Этюды о жизни молодого учителя\
\
«— Привет, училка! — Здравствуй, зубрилка!»
Этюды о жизни молодого учителя
Всего и надо, что вглядеться, — Боже мой,
Всего и дела, что внимательно вглядеться, —
И не уйдешь, и никуда уже не деться
От этих глаз, от их внезапной глубины.
Ю. Левитанский.
Если вы на самом деле жаждете услышать эту историю, то, наверное, прежде всего, захотите узнать, как и когда я решила стать учителем... Нет, я не буду об этом писать. Расскажу, почему я до сих пор здесь.
Вспоминаю первый курс. Преподаватель лингвокультурологии (совершенно непонятного в то время предмета для меня) сонную аудиторию бодрит вопросом, кто же планирует работать в школе. Смех, переглядывания. И только моя рука в гордом одиночестве поднята.
Прошло несколько лет. Жаркий конец июня. Выпускной вечер у 9–х классов. И я — классный руководитель. Двадцать два человечка, и каждый — со своей огромной внутренней галактикой, а путь туда не всем открыт. Два года мы творили свой дом, свою хижину, и главным материалом стало отсутствие лжи в отношениях, «никакой липы», как говорили дети. Никогда не обманывать, ведь нет ничего в жизни горше предательства. И нет предательства более непростимого, чем предательство ребенка взрослым.
Вспоминаю последний звонок. Разноголосый хор телефонных будильников нарушает тишину, постепенное вливание в хор все новых и новых мелодий, как танец многих планет. И острое ощущение бесконечной грусти.
А годом раньше было и такое: падение ученика со стула, выбрасывание портфеля из окна, беседы с родителями, многочисленные двойки и попытки сбежать с уроков. К этому меня не готовили в университете.
Не готовили и к боли ребенка, к душевной боли, не объясняли, как помочь и чем утешить, ведь компасов по жизни и карт не существует. Для меня главное в жизни — это научиться чувствовать боль другого человека и брать ее немного на себя. Верю, что тогда в мире станет чуточку меньше боли. Моя цель — помочь ученику почувствовать другого человека, быть с ним рядом. На ощупь прокладываю путь к ребенку. Понимаю, что воспитать человека можно, только отдав ему часть себя.
Вместе с детьми создаем театральную студию. И сотворил театр Человека!.. Вечерние репетиции спектаклей, обсуждение ролей, декораций, поиск и пошив костюмов, поэтические вечера и парады литературных героев... Участвуем в районных и зональных смотрах детских театральных коллективов. Время идет. Взрослею вместе с детьми, вместе с ними постигаю мир, заново открываю различные грани вещей.
Познание мира ребенка невозможно без умения слушать и слышать. Выслушиваю, включаюсь в поток его жизни, интересуюсь им как таковым. На этом и выстраиваю научную работу ученика. Мы анализируем то, что способно его увлечь: тексты рок–групп, современных поэтов. С результатами выступаем на научном обществе учащихся. Гордо вглядываюсь в черты ребенка. Всегда приятно осознавать себя победителем. Но личная победа — не главное. Самое важное в жизни — помочь победить другим.
Все течет, все изменяется. Меняется мир, меняются дети. В связи с этим необходимо постоянно обновлять свой багаж знаний, заниматься самообразованием и никогда не останавливаться на достигнутом. «Сверх сил своих стремиться ввысь...». Не только детей привлекаю к научной работе, но и сама постоянно участвую в научных конференциях, публикую статьи о творчестве И. А. Гончарова. Неизменно рассказываю ребятам о новинках литературы, советую книги для чтения.
Близкое и активное общение с детьми требует осторожности, осторожности в выборе слов, жестов. Путем проб и ошибок учусь балансировать, как канатоходец, хранить грань между дружелюбием и фамильярностью, достоинством и отчужденностью. Каждый выбирает по себе... Каждый выбирает для себя...
Бывали не только минуты, но и часы сомнений, когда казалось, что мое место не здесь, что устала и измучилась, и терпения больше нет. Но утро мудро, и в свете дня все становится иным. И снова класс, доска, мел в руках... и дети, мои дети. Вступаю в поток, отдаюсь ему и вверяюсь. Замечаю, что даже с водой, отдавшись ей и вверившись, можно сродниться, а уж тем более с людьми. Этот выбор был за мной, и значит, он верен. Пусть трудна дорога к детям, но она моя. Перефразирую Ф. М. Достоевского: «Пусть мир перевернется, а я все равно буду здесь».
Как–то вечером в контакте, на страницах одной из самых популярных социальных сетей, мне пришло стихотворение от ученицы.
Автобус. Вечер. Шум колес.
А ночь ложится мне на плечи —
То царство сладких грез.
Я жажду скорой нашей встречи,
И где–то догорают свечи,
А где–то ледяной мороз.
