Этюды о жизни молодого учителя\
\
«— Привет, училка! — Здравствуй, зубрилка!»
Этюды о жизни молодого учителя
Всего и надо, что вглядеться, — Боже мой,
Всего и дела, что внимательно вглядеться, —
И не уйдешь, и никуда уже не деться
От этих глаз, от их внезапной глубины.
Ю. Левитанский.
Если вы на самом деле жаждете услышать эту историю, то, наверное, прежде всего, захотите узнать, как и когда я решила стать учителем... Нет, я не буду об этом писать. Расскажу, почему я до сих пор здесь.
Вспоминаю первый курс. Преподаватель лингвокультурологии (совершенно непонятного в то время предмета для меня) сонную аудиторию бодрит вопросом, кто же планирует работать в школе. Смех, переглядывания. И только моя рука в гордом одиночестве поднята.
Прошло несколько лет. Жаркий конец июня. Выпускной вечер у 9–х классов. И я — классный руководитель. Двадцать два человечка, и каждый — со своей огромной внутренней галактикой, а путь туда не всем открыт. Два года мы творили свой дом, свою хижину, и главным материалом стало отсутствие лжи в отношениях, «никакой липы», как говорили дети. Никогда не обманывать, ведь нет ничего в жизни горше предательства. И нет предательства более непростимого, чем предательство ребенка взрослым.
Вспоминаю последний звонок. Разноголосый хор телефонных будильников нарушает тишину, постепенное вливание в хор все новых и новых мелодий, как танец многих планет. И острое ощущение бесконечной грусти.
А годом раньше было и такое: падение ученика со стула, выбрасывание портфеля из окна, беседы с родителями, многочисленные двойки и попытки сбежать с уроков. К этому меня не готовили в университете.
Не готовили и к боли ребенка, к душевной боли, не объясняли, как помочь и чем утешить, ведь компасов по жизни и карт не существует. Для меня главное в жизни — это научиться чувствовать боль другого человека и брать ее немного на себя. Верю, что тогда в мире станет чуточку меньше боли. Моя цель — помочь ученику почувствовать другого человека, быть с ним рядом. На ощупь прокладываю путь к ребенку. Понимаю, что воспитать человека можно, только отдав ему часть себя.
Вместе с детьми создаем театральную студию. И сотворил театр Человека!.. Вечерние репетиции спектаклей, обсуждение ролей, декораций, поиск и пошив костюмов, поэтические вечера и парады литературных героев... Участвуем в районных и зональных смотрах детских театральных коллективов. Время идет. Взрослею вместе с детьми, вместе с ними постигаю мир, заново открываю различные грани вещей.
Познание мира ребенка невозможно без умения слушать и слышать. Выслушиваю, включаюсь в поток его жизни, интересуюсь им как таковым. На этом и выстраиваю научную работу ученика. Мы анализируем то, что способно его увлечь: тексты рок–групп, современных поэтов. С результатами выступаем на научном обществе учащихся. Гордо вглядываюсь в черты ребенка. Всегда приятно осознавать себя победителем. Но личная победа — не главное. Самое важное в жизни — помочь победить другим.
Все течет, все изменяется. Меняется мир, меняются дети. В связи с этим необходимо постоянно обновлять свой багаж знаний, заниматься самообразованием и никогда не останавливаться на достигнутом. «Сверх сил своих стремиться ввысь...». Не только детей привлекаю к научной работе, но и сама постоянно участвую в научных конференциях, публикую статьи о творчестве И. А. Гончарова. Неизменно рассказываю ребятам о новинках литературы, советую книги для чтения.
Близкое и активное общение с детьми требует осторожности, осторожности в выборе слов, жестов. Путем проб и ошибок учусь балансировать, как канатоходец, хранить грань между дружелюбием и фамильярностью, достоинством и отчужденностью. Каждый выбирает по себе... Каждый выбирает для себя...
Бывали не только минуты, но и часы сомнений, когда казалось, что мое место не здесь, что устала и измучилась, и терпения больше нет. Но утро мудро, и в свете дня все становится иным. И снова класс, доска, мел в руках... и дети, мои дети. Вступаю в поток, отдаюсь ему и вверяюсь. Замечаю, что даже с водой, отдавшись ей и вверившись, можно сродниться, а уж тем более с людьми. Этот выбор был за мной, и значит, он верен. Пусть трудна дорога к детям, но она моя. Перефразирую Ф. М. Достоевского: «Пусть мир перевернется, а я все равно буду здесь».
Как–то вечером в контакте, на страницах одной из самых популярных социальных сетей, мне пришло стихотворение от ученицы.
