Четверг, 5 Декабря 2024

Коромыслом делу не поможешь

09.07.2011 Корреспондент: Октябрьская

Деревню Семеновка захолустной назвать трудно. Вроде находится не в глуши, всего-то в нескольких километрах от райцентра. Вот она – рукой подать. Да только разряд неперспективной ей присвоить можно смело. Да по сути она таковой давно и является.\
Уже при въезде этот населенный пункт навевает уныние. Какая-то пугающая тишина кругом. Ни петушиного крика, ни собачьего лая. Не слышно ребячьего смеха, хотя на дворе – лето. Только старушки на лавочке. \
Здесь всего – то две улицы, да и то, в стройных рядах домов, то и дело встречаются «пробоины». Это места исчезнувших с лица земли домов, в которых когда-то теплилась жизнь, во дворах – лаяли собаки, в сараях - мычала скотина. Это плачевный результат того, что хозяева, подавшись в город в поисках работы, не смогли продать свои жилища. Кто купит дом в деревне, где всего-то тридцать два двора, девяносто четыре жителя, полное отсутствие работы и какой-никакой инфраструктуры. Нет ни школы, ни детского сада. От них остались одни руины. Семеновским школьникам и детсадовцам в надежде получить знания приходиться добираться до райцентра.\

Неуютно становится на душе, когда видишь голые фундаменты, служившие когда-то основанием для добротных, крепких домов, островки одичавших садов, кустов сирени и зарослей крапивы. Да и на когда-то действующий очаг культуры смотреть больно. В этом полуразрушенном, обшарпанном здании, как оказалось, где-то посередине, находится медицинский пункт. Да-да, именно здесь получают сельчане медицинскую помощь. Каким-то удивительным образом здесь оборудовали кабинет, но приезжему в случае чего найти его вряд ли удастся.
Еще страшнее картина предстает перед глазами на улице Центральной - пепелище, здесь не так давно сгорел дом.
Вдалеке, на краю деревни, виднеются скелеты животноводческих ферм, принадлежавших когда-то колхозу имени Шевченко. Старожилы села помнят, какие тучные стада содержались в них в добрые времена. Вообще-то, эта картина давно уже стала привычной, ведь проезжая и по нашему району, и бывая в других местах, очень часто можно встретить возле еще живой деревни – останки животноводческих помещений.
Не очень-то хорошее впечатление от увиденного позже несколько сгладилось. Ведь повод посетить эту деревушку был очень даже хорошим. Нынче в этом населенном пункте бригадой специалистов была пробурена скважина. Но, чтобы понять всю значимость этого события для сельчан, необходима предистория.
Глас вопиющего в пустыне!
Начнем с того, что Семеновка – не единственная в районе деревня, страдающая от безводья. Только в Октябрьском сельском поселении таких обезвоженных деревень – шесть (Семеновка, Степановка, Ново-Московское, Киевка, Жохово, Лебедки). Вода в них – привозная.
Люди, не испытавшие это на себе, не сталкивающиеся ежедневно с правдой жизни, никогда не поймут, каково это жить в условиях «пустыни», когда каждая капля воды на вес золота! Жить в деревне итак нелегко, здесь каждый день необходимо преодолевать всякого рода трудности: и печь истопить, и двор от снега расчистить, и воды наносить. Стоп! А вот где ею разжиться – это для семеновцев мучительный вопрос, на который нет ответа последнее десятилетие (!)
Беседуя с местными жителями – Раисой Петровной Подрядовой и Ниной Александровной Мальцевой, обе они уже давно на пенсии, пытаюсь на себя примерить данную ситуацию. Но даже мысленно не хочется «влезать в их шкуру». Ведь население является заложником сложившейся ситуации.
Колодец в Семеновке есть, но воду из него пить нельзя, но в хозяйстве и такая сгодится. Правда, чтобы набрать хотя бы флягу, нужно потратить чуть ли не час. В общем, в час - по чайной ложке.
Одно время сельчан выручало местное озеро, расположенное неподалеку, но хоть и гордимся мы, что район наш называют краем озер, в качестве источника питьевой воды озерную водицу использовать тоже нельзя. Другое дело, что хоть скотину напоить можно было. Но года два назад пересох и этот водоем. Безводье с головой накрыло село.
«Раньше я держала хозяйство, - откровенничает Раиса Петровна. – Были и желание, и силы. Но горе людям без воды, скотину напоить – проблема. Многие тогда избавились от своих буренок-кормилиц, не под силу стало держать хозяйство.
Воду нам привозят раз в неделю. Куплю я две фляги, выложу за них двадцать четыре рублика, и экономлю каждую каплю, чтобы хватило до следующего приезда водовозки. Бывает, что не рассчитаешь, тогда иду с чайником к соседям, кто-нибудь да выручит. Мы друг другу частенько на помощь приходим».
Разговор поддержала Нина Александровна: «Я одна живу, но ведь и помыться нужно, и постирать. И в доме порядок навести, полы помыть».
Заикнулась я о стиральных машинках, так меня чуть на смех не подняли. «Какие машинки? В тазу стираем, воду экономим. Огороды и те мало кто сажает. Только картошку. От жары и засухи страдают не только взрослые и дети, но и животные, и растения. Тут на корню любой саженец высыхает».