И вот та самая минута,
Я выхожу под свет луны —
Я окунаюсь в мир уюта,
Добра, тепла и красоты.
Я отдаю себя тебе
Прошу, не отпускай!
Я накажу своей судьбе:
«Ему ты доверяй!»
Послушай, доверяй и мне!
Тебя не обману.
Я отдала себя тебе,
Не искушай судьбу!
Любовь моя согреет в горе,
Ты знай об этом, знай!
Нам станет по колено море
Прошу, не забывай!
(Усцелемова Олеся, 10 класс).
А внизу фраза: «Ирина Сергеевна, как Вам?». И вроде бы обычные слова. Не первый раз ученики интересуются моим мнением о своих работах, не первый раз спрашивают совета в каких–то жизненных ситуациях. Значит, я нужна им.
III четверть выдалась богатой на события: предметная неделя, конкурс чтецов «Духовной жаждою томим...», общешкольные мероприятия, ежедневная подготовка к районному смотру детских театральных коллективов, победа в нем, участие в зональном этапе смотра. Кроме того, мое личное участие в районном и областном конкурсе «Педагогический дебют–2012» и в смотре художественной самодеятельности работников образования. Достаточное количество? Безусловно.
Понимаю, что, видимо, сейчас пришло время объяснить, для чего я работаю, для чего я принимаю посильное участие в конкурсах, смотрах. Неоднократно мне задавали вопросы: «Тебе больше всех нужно? На что ты рассчитываешь, принимая участие в стольких мероприятиях?» А я просто люблю свою работу и своих детей. Мне приятно вместе с ними участвовать в разных смотрах, мне нравится видеть их сверкающие глаза. Понимаю, что не зря трачу свое время, когда они приходят и предлагают совместно писать сказки и фантастические рассказы, когда в статусе на странице социальной сети я вижу фразу, которую мы разбирали на уроке: «Мир тому, кто не боится ослепительной мечты». Разве можно это измерить?
Я безмерно благодарна учителям, поддерживающим меня на конкурсе «Педагогический дебют». За 2 года работы в школе я поняла, что главное в жизни — просто по–человечески относиться друг к другу и хорошо выполнять свою работу.
Свой первый классный час я начала словами, которые до сих пор звучат каждый день во мне:
Тянешь к другому ладони,
В которых замерло сердце,
Хочешь с другим поделиться
Тем, что дала тебе жизнь.
Нужно тянуть ладони,
В которых трепещет сердце,
И нужно безмерно верить
В души других людей.
И. С. Малявкина,
учитель русского языка и литературы Уйской средней школы
Поделиться
поделиться:
Соответствующее соглашение подписали митрополит Челябинский и Миасский Алексий и начальник Федеральной службы войск национальной гвардии РФ по Челябинской области Олег Охрименко.
Священники будут оказывать помощь в психологической адаптации новобранцев, проводить богослужения и религиозные Таинства с верующими представителями силовых органов, в том числе с участниками СВО. В соглашении есть также договор о совместной патриотической работе и духовном просвещении специалистов Росгвардии. Силовое ведомство в свою очередь обязуется обеспечивать безопасность религиозных объектов и порядок на крупных церковных мероприятиях.
https://t.me/chgub
Выставку своих работ представит скульптор и художник Александр Душевный из Краснодара, который вошел в Топ-3 молодых деятелей культуры, искусства и творческих индустрий национальной премии Russian Creative Awards 2024. Скульптор трансформирует известные античные скульптуры, добавляя им оттенок комичности. Так, например, в экспозиции Душевного есть скульптура Давида с синяком под глазом, бюст Аполлона без волос и другие непривычные виды античных героев. Гостей презентации выставки ждет философский перформанс и творческая встреча с Александром Душевным.
— Моя скульптура — это сочетание юмора и серьезных, порой даже драматичных тем и идей, — поясняет Александр Душевный. — Я стремлюсь вызвать эмоциональный отклик, побуждая зрителя взглянуть на привычные явления с новой точки зрения.
https://t.me/chgub
Уже шесть лет в знаменитую Игнатьевскую пещеру, что находится в Катав-Ивановском районе Челябинской области, не пускают никого, кроме ученых, — это необходимо для сохранения уникальных рисунков, оставленных на ее стенах людьми каменного века. Однако увидеть пещеру изнутри, узнать о ее возникновении и исследованиях, тайнах «Игнатьевской Богоматери» и бегущего мамонта, о связанных с ней легендах и исторических фактах можно уже сейчас — благодаря документальному сериалу «Пещера».
— Ученые, которые участвуют в проекте, доказывают, что Игнатьевская пещера уникальна в мировом масштабе. Это одно из мест, где начиналась культурная история человечества. Если мы хотим покопаться в себе, нам надо покопаться в Игнатьевской пещере, — убежден режиссер сериала «Пещера», директор по информационной политике медиахолдинга «Гранада Пресс» Андрей Трушников.
https://t.me/chgub