626 рублей. Однако, в период гарантийного срока в автомобиле при работе в штатной ситуации произошло возгорание, что говорит о его некачественности. Покупатель обратился к продавцу с требованием о замене автомобиля. Но не тут-то было, вместо удовлетворения данных законных требований покупатель после проведения соответствующей экспертизы только после вмешательства правоохранительных органов смог получить назад свой «подгоревший» автомобиль. Торговая организация требовала с покупателя оплаты за экспертизу, хранение автомобиля и прочие понесённые ими затраты. Такое отношение солидной торгующей автомобилями организации привело данного гражданина в суд. В результате судебного разбирательства касса продавца опустела на 766006 рублей.

Таких примеров много, картина везде примерно одинаковая. Продавцам надо знать, что закон освободил потребителя от обязанности доказывать в суде, что права нарушены не по его вине. Он должен доказать только факт, что приобретенный им товар, либо полученная услуга не соответствуют предъявляемым к ним требованиям. Обязанность доказать, что права потребителя нарушены по его же вине, лежит на продавце.

Исходя из изложенного хочется дать совет организациям и индивидуальным предпринимателям, реализующим гражданам товары и услуги: повернитесь лицом к тому, для кого вы работаете – потребителю, не доводите дело до суда, ваше материальное благополучие от этого в непростое кризисное время только выиграет.

Е. НОВИКОВ, судья районного суда

 

Другие материалы рубрики
03:59 «Славу» на замок! В Копейске эвакуировали людей из торгово-развлекательного комплекса

В полдень 18 ноября в дежурную часть поступило сообщение о подозрительной сумке, оставленной в женском туалете копейского торгово-развлекательного комплекса «Слава».

04:41 Крыша для здоровья. Новый аптечный склад в Челябинской области ускорит доставку лекарств на село

Оперативность снабжения расположенных в сельской местности аптечных пунктов повысится благодаря открытию в Челябинской области нового аптечного склада. Кроме этого, доставка и хранение лекарств потребуют меньше затрат.

01:31 «Прошли достойно». Дубровский поблагодарил южноуральцев за активность на выборах

Губернатор Челябинской области Борис Дубровский поблагодарил всех, кто проявил гражданскую активность и принял участие в голосовании 13 сентября. Об этом сообщает сайт gubernator74.ru

Возврат к списку