Автобус. Вечер. Шум колес.
А ночь ложится мне на плечи —
То царство сладких грез.
Я жажду скорой нашей встречи,
И где–то догорают свечи,
А где–то ледяной мороз.
И вот та самая минута,
Я выхожу под свет луны —
Я окунаюсь в мир уюта,
Добра, тепла и красоты.
Я отдаю себя тебе
Прошу, не отпускай!
Я накажу своей судьбе:
«Ему ты доверяй!»
Послушай, доверяй и мне!
Тебя не обману.
Я отдала себя тебе,
Не искушай судьбу!
Любовь моя согреет в горе,
Ты знай об этом, знай!
Нам станет по колено море
Прошу, не забывай!
(Усцелемова Олеся, 10 класс).
А внизу фраза: «Ирина Сергеевна, как Вам?». И вроде бы обычные слова. Не первый раз ученики интересуются моим мнением о своих работах, не первый раз спрашивают совета в каких–то жизненных ситуациях. Значит, я нужна им.
III четверть выдалась богатой на события: предметная неделя, конкурс чтецов «Духовной жаждою томим...», общешкольные мероприятия, ежедневная подготовка к районному смотру детских театральных коллективов, победа в нем, участие в зональном этапе смотра. Кроме того, мое личное участие в районном и областном конкурсе «Педагогический дебют–2012» и в смотре художественной самодеятельности работников образования. Достаточное количество? Безусловно.
Понимаю, что, видимо, сейчас пришло время объяснить, для чего я работаю, для чего я принимаю посильное участие в конкурсах, смотрах. Неоднократно мне задавали вопросы: «Тебе больше всех нужно? На что ты рассчитываешь, принимая участие в стольких мероприятиях?» А я просто люблю свою работу и своих детей. Мне приятно вместе с ними участвовать в разных смотрах, мне нравится видеть их сверкающие глаза. Понимаю, что не зря трачу свое время, когда они приходят и предлагают совместно писать сказки и фантастические рассказы, когда в статусе на странице социальной сети я вижу фразу, которую мы разбирали на уроке: «Мир тому, кто не боится ослепительной мечты». Разве можно это измерить?
Я безмерно благодарна учителям, поддерживающим меня на конкурсе «Педагогический дебют». За 2 года работы в школе я поняла, что главное в жизни — просто по–человечески относиться друг к другу и хорошо выполнять свою работу.
Свой первый классный час я начала словами, которые до сих пор звучат каждый день во мне:
Тянешь к другому ладони,
В которых замерло сердце,
Хочешь с другим поделиться
Тем, что дала тебе жизнь.
Нужно тянуть ладони,
В которых трепещет сердце,
И нужно безмерно верить
В души других людей.
И. С. Малявкина,
учитель русского языка и литературы Уйской средней школы
Поделиться
поделиться:
Участник Великой Отечественной войны Иван Панов родился ровно сто лет назад, в 1925-м году, в поселке Спасском Верхнеуральского района. В возрасте 18 лет он был призван на службу, храбро проявил себя на поле боя и даже продемонстрировал качества грамотного руководителя — ближе к концу войны он стал командиром отделения разведки.
Южноуралец дошел до Германии, принимал участие во взятии Берлина, а после войны до 1950 года оставался там для поддержания порядка.
— Сегодня ветеран войны проживает вместе с дочерью Людмилой и ее мужем, окружен любовью, заботой и вниманием родных людей, — рассказали в региональном минсоце.
https://t.me/chgub
Максимальную единовременную выплату в 80 тысяч рублей получат инвалиды и участники Великой Отечественной войны, лица, награжденные знаками «Жителю блокадного Ленинграда», «Житель осажденного Севастополя», «Житель осажденного Сталинграда», лица, которые в годы Великой Отечественной работали на объектах ПВО, морских и авиабазах, также бывшие несовершеннолетние узники фашизма и вдовы инвалидов и участников ВОВ.
Выплату в размере 55 тысяч рублей получат труженики тыла и бывшие совершеннолетние узники фашизма.
https://t.me/chgub
В шести областных театрах и Челябинской филармонии с декабря по январь было проведено 490 новогодних мероприятий. Самым посещаемым театром стал театр оперы и балета имени М.И. Глинки, постановки которого посетили 35 370 человек. Существенный прирост зрителей более чем в 37 процентов наблюдался и у театра драмы имени Наума Орлова — в мероприятиях учреждения приняли участие 21 334 человека. Лидером по количеству показов стал театр кукол имени В.Вольховского — там показали премьерный спектакль про маленького Деда Мороза и провели интерактив на подушках 130 раз.
https://t.me/chgub