Вторник, 22 Сентября 2020

Экономика знаний

12.02.2013 Корреспондент: 0

Российская наука за свою многовековую историю внесла огромный вклад в развитие страны и мирового сообщества

Российская наука за свою многовековую историю внесла огромный вклад в развитие страны и мирового сообщества. И сегодня, уверены эксперты, нам еще есть что сказать. Новая госпрограмма поддержки позволит сократить разрыв между фундаментальной и прикладной наукой и превратит вузы в серьезные научные центры.

1 триллион 603 миллиарда рублей – такую беспрецедентную сумму готово потратить руководство страны на развитие науки в стране. Государственная программа РФ по развитию науки и технологий рассчитана на 2013–2020 годы. Ее цель – подтвердить за Россией статус научной мировой супердержавы. Сегодня в научной среде есть ряд проблем: сокращение фундаментальных разработок, зачастую их несоответствие мировым тенденциям, а также огромный разрыв между ними и прикладной наукой, из-за чего достижения ученых не могут конвертироваться в реальное производство. По словам замминистра образования и науки Челябинской области Галины Казаковой, программа намерена этот люфт сократить. «Наука должна вернуть себе статус производительной силы общества и работать в большей степени по заказу реального сектора экономики, – рассказывает Галина Казакова. – Исследовательский потенциал в космической и технической сферах уже исчерпан. Долгое время наше производство развивалось на базе, заложенной в советскую эпоху».

Программа также предполагает привлечь дополнительное финансирование в размере 636 миллиардов со стороны бизнес-структур. На сегодняшний день взаимодействие науки и бизнеса явно недостаточно, считает Галина Казакова. Во всей области таких примеров всего 97. «Что такое 97 предприятий, в то время как их перечень по области исчисляется тысячами?» – задается риторическим вопросом Галина Казакова. В основном бизнесмены предпочитают закупать уже готовые технологии и оборудование, чтобы быстро получить результат и прибыль, а не вкладываться в разработки. Тем не менее предприниматели не берут во внимание, что быстрый результат обычно является кратковременным.

Нацеленность на реальные заказы со стороны предприятий ни в коем случае не несет сокращение расходов на фундаментальные исследования, заверила замминистра. Государство признает значение фундаментальной науки, именно поэтому по госпрограмме предусмотрено ее финансирование в размере 800 миллиардов рублей, в то время как на прикладные исследования приходится чуть более 200.

Необходимость финансовых вливаний в фундаментальные научные исследования подчеркивает и известный ученый, член-корреспондент РАН, доктор физико-математических наук Сергей Матвеев. «Если смотреть на ближайшее будущее, то прикладная наука, конечно, нужна в первую очередь – получить результат, применить, заработать. Но если смотреть чуть дальше, нужно поддерживать фундаментальную науку, которая не направлена на конкретное приложение. Хочу напомнить одну историю: в ХVIII веке итальянский ученый Джордж Буль придумал абстрактную математическую теорию и написал в своем дневнике: «Я рад, что придумал такую красивую теорию, которая никогда никому не пригодится». Речь шла о булевой алгебре – основе современных компьютеров. Самый мощный поисковик Google создал математик, который также изначально занимался абстрактными исследованиями», – отмечает Сергей Матвеев.

Наука в цифрах

В Челябинской области действуют 47 научных организаций, кроме того, научными разработками занимаются еще 200 учреждений, в том числе это малые предприятия при вузах (50 единиц). Сегодня в России проживают и работают 369 тысяч исследователей, из них 15 тысяч южноуральцев.

ВУЗы как центры науки

Госпрограмма состоит из 6 подпрограмм, отдельный раздел посвящен роли вузовской науки, которая должна быть расширена в ближайшие годы. Сегодня доля учебных заведений во всей научной картине Челябинской области составляет 10%, к 2020 году она должна быть увеличена до 15%. Соответственно и доля финансирования государством увеличится до этой же цифры. По мнению Галины Казаковой, вузы должны перестать быть социальными клубами для молодежи или местом, где каждый желающий может получить высшее образование. На первом месте для высших образовательных заведений должна стоять работа над научными исследованиями.

В 2011 году указом президента научные исследования были перенаправлены по восьми приоритетным направлениям: безопасность и противодействие терроризму, индустрия наносистем, информационно-телекоммуникационные системы, науки о жизни, перспективные виды вооружений в военно-специальной технике, рациональное природопользование, транспортные и космические системы, эффективность энергосбережения. С тех пор вузы Челябинской области в первую очередь развивают свои научные проекты в соответствии с этими направлениями.

Сегодня доля остепененных людей, в частности докторов наук, увеличивается. Задача государства – повысить интерес к науке молодых ученых и тем самым «омолодить» научную сферу. Если в 2012 году средний возраст ученого составлял 48 лет, то к 2020 году он должен снизиться до 43. Одна из мотиваций для молодых светил науки со стороны государства – увеличение зарплаты до 200% от средней по региону.

Тем временем численность аспирантов с 2000 года увеличилась почти в два раза, однако количество «защищенных», наоборот, снизилось. Проблема использования аспирантуры как способа «откосить» от армии до сих пор актуальна.

Региональная наука не варится в собственном котле, сегодня южноуральские вузы имеют выход на международную арену. Учебные заведения сотрудничают с учеными из стран ближнего (Болгария, Украина, Белоруссия, Казахстан) и дальнего зарубежья (Финляндия, Норвегия, Германия, Великобритания, Китай, Франция, США). Формы взаимодействия – обмен преподавателями, выполнение совместных разработок, проведение научных конференций и пр.

