Суббота, 14 Декабря 2019

Формула катастрофы

25.11.2013 Корреспондент: 0

Причиной трагедии в Казани стало стечение обстоятельств с многолетней историей?



Причиной трагедии в Казани стало стечение обстоятельств с многолетней историей?

17 ноября пассажирский самолет, выполнявший рейс Москва – Казань, потерпел крушение в аэропорту татарской столицы. На борту было 50 человек (44 пассажира и 6 членов экипажа). Все они погибли. Вместе с полсотней пассажиров погибла и наша землячка 44-летняя жительница Челябинска Виктория Згурская. Среди жертв трагедии – двое детей. В списках погибших есть сын главы Татарстана Ирек Минниханов и руководитель УФСБ по Татарстану Александр Антонов. После каждой катастрофы даже самые стойкие граждане начинают бояться летать, а наиболее впечатлительные – сдают билеты. Мы понимаем: это может произойти с каждым. И всё время в головах крутится один вопрос: это стечение обстоятельств или чья-то халатность? На каких самолетах мы летаем, и кто в ответе за унесенные жизни? «Губерния» попыталась разобраться.

В настоящее время идентифицированы останки 29 человек из 50 погибших при крушении «Боинга» в Казани. Об этом 22 ноября сообщили в следственном комитете страны. Официальные причины авиакатастрофы еще не названы, основных версий осталось две. Это ошибка пилотирования и неисправность самолета.

Секунды до взрыва


Крушение «Боинга-727» произошло 17 ноября в 19 часов 26 минут. Его сняли камеры казанского аэропорта. На пленке запечатлены последние секунды самолета в воздухе – Boeing-737 стремительно, под углом, близким к прямому, летит вниз и взрывается при соприкосновении с землей. На следующий день после авиакатастрофы руководитель пресс-службы авиакомпании «Татарстан» Гульназ Минниханова сообщила, что претензий к техническому состоянию самолета не было, управлявшие им летчики имели большой опыт работы. Общий летный стаж командира «Боинга-737» Рустема Салихова составлял 21 год, он начал летать на этом самолете в 2012 году вторым пилотом, в марте того же года стал командиром. Общий летный стаж второго пилота Виктора Гуцула – 23 года.

Основных версий на данный момент две: ошибка пилотирования и неисправность самолета. Однако, по словам экспертов Межгосударственного авиационного комитета, до столкновения с землей все системы авиалайнера работали в штатном режиме. В настоящее время сотрудники СК выясняют возможные причины трагедии, связанные с переподготовкой пилотов. Также проверяется и авиакомпания «Татарстан».

Смертельная замена


Если рассматривать первую версию, то вряд ли можно упрекнуть пилотов в непрофессионализме. Человеческий фактор, который сыграл свою роль в авиакатастрофе, складывался из многих слагаемых: история авиакомпании, ее проблемы, сама система госуправления гражданской авиацией.

По данным сайта stringer-news.com, авиакомпания «Татарстан» зарегистрирована в 1999 году, ей тогда был передан внушительный парк самолетов. До середины 2000-х эта компания была одной из самых успешных региональных компаний страны. Однако фактически она эксплуатировала самолеты, доставшиеся от СССР. Менять устаревающую технику руководство компании не спешило. Тогда же, четыре года назад, профсоюз авиакомпании заявил, что практически все рейсы являются убыточными, компания не вкладывает деньги в поддержание годности отечественной техники. Реакции от руководства не было. Это закончилось массовым увольнением опытных пилотов. Летчики не шли работать к этому авиаперевозчику в первую очередь из-за авиапарка с сомнительным качеством. Из-за катастрофических проблем с кадрами на пилотов переучивали штурманов и бортинженеров. Командир разбившегося «Боинга-737» Рустем Салихов до 2012 года летал штурманом, второй пилот Виктор Гуцул – бортинженером.

К тому же, за три года до авиакатастрофы, в 2010-м, у пилотов отменили «классность». До отмены перевозить пассажиров могли только летчики класса А – те, у кого не менее четырех тысяч часов налета. У экипажа разбившегося в Казани самолета стаж в качестве пилотов был около половины этой нормы. Если это и сыграло в авиакатастрофе свою роль, то вряд ли ключевую, потому что к подобным катастрофам ведет порой целая цепочка событий.

Кстати, этот злополучный «Боинг» не должен был лететь в Казань. Предполагалось, что он «отстоится» в аэропорту столицы после очередного перелета. Отправить в Татарстан планировали другой самолет – Bombardier CRJ. Перед вылетом выяснилось, что на этот рейс зарегистрировались два пассажира бизнес-класса. В 50-местном Bombardier CRJ салон бизнес-класса оборудован не был. Руководство компании заменило этот самолет на «Боинг-737».

Аварийное прошлое


По данным сайта itar-tass.com, рухнувший Boeing-737 отлетал более 23 лет. Эксперты утверждают, что это не возраст для таких самолетов. Тем не менее это зависит и от того, не попадал ли самолет в серьезные аварии. Как сообщает «Итар-ТАСС», этот лайнер 17 ноября 2001 года фигурировал в сводке воздушных ЧП в Бразилии. Тогда «Боинг-737» в сильный дождь коснулся земли до начала взлетно-посадочной полосы, подпрыгнул и сильно ударился об землю. У него подломилась левая стойка шасси. Пострадавших тогда не было, однако самолету потребовался серьезный ремонт. Бразилия впоследствии от этого авиалайнера избавилась. До того, как его в 2008 году приобрела авиакомпания «Татарстан», он успел побывать у нескольких владельцев. Это французские Euralair (1990–1992) и Air France (1992–1995), угандийский авиаперевозчик Uganda Airlines, бразильская Rio Sul, лизинговая компания AWAS (Ansett Worldwide Aviation Services) со штаб-квартирой в Дублине, румынская компания Blue Air и болгарская Bulgaria Air. Вот это – перекупку «авиахлама» – многие называют одной из основных причин большинства авиакатастроф. Приводит к этому ситуация в стране: бюджет авиакомпаний не позволяет им закупать новые лайнеры, намного проще взять «бэушку». Для сравнения: разбившийся в Казани самолет был застрахован примерно на девять миллионов долларов, цена новой модели «Боинга-747» составляет, по данным на 2008 год, от 51,5 до 87 миллионов долларов США.

* * *

На данный момент продолжается идентификация погибших. Также идет работа над восстановлением полной картины казанской авиакатастрофы. Осложняет ее то, что на месте крушения не обнаружен речевой самописец. Не исключено, что он лежит там, где разлетелись обломки, или сгорел – пылающий лайнер не могли потушить около 12 часов. По другим данным, самописец получил серьезные повреждения и, возможно, непригоден для расшифровки. В любом случае эксперты сделают все возможное для того, чтобы выяснить причину авиакатастрофы и понять, какой фактор привел к крушению – человеческий или технический.

Александра Лисовская

 

Другие материалы рубрики
16:34 В Кыштыме состоятся соревнования по морскому бильярду

Все желающие смогут сыграть также в джакколо и шаффлборд

03:59 «Славу» на замок! В Копейске эвакуировали людей из торгово-развлекательного комплекса

В полдень 18 ноября в дежурную часть поступило сообщение о подозрительной сумке, оставленной в женском туалете копейского торгово-развлекательного комплекса «Слава».

04:41 Крыша для здоровья. Новый аптечный склад в Челябинской области ускорит доставку лекарств на село

Оперативность снабжения расположенных в сельской местности аптечных пунктов повысится благодаря открытию в Челябинской области нового аптечного склада. Кроме этого, доставка и хранение лекарств потребуют меньше затрат.

Возврат к списку