Вторник, 10 Декабря 2024

Сохранить для потомков

19.09.2009 Корреспондент: Советское

С незапамятных времен среди южноуральской лесостепи у села Варна  на возвышенности между двух озер стоит овеянная легендами, безмолвно хранящая тайну своего происхождения башня Тамерлана. «Кесене»  в переводе с тюркского означает мавзолей. Это замечательный памятник древней архитектуры XIV века государственного значения – достопримечательность не только нашего села. Он живописно выделяется на фоне

Сохранить для потомков

С незапамятных времен среди южноуральской лесостепи у села Варна  на возвышенности между двух озер стоит овеянная легендами, безмолвно хранящая тайну своего происхождения башня Тамерлана. «Кесене»  в переводе с тюркского означает мавзолей. Это замечательный памятник древней архитектуры XIV века государственного значения – достопримечательность не только нашего села. Он живописно выделяется на фоне природы. Его красивый своеобразный менуэт  и удивительная гармония размера сооружения и прилегающей местности представляет научную и историческую ценность. Мавзолей Кесене, именуемый в народе башня Тамерлан, уникален не только по своим архитектурным особенностям, но и тем, что по возрасту ему около 650 лет (14 век). Это единственный памятник старины, дошедший до нас, хоть и в полуразрушенном состоянии, но сохранившийся на поверхности земли. Аналогичный по форме, размерам, архитектурным особенностям и по использованному материалу – красный обожженный кирпич, памятник, построенный в 13 – 14 веке,  находится в Туркменистане, В Куня – Ургенче. В связи с этим,  памятник архитектуры в Варне заслуживает большого внимания и бережного отношения.

Шли годы, менялись столетия, а люди во все времена шли к башне. Много человеческих судеб перекрещивается на этом участке степи. Памятник хранит неутешное горе по ушедшему из жизни дорогому человеку. Хранит шепот  молитв и сокровенные  надежды путников.

Много тайн и легенд хранит башня Тамерлан, попробую высказать свое предположение, основанное на личном изучении исторических материалов, наблюдении, сопоставлении фактов.

Сначала немного о Тамерлане. В 1391 году  он преследовал хана Золотой Орды Тохтамыша, и при битве с его войском был тяжело ранен. Одна стрела повредила локоть, вторая – колено: рука стала плохо действовать, он стал хромать. Поэтому его стали называть Тамерлан: Тимур означает «железный», ленг – «хромой».            

У Тамерлана было трое сыновей: Мухаммед, Шахрух и Мираншах. Мухаммед умер молодым. У Тамерлана была дочь Султанбак – Бегум. Она имела мальчишеский характер, вела себя как юноша, желала уподобиться отцу. В раннем возрасте, переодевшись в мужскую одежду, отправилась в окрестности Самарканда на разбой и была убита пастухом, у которого она пыталась увести стадо овец. Поскольку дочь умерла рано, мавзолей в Варненском районе не может принадлежать ей. И легенды о дочери Тамерлана не имеют основания.

Когда-то Тамерлан проходил через наши края, путь его пролегал в направлении к городу Казань. В походы он брал с собой гарем, и в связи с этим, наиболее правдива легенда о том, что одна из жен Тамерлана Чолпан – Мульк изменила ему с воином. Беглецы убежали, их настигла погоня. На месте их трагической гибели построили мавзолей. Подтверждением тому служит найденное при  раскопках женское погребение и недалеко – мужчины. Останки датированы тоже XIV веком.

Впервые мавзолей упоминается в 1762 году в труде известного историка Оренбургского края П. И. Рычкова.