ТЕНДЕНЦИЯ

В последние десятилетия в стране сокращается количество научно-исследовательских институтов, российская наука перемещается в вузы. Насколько стратегически правильна такая тенденция? Что ожидает российскую науку?

Сергей МАТВЕЕВ: «У нас в России наука развивается в академических институтах и университетах. Хотя во всех странах, кроме, наверное, нашей и Франции, наука живет в университетах. Перемещение науки в вузы – это мировая тенденция, и в целом правильная. Однако всё упирается в финансирование. Если перенести научно-исследователькие институты в вузы с тем же финансированием – это будет правильно, но просто сказать университетам заниматься наукой нельзя. В научных институтах люди получают зарплату за свои исследования, это их работа. В вузах преподаватели проводят лекции, семинары, а научные исследования – по сути, их хобби. Если оставить науку в университетах – она пропадет».

Галина КАЗАКОВА: «Академическая наука должна существовать! Основная нагрузка по-прежнему остается на научно-исследовательских институтах. Это показывают и цифры госпрограммы: доля финансовых вливаний в вузовскую науку за 7 лет составит только 15%».

Новый формат взаимодействия

Львиную долю в развитии региональной науки составляют государственные вложения – 86%, ежегодно она увеличивается на 1,5–2%. В будущем финансовые потоки реструктурируются и будут направляться в вузы на реализацию конкретных проектов. Кроме того, дополнительные вложения в науку поступают от частных лиц, предприятий.

Однако, по мнению проректора Русско-Британского института управления по инновационному развитию Максима Усынина, вузам не стоит ждать у моря погоды, нужно действовать самим. А именно – выходить с предложениями к бизнесменам. Небольшой частный вуз в силу нехватки финансов не занимается фундаментальными исследованиями, но направлен на подготовку кадров для реального бизнеса. «Мы можем долго ждать заказов от реальных предприятий, поэтому задались вопросом о создании удобного формата взаимодействия бизнеса и вуза, и пришли к мнению, что именно мы должны быть инициаторами», – рассказывает Максим Усынин. В итоге РБИУ создал несколько удобных форматов взаимодействия, в частности – формат открытых инноваций. Что это такое, Максим Усынин рассказывает на примере последнего проекта вуза – контракта с авиакомпанией «Аэрофлот» на проведение международного исследования. «Мы заключили договор с “Аэрофлотом” на разработку концептов развлечений на борту самолета с помощью новинок техники, чтобы полет не был скучным. Это задача неподъемная для одного НИИ. Так как мы входим в федеральную сеть бизнес-инкубаторов Open Innovation, филиалы которой есть в 20 городах России и в 4 за рубежом, то мы выдаем эту задачу во всю сеть, и в 24 городах разрабатывают свое решение, а это тысячи команд исследователей, с которыми работают бизнес-инкубаторы. Над одним проектом работает весь мир, таким образом, для заказчика создается удобный формат, когда он может выбрать несколько прорывных идей и сделать наилучшее решение», – рассказывает проректор РБИУ и подчеркивает преимущество такого общения для самих исследователей: «Ученые даже из маленьких u1075 городов напрямую получают заказ от крупной компании и имеют возможность работать над реальной интересной задачей, на которую компания готова потратить десятки миллионов долларов». По словам Усынина, таким форматом уже заинтересовались другие крупные компании. Потенциал у вузов большой, но нужно его реализовывать, считает проректор.

Взгляд со стороны

Максим УСЫНИН: «Три года назад был в Хьюстоне у друга, отец которого – Джордж Эбби – возглавлял Центр управления космических полетов НАСА в течение 13 лет, половину своей жизни он провел на “Байконуре”. И он сказал такую вещь мне: “Русские инженеры, математики, программисты лучшие в мире, ваш основной ресурс – не нефть и не металл, а те мозги, которые есть у вашего народа, любопытство ваших детей. Вы – страна созидателей. Объединив эту силу, вы станете номером один в мире”».

Ранняя диагностика

Выявлять юных любителей открытий нужно с самого детства. В этом мнении сходятся и ученые, и государство. В Челябинской области зародилось такое объединение, как «Научное общество учащихся», теперь движение шагает по всей стране. Проходит работа с одаренными детьми, возрождается техническое творчество учащихся. Одно из развивающих направлений – робототехника – новые образовательные технологии, позволяющие детям в проектной игре развивать свои способности. Южный Урал занимает лидирующие позиции по робототехнике в России, внедряя новшество в образовательную практику школ, детские сады, вузы и ссузы.

 

Сергей Владимирович МАТВЕЕВ – российский ученый-математик, член-корреспондент РАН, доктор физико-математических наук, профессор. Заведует кафедрой компьютерной топологии и алгебры математического факультета Челябинского государственного университета. Сфера научных работ С. В. Матвеева – топология многообразий. Одно из основных достижений ученого в маломерной топологии – теория сложности трехмерного многообразия. Матвеев считается основоположником теории компьютерной топологии, и весь математический мир использует термин «сложность по Матвееву». Построенные им алгоритмы реализованы в компьютерных программах.

Екатерина САЛАХОВА

 

 

Другие материалы рубрики
19:10 В Миассе дан старт строительству мечети с двумя минаретами

Церемония закладки первого камня в основание мечети состоялась в день начала священного месяца

09:15 В Аше выбирают символ города

В муниципалитете объявили творческий конкурс

20:10 В Челябинске снесли здание 19 века

Старинный особняк не стали восстанавливать после пожара

Возврат к списку