Как же так? Ведь всем известно, что деревенский житель всегда рассчитывает только на себя, на свои собственные силы. Чем живет деревня? Тем, что вырастет на огороде. Селянин привык к огурчику, сорванному со своей грядки, укропчику, выращенному с такой любовью…Тогда и полки в погребе радуют соленьями, вареньями. А если еще и картошка уродилась, то и перезимовать – не проблема.
На соседней улице встретилась с еще одной женщиной преклонного возраста. Завела разговор о житье-бытье. «Да, что говорить, когда беда кругом. Как люди выживают – одному Богу известно, - почти со слезами отвечает на мои вопросы пожилой человек. – С водой – проблема. Зимой, если снег натопим, то в бане помоемся. Это большая роскошь для нас. То воду дождевую собираем, надо ведь как-то выживать. А, вообще, не только выживать, а век свой как-то доживать нужно. Хоть бы уж дом для престарелых в райцентре построили, да нас всех старух забрали. Сколько мне еще отпущено годков – не знаю, но не жизнь это – одно мучение».
Осторожно спрашиваю свою собеседницу: «А дети, внуки, есть у Вас?» «Конечно, есть. Но я в город не поеду»
Беседа наша перетекла в несколько другое русло. Одиночество стариков – тоже больная проблема. У многих в городе – дети, внуки, правнуки. Одни настойчиво зовут престарелых родителей к себе на житье, другие – не очень, третьи – приедут в деревню отдохнуть, свежего воздуха глотнуть, и  до-свидания.
Да только ведь некоторых стариков и не заманишь на этажи. Привыкли они к родной деревне, к своей родной земле на которой выросли. И как очень мудро подметила моя собеседница: «Мы ведь не саженцы, пересаживать нас в другое место на старости лет – бесполезно, уже не приживемся».
Что можно было ответить этому повидавшему, пожившему на свете пожилому человеку.. Утешает только одно: будет в деревне вода – хоть на одну проблему у людей станет меньше.
Бурили с надеждой
С надеждой на то, что удастся добраться именно до пресной, питьевой воды. Риск в этом деле – огромен. Известно немало случаев, когда вкладываются немалые средства на то, чтобы провести буровые работы, но вода в скважине оказывается соленой. Тогда все силы и средства – напрасны.
Семеновским жителям крупно повезло. Бригада еткульских специалистов ООО «Водстрой» не зря пробурила стодвадцатиметровую скважину – вода в этом месте оказалась пригодной к употреблению. Правда, согласно проектно-сметной документации буровые работы планировалось провести на глубине 80 метров. Здесь воды не оказалось. В итоге пришлось бурить на 40 метров глубже. И до живительной влаги все же «добрались»!
Позже все необходимые работы были проведены: в скважину вставлена труба, затем два дня потребовалось на прокачку.
Местные жители, как могли, помогали бригаде, ведь их интерес понятен – людям, как воздух, нужна вода.
Первым, кто испробовал ледяной подземной водицы, был семеновский старожил - Иван Дементьевич Чепуштанов. Он и вынес свой вердикт: «Хороша водица! Пить можно!»
Эта весть мигом облетела село. Люди были несказанно рады этому событию. Правда, с ведрами бежать к источнику воды было рановато. Электрический насос, качающий воду, сгорел. Радость сельчан хоть и омрачилась, но думается, ненадолго. Вопрос с заменой (или ремонтом) насоса администрацией Октябрьского сельского поселения решается. И, в конце концов, скважина будет запущена в действие.
Хотя звонок в редакцию от семеновской жительницы все же был. Женщина негодовала по поводу того, что в газете написали, что «До воды «добрались». «Где же, вода, - с возмущением кричала она в трубку. Но после подробных объяснений, звонившая успокоилась, принесла извинения за свой непозволительный тон и напрасные обвинения в адрес редакции.
Десять лет ждали – уж десять-то дней подождать можно. Что ж, эмоции людей понятны. Только теперь семеновским жителям по-хорошему позавидовать можно. А вот как быть жителям остальных, страдающих от безводья, деревень? Ведь им в 21 веке даже с коромыслом податься некуда. У них удел один – ждать, когда на горизонте появится водовозка.
Фото и материал Ларисы Кламм

Поделиться

поделиться:

 

Другие материалы рубрики
16:34 В Кыштыме состоятся соревнования по морскому бильярду

Все желающие смогут сыграть также в джакколо и шаффлборд

03:59 «Славу» на замок! В Копейске эвакуировали людей из торгово-развлекательного комплекса

В полдень 18 ноября в дежурную часть поступило сообщение о подозрительной сумке, оставленной в женском туалете копейского торгово-развлекательного комплекса «Слава».

04:41 Крыша для здоровья. Новый аптечный склад в Челябинской области ускорит доставку лекарств на село

Оперативность снабжения расположенных в сельской местности аптечных пунктов повысится благодаря открытию в Челябинской области нового аптечного склада. Кроме этого, доставка и хранение лекарств потребуют меньше затрат.

Возврат к списку