Этюды о жизни молодого учителя\
\
«— Привет, училка! — Здравствуй, зубрилка!»
Этюды о жизни молодого учителя
Всего и надо, что вглядеться, — Боже мой,
Всего и дела, что внимательно вглядеться, —
И не уйдешь, и никуда уже не деться
От этих глаз, от их внезапной глубины.
Ю. Левитанский.
Если вы на самом деле жаждете услышать эту историю, то, наверное, прежде всего, захотите узнать, как и когда я решила стать учителем... Нет, я не буду об этом писать. Расскажу, почему я до сих пор здесь.
Вспоминаю первый курс. Преподаватель лингвокультурологии (совершенно непонятного в то время предмета для меня) сонную аудиторию бодрит вопросом, кто же планирует работать в школе. Смех, переглядывания. И только моя рука в гордом одиночестве поднята.
Прошло несколько лет. Жаркий конец июня. Выпускной вечер у 9–х классов. И я — классный руководитель. Двадцать два человечка, и каждый — со своей огромной внутренней галактикой, а путь туда не всем открыт. Два года мы творили свой дом, свою хижину, и главным материалом стало отсутствие лжи в отношениях, «никакой липы», как говорили дети. Никогда не обманывать, ведь нет ничего в жизни горше предательства. И нет предательства более непростимого, чем предательство ребенка взрослым.
Вспоминаю последний звонок. Разноголосый хор телефонных будильников нарушает тишину, постепенное вливание в хор все новых и новых мелодий, как танец многих планет. И острое ощущение бесконечной грусти.
А годом раньше было и такое: падение ученика со стула, выбрасывание портфеля из окна, беседы с родителями, многочисленные двойки и попытки сбежать с уроков. К этому меня не готовили в университете.
Не готовили и к боли ребенка, к душевной боли, не объясняли, как помочь и чем утешить, ведь компасов по жизни и карт не существует. Для меня главное в жизни — это научиться чувствовать боль другого человека и брать ее немного на себя. Верю, что тогда в мире станет чуточку меньше боли. Моя цель — помочь ученику почувствовать другого человека, быть с ним рядом. На ощупь прокладываю путь к ребенку. Понимаю, что воспитать человека можно, только отдав ему часть себя.
Вместе с детьми создаем театральную студию. И сотворил театр