Четверг, 25 Апреля 2024

Неутомимый труженик тыла

25.12.2010 Корреспондент: Октябрьская

  • 65 лет Великой Победы

Наше государство и правительство воздали должное воинам, возведя на местах сражений величественные мемориалы и более скромные памятники и обелиски. Воздали должное героям индустриального тыла, подняв на пьедестал танки и «катюши». Но мы пока в долгу перед сельскими тружениками и труженицами военной поры.

Напряженной трудовой жизнью жила советская деревня в годы войны. В армию, на фронт ушли почти все мужчины — колхозники, забрали на фронт трактора, машины, лошадей. Сначала войны из колхозов области в Красную Армию было отправлено 26 тысяч лошадей. Все это вызвало небывалое напряжение и трудности в колхозах, совхозах и МТС. Когда началась война, мне было неполных 9 лет, но война растянулась на долгие 4 года. И многое я помню из того военного времени. Сегодня я хочу поделиться воспоминаниями о военных буднях моей родной деревни Могильное.

Так же, как и по всей стране, почти все взрослое население мужчин и пятеро девушек ушли на фронт. Половина мужчин (из ушедших на фронт) не вернулось назад, в родную деревню — погибли, среди них и одна девушка (Лиза Белоусова).

Война шла, трудности нарастали, задачи усложнялись. Вся страна жила под одним лозунгом: «Все для фронта, все для Победы». И трудились. Уже немало сказано в книгах, в СМИ, как было тяжело, каких успехов добивались труженики сельского хозяйства в тяжелое военное время. Можно было много об этом писать, говорить, но есть и конкретные цифры. «Колхозы и совхозы Челябинской области сдали в 1941 г. государству свыше 47 млн. пудов зерна, много овощей, картофеля и продуктов животноводства». За годы войны от трудящихся области поступило в фонд обороны 386 млн. 399 тысяч рублей. А конкретно колхозники — 90 млн. руб. на танковую колонну «Челябинские колхозники», 91 млн. 649 тыс. на вооружение армии.

Цифры и факты можно еще продолжать. А по итогам 1945 года челябинской обл. были вручены на вечное хранение три переходящих знамени ГКО за первенство в социальном соревновании среди областей Урала и Казахстана в земледелии, животноводстве и в работе МТС.

Ветеранов войны в деревнях и селах к 65–летию Победы осталось единицы. Вот и в нашей деревне до этого юбилея дожил всего один ветеран войны — Голованов Сергей Максимович. Да и он не живет сейчас в деревне, а живет в Миассе у дочери, благо ему уже 86 лет. Можно вспомнить о тех, кого сейчас называют «труженики тыла». Да и их в буквальном смысле слова единицы.
Значит пора вспомнить тех, кто давно уже ушел в «мир иной». А это те, кто на своих плечах вынес все тяготы войны.

Скажите, кому это надо? А по–моему, надо знать и помнить поименно всех, кто ковал победу в тылу. Ведь у них остались дети, внуки и правнуки. Чтобы наши внуки — правнуки не были «Иванами, не помнящими родства». Ведь не зная своих корней человек, что дерево без корней. Ведь не даром же сейчас на телевидении появилась телепередача «Моя родословная».

Ну, а теперь конкретно о моем «герое». Это коренной житель деревни Могильное — Рябченко Иван Герасимович.

Давно уже нет в живых Ивана Герасимовича, нет и его жены  — Татьяны Савельевны. Умерли все четверо детей Рябченко. Но остались внуки — правнуки, а я знаю, что их много.

Наверное, кто еще помнит Ивана Герасимовича и сейчас прочтет мое воспоминание о нем, я уверена — очень удивятся. Да, слишком скромный и незаметный этот мужичок был в деревне. Но никто, кто его помнит не станут спорить со мной: какой он был великий труженик и мастер на все руки: золотые у него были руки и очень доброе сердце. Он был инвалид. Из нас в деревне редко, кто не имел прозвища (чаще всего безобидные). Ивана Герасимовича называли всегда только Иван Герасимович и с уважением. Дети во все времена есть дети: они все видят (не смотря) все видят (не глядя). Знают все, что делается у родственников, у соседей и вообще в деревне. Но я ни разу не слышала, чтобы об Иване Герасимовиче говорили в деревне плохо. Только с уважением. Значит, заслужил того человек.

Я уже сказала, что он мастер на все руки. А так как он не мог ходить постоянно на работу в бригаду, то бригадир привозил ему работу домой. Вся столярная, плотницкая работа в колхозе была на нем. Жили Рябченко в центре деревни, двор у них был большой и весь был завален всякой колхозной «техникой»: грабли, вилы (деревянные) лопаты, ярмо для упряжки быков, хомуты, колеса и т.д. и т.п. И со всем этим управлялся Иван Герасимович. Если сказать, что он был незаменимым работником в колхозе «9 января», значит, сказано далеко не все. Он был первым и незаменимым помощником женщинам, которые в войну остались без мужей.