В конце 18 века по территории Южного Урала прошли две экспедиции, посланные по решению Академии наук. Возглавляли их немец П. С. Паллас и русский И. И. Лепехин. В 1768 году отрядом под руководством П. С. Паллас был осмотрен мавзолей (башня Тамерлана). Паллас дал полное описание памятника, сопроводив его рисунком:

« … Мавзолей был сооружен из красного обожженного очень крепкого кирпича с тщательной разделкой швов наружных и внутренних стен. Сферический купол внутри мавзолея был очень тщательно оштукатурен и покрашен в бело-голубоватый цвет. Вход в мавзолей был один, расположен с южной стороны, а внутренняя часть освещалась двумя окнами, расположенными в восточной и западной стороне. Кирпичная кровля мавзолея завершалась островосходящими гранями пирамиды и никакого отверстия   на своей верхушке не имела. Полы внутри были из плит естественного камня. Сквозные отверстия в стенах мавзолея и нишах служили для естественной вентиляции помещения, а впадины  - для  ритуальных светильников. В центе купольного перекрытия мавзолея был металлический крюк, к которому были подвешены металлические кольца для дароприношения. Склепа для захоронения под полом, также как и какого-либо саркофага или надгробной плиты не было…»

Сто лет спустя, в 1868 году, в газете «Оренбургские ведомости» была опубликована статья известного этнографа Р. Г. Игнатьева, где автор также дает описание мавзолея, по которому можно судить о частичных повреждениях, нанесенных ему местным казачьим населением.

В 1889 году профессор Санкт–Петербургского университета Э. Ю. Петри произвел раскопки и составил еще одно описание мавзолея в отчете археологической экспедиции:

«Мавзолей окружен глубоким рвом и бруствером, расположен на прямоугольной площадке. Мавзолей представляет собой прямоугольное монументальное здание высотой 16 метров. На здании 12-тигранная пирамида башни, Хорошо сохранилась часть портала с пилонами. Внутри мавзолея в углах полукруглые тромпы, своды, которые в Средние века на Востоке сооружали для того, чтобы над четырехугольным  планом здания возвести барабан и круглый купол. Здесь тромпы были устроены для перехода от прямоугольного здания к 12-тигранному барабану.

В углах нишеобразных сводов тромпов видны треугольные выступы кирпича в несколько рядов, один над другим, в шахматном порядке – это  мукарны или сталактиты. Они располагаются в строгом порядке друг над другом, образуя своеобразную террасовидную кровлю. Углом выступающие кирпичи, положенные в три ряда, служили основанием для нависающего между ними следующего ряда такой же кладки. Всего было четыре ряда мукарнов в каждом углу мавзолея».

Все эти элементы и архитектурные особенности характерны именно для среднеазиатского зодчества того времени. Все древние памятники Средней Азии времен царствования Тимура с 12-тигранным барабаном и устройством круглого купола над ним содержат эти же элементы.

Э. Ю. Петри произвел археологические раскопки внутри мавзолея. Из  отчета:

«При очистке мусора найдена теменная часть человеческого черепа и множество бараньих и лошадиных костей.

 У северной стены на глубине двух аршинов найден был лубок и доски. В лубке, покрывающем череп, сделано было два отверстия для глаз и одно – для рта. Женский скелет длиной 2 аршина 6 вершков. Вокруг шеи скелета обмотана шелковая ткань, отдельные ее куски сохранились. У черепа  - две золотые серьги с двумя жемчужинами и одним яхонтом на каждой. На пальцах два золотых перстня, гнезда которых украшены золотым арабеском (резной растительный узор) и небольшими зеленовато-голубыми камнями – датировано XIV веком. Погребение произведено по древнему мусульманскому обряду, украшения и атрибутика соответствуют Древнему Востоку (Азии)»

При проведении реставрационных работ в 1982 (при укреплении фундамента башни) археологами было обнаружено захоронение молодого воина на такой же глубине и датировано тоже XIV веком.

Все данные, фрагменты раскопок и фрагменты майолики облицовки мавзолея Э. Ю. Петри увез в Санкт – Петербург , они находятся в Эрмитаже. Осмотренное сооружение он определил как молитвенный дом и назвал Кирхой (в немецком языке «kirche»  - церковь)  Это определение дошло и до нас. В современной русской интерпретации мы называем ее «киркой»

Многие жители Челябинской области наслышаны о башне Тамерлана, многие лично побывали на месте этого исторического памятника, но мало, кто знает, что мавзолей построен на древнем погребальном поле, на котором находится около сотни небольших курганов. Тот участок ковыльной степи, что сохранился вокруг башни, служил кладбищем для многих поколений людей в течении почти четырех тысяч лет: от начала II тыс. до нашей эры по XVII – XVIII  века нашей эры. Сейчас вокруг мавзолея находятся развалины различных сооружений, переживших века. Это остатки каменных кольцевых конструкций и каменных ящиков бронзового века, почти стертые с поверхности земли пирамиды, сложенные из дерева и дерна в скифосарматскую эпоху, поверженные каменные «бабы» и ритуальные площадки тюркского времени.

Мавзолей и древнее кладбище – это единый уникальный памятник истории не только Южного Урала, но и России. В связи с тем, что мавзолей находится вне населенного пункта, не была организована его охрана. Он был подвержен значительному разрушению. Время и руки человека постепенно стирали с лица земли памятник старины. Все кирпичи были изрезаны, исписаны.

В августе 1955 года по заданию бывшего Управления Совета Министров РСФСР и Челябинского областного отдела по делам архитектуры и строительства, архитектор М. Г. Семенов и фотограф В. В. Беляев сделали детальные обмеры и фотографии этого исторического памятника. Они легли в основу реставрационного плана. Рабочие чертежи на реставрационные работы выполнил М. Г. Семенов, который использовал в своей работе все известные рисунки и чертежи, данные археологических изысканий, известные аналоги на территории Средней Азии.

Летом 1981 года Челябинский реставрационный участок начал  восстановление мавзолея. В 1982 году была закончена реставрация кирпичной кладки снаружи и внутри. Задача реставраторов состояла в том, чтобы, предохраняя руины от дальнейшего разрушения, заделывая глубокие трещины в стенах, предупреждая обвалы свод или арок, не обезличить памятник, не нарушить его архитектурно-композиционные особенности. По спецзаказу кирпич высококачественной марки поставлял Миасский кирпичный завод. Кладка производилась с очень тщательной разделкой швов. На реставрации памятника работали высококвалифицированные каменщики и плотники. Помощь им оказывали студенты Челябинского политехнического института. В последующем были проведены внутренние работы и благоустройство территории, сделана главная аллея, решетчатая ограда и т. д.

Мавзолей и некрополь захоронения вокруг него – это историческая ценность. Этот памятник заслуживает большого внимания и бережного отношения. После реставрационных работ, на которые было потрачено немало сил и средств, на памятнике вновь появились следы вандализма. Кирпичи снова стали царапать, оставляя на них свои инициалы, имена. Совершенно ни к чему привязывать на металлическую ограду ленточки. Что это? Откуда взялась эта традиция? Мне пришлось посетить в Средней Азии много памятников старины, мавзолеев, и никто и никогда не занимался этой дикостью.

Изображение башни Тамерлана является символом Варны. Она стояла, выдержав время и всякие напасти нескольких веков. Ее надо оберегать, чтобы сохранить для потомков историческую достопримечательность нашей Варны.

Галина Золотарева

Поделиться

поделиться:

 

Другие материалы рубрики
16:34 В Кыштыме состоятся соревнования по морскому бильярду

Все желающие смогут сыграть также в джакколо и шаффлборд

03:59 «Славу» на замок! В Копейске эвакуировали людей из торгово-развлекательного комплекса

В полдень 18 ноября в дежурную часть поступило сообщение о подозрительной сумке, оставленной в женском туалете копейского торгово-развлекательного комплекса «Слава».

04:41 Крыша для здоровья. Новый аптечный склад в Челябинской области ускорит доставку лекарств на село

Оперативность снабжения расположенных в сельской местности аптечных пунктов повысится благодаря открытию в Челябинской области нового аптечного склада. Кроме этого, доставка и хранение лекарств потребуют меньше затрат.

Возврат к списку