Четверг, 28 Марта 2024

«Он знал многих, а его знали все»

26.11.2009 Корреспондент: Наша газета

Дядя Митя, голубятник, уральский градостроитель и директор. И это всё о нем. О Дмитрии Ефимовиче Васильеве

Галина Козлова

«Он знал многих, а его знали все»

Дядя Митя, голубятник, уральский градостроитель и директор. И это всё о нем. О Дмитрии Ефимовиче Васильеве

 

23 ноября исполнилось 107 лет со дня его рождения. Крестьянская семья, слесарь, монтер, массовик – это начало его жизни и трудовой биографии. Выдающийся организатор производства, талантливый руководитель, основатель двух стратегически важных оборонных объектов: завода по производству ядерных зарядов, боеприпасов и специальных материалов в Лесном и института по разработке ядерных зарядов и боеприпасов в Снежинске – это то, благодаря чему он вошел в историю. А еще он живет в памяти горожан. Те, кто был совсем малышом в конце 50-х, помнят его как дядю Митю, который велел выделить деньги детскому саду и купить ребятам игрушки. У взрослых другие воспоминания. Своим видением личности директора делился и ушедший из жизни три года назад снежинец Леонид Павлович Комиссаров. Его слова сохранились благодаря городскому музею: «В общении с простыми людьми находил удовлетворение. Он многих знал, а его знали все. И у каждого простого человека после встреч и бесед с ним оставалось чувство уверенности, что уж его-то лично Дмитрий Ефимович знает хорошо. Из колоссального числа всевозможных вопросов он мог выбрать главное. Если он говорил «да», то был последователен. Если говорил «нет», то потом уговаривать его или действовать через другие инстанции было бесполезно. Он отлично владел словом, обладал хорошей дикцией, умел увлечь собравшихся. Его выступлений на собраниях и конференциях присутствующие ждали с нетерпением. Он мог всё охватить, обобщить, предсказать и четко поставить задачи. Случало и такое, что после него последующие ораторы отказывались выступать, чтобы не повторяться. За аморальные поступки, другие нарушения наказывал сполна, будь то близкий или знакомый – не допускал снисхождения».

            Леонид Павлович находился рядом с Васильевым пять лет – был его личным шофером. Вспоминал, что не просто работал, а еще и учился у Дмитрия Ефимовича: «Приветлив. Внимателен, вежлив, ненаигранно общителен. Он никогда не спешил, но везде бывал. Не считал за унижение, проходя мимо, зайти, например, в прачечную, пройти по этажам строящегося дома, осмотреть очистные сооружения. Сильно любил природу. Иной раз, мечтая, говорил: «Если бы мне было суждено жить вторично, я бы стал биологом». Пусть время не сотрет из нашей партии имя этого замечательного, честного и преданного своему делу человека. Светлую память он заслужил самоотверженным трудом и горячей любовью к своему родному Уралу».

Дмитрий Ефимович – отец-основатель Снежинска. Татьяну Алексеевну Ливеровскую можно, в свою очередь, назвать основательницей культурной жизни нашего города. Она познакомилась с Васильевым в августе 1959 года, в поезде, который вез бывшую москвичку и ее супруга на новое место работы. Татьяна Алексеевна не была уверена, что они поступают правильно – в столице осталась интересная работа, а в будущем Снежинске тогда не было даже клуба. Попутчик развеял эти сомнения. «Таких людей, как он, нечасто встретишь, и запоминаются они на всю жизнь, – вспоминает Т.А. Ливеровская. – Прежде всего поражала его внешность, удивительно гармонировавшая с внутренними качествами, не побоюсь сказать, Человека с большой буквы. Большого роста, крупный, плечистый, с мужественным лицом и умными, всегда немножечко улыбающимися глазами, он производил впечатление человека сильного, цельного, он сразу вселял в вас уверенность, что с ним вы не пропадете, решите любой вопрос, преодолеете любое затруднение, что он всегда поддержит вас – если вы правы. И когда я высказала свое сомнение: «Что я буду делать у вас, мне так интересно было жить и работать в Москве…» – он ответил: «Если захотите, то и здесь вам будет интересно, вы только потерпите немножко, мы что-нибудь придумаем». А когда мы, уже пересев в машины, ехали по уральской земле, он дважды останавливался, заставлял всех выходить и любоваться красотой уральской природы. Ему хотелось убедить нас всех, кто впервые это видел и ехал в его город, что мы не зря едем, что такой красоты мы еще не видели. Казалось даже, что эта прекрасная природа в какой-то мере сделана его руками – так он гордился ею и так хотел всех заразить этой гордостью».

            Дмитрий Ефимович Васильев ушел из жизни всего в 58 лет, после второго инфаркта. Он многое сделал для развития института и города, но не успел осуществить многое из того, о чем мечтал. Лишь некоторые из его увлечений и планов перечисляет экскурсовод музея Татьяна Малюгина: «Дмитрию Васильеву принадлежит инициатива разведения голубей в нашем городе, создания рыбопитомника по разведению карпа на озере Ергалды, утиной фермы на озере Зыренкуль, зарыбления наших озер личинками сига и взрослыми экземплярами леща. Но, как это часто бывает, прекрасная идея держалась лишь на авторитете директора. После его смерти проследить за реализацией этих планов стало некому».

Не всё задуманное удалось реализовать, но в Снежинске о нем напоминают улица имени Васильева (бывшая улица Мира), памятник ему (2002 год), премия РФЯЦ ВНИИТФ, которую вручают лучшим работникам института, две мемориальные доски, комната памяти в клубе «Химик», а также музейные экспонаты: диван, два кресла и журнальный столик, которые подарил музею предприниматель Владимир Набоков (диван и кресла потом отреставрировала мебельная фабрика «Светлана»), книжный шкаф и письменный стол директора – от начальника городской санэпидемстанции Виктора Романова, рабочее кресло – от административно-хозяйственного отдела института. На Памире на 6100 метров над уровнем моря возвышается пик Васильева, названный так в 1969 году в память о покорении вершины группой снежинских альпинистов.

            В жизни надо построить дом, посадить дерево и вырастить ребенка. Деревья, посаженные по инициативе Дмитрия Васильева (яблони на бульваре Циолковского), до сих пор украшают город. Свою дочь Долорес он очень любил. А еще на карте благодаря ему появились два уральских атомных города – Лесной и Снежинск. По легенде, это название нашему городу дал именно Дмитрий Ефимович, когда на одном из совещаний осенью 1956 года взглянул в окно, за которым пролетали хлопья снега…

           

P.S. Вечером 23 ноября у памятника основателю города Дмитрию Васильеву лежали две красные гвоздики.  

 

 

 

Поделиться

поделиться:

 

Другие материалы рубрики
16:34 В Кыштыме состоятся соревнования по морскому бильярду

Все желающие смогут сыграть также в джакколо и шаффлборд

03:59 «Славу» на замок! В Копейске эвакуировали людей из торгово-развлекательного комплекса

В полдень 18 ноября в дежурную часть поступило сообщение о подозрительной сумке, оставленной в женском туалете копейского торгово-развлекательного комплекса «Слава».

04:41 Крыша для здоровья. Новый аптечный склад в Челябинской области ускорит доставку лекарств на село

Оперативность снабжения расположенных в сельской местности аптечных пунктов повысится благодаря открытию в Челябинской области нового аптечного склада. Кроме этого, доставка и хранение лекарств потребуют меньше затрат.

Возврат к списку