Колхозная работа, конечно, в первую очередь. Но ведь все, кто помнит военное время, знают  основной достаток семьи (и достатком–то назвать как–то неловко) состоял из того, что было на своем подворье — скотина, кое–какая живность и кормилец — огород. Наступало лето: пора заготовки кормов для своей коровушки — тоже кормилицы, овец. И женщины выкручивались, как могли, выкладывались по полной программе. Выходных было в 10 дней — 1. те женщины, которые летом работали в поле, в сенокосную пору, то в короткий обеденный перерыв урывками косили для своих коров, ну а в выходной уходили на покос на целый день. Травы были хорошие, т.к. много земли было незасеянной. И в таких местах буйно рос «оржаник», трава густая и высокая. Но чтобы на славу потрудиться нужна была хорошая коса (литовка). Вот и шли женщины к Ивану Герасимовичу, чтобы он отбил (наточил) литовку к ее выходному дню. И лучше, чем Ивана Герасимовича в нашей округе этого никто не делал. (Я не имею в виду те семьи, где были свои мужчины — старики). Отказу не было никому, платы никакой. Шли к нему, как к самому близкому родственнику.

А потом приходила пора вывозить сено, и вывозили его на своих коровенках. Корова в семье и кормилица, и работница. Опять же надо телегу, в которую впрягалась коровушка. Во многих дворах были свои телеги, но это там, где были свои старики. Но вот опять моя мать и все наши соседи — шли к Ивану Герасимовичу. У него была телега самая хорошая: прочная и легкая. Договорились между собой: кто за кем будет брать эту тележку. Отказа никому не было. И платы никакой он с них не брал. Привезет она ему вечером телегу. Он ее за вечер подремонтирует, смажет — а утром телега — снова в путь. И так все лето телега в работе. Осенью какой чащи привезти, кизяк ли привезти с овчарника и опять к Ивану Герасимовичу. А зимой Иван Герасимович подшивал валенки семьям, где некому это было сделать.

Особой достопримечательностью семьи Рябченко И.Г. — была ручная мельница. Хотя и понемногу на «трудодень — палочку», но в конце года колхоз рассчитывал колхозников зерном. Берегли это зерно — каждое зернышко. И на мельницу в Чудиново никто не возил — не позволительная роскошь. Самодельных мельниц (жернова) в деревню было немного. Мололи на этих ручных мельницах. Хорошую мельницу — легкую на ходу, хорошо подкованную, надо было уметь сделать. И опять оказалось, что самая хорошая, хорошо отбитая мельница у Рябченковых. Мололи не каждый день, но раза 2 в неделю надо было смолоть  кг 3–4. на мельницу частенько была очередь. Мельница стояла в углу в сенях. Конечно, хотя и  немного — но пыль, шум. Но никогда со стороны хозяев не было никакого упрека. И никакой платы.

Сродни Ивану Герасимовичу был и его старший брат Петр Герасимович. Человек умный, обстоятельный, член правления колхоза «9 января». У этих Рябченко была очень удобная ступа. В ней мы толкли просо — как теперь бы сказали — делали пшено. Пшено получалось, сколько его ни толкли, на половину облупленным, но каша из него была для нас лакомством. Вот такие они были два брата Рябченко Иван Герасимович и Петр Герасимович. Под стать им были их жены — Татьяна С. — жена И.Г., как я помню, пекла для колхоза хлеб (в летнее время). Вот благодаря таким скромным, очень незаметным людям выживали сельчане в наших деревнях в военное время. Царствие им небесное и пусть земля им будет пухом. К слову надо сказать: «Нищих в нашей деревне из наших жителей не было. Из соседних деревень были».

А внуки — правнуки Ивана Герасимовича пусть помнят и знают какой большой души и светлой головы был их дед Рябченко И.Г. Петр Герасимович с семьей после войны уехал в Коркино, поэтому о его внуках — правнуках ничего не знаю.

P.S. Вот недавно, перед Новым годом наш Президент Медведев Д.А. по телевидению выступал с «Итогами Года». Один из сидящих, кажется руководитель 1 канала ТВ, спросил у президента: ну я не дословно, а содержание примерно такое: «А выстоит ли наш народ в такое тяжелое, беспокойное время, хватит ли у него (у народа) сил? На что президент ответил (тоже не дословно): «Выдержит — подтверждение этому наша история».

О таких людях (о нас, русских людях), поэт Н. Тихонов сказал: «Гвозди бы делать из этих людей, крепче бы не было этих гвоздей».

А. Халюк, г. Челябинск.

 

Поделиться

поделиться:

 

Другие материалы рубрики
16:34 В Кыштыме состоятся соревнования по морскому бильярду

Все желающие смогут сыграть также в джакколо и шаффлборд

03:59 «Славу» на замок! В Копейске эвакуировали людей из торгово-развлекательного комплекса

В полдень 18 ноября в дежурную часть поступило сообщение о подозрительной сумке, оставленной в женском туалете копейского торгово-развлекательного комплекса «Слава».

04:41 Крыша для здоровья. Новый аптечный склад в Челябинской области ускорит доставку лекарств на село

Оперативность снабжения расположенных в сельской местности аптечных пунктов повысится благодаря открытию в Челябинской области нового аптечного склада. Кроме этого, доставка и хранение лекарств потребуют меньше затрат.

Возврат к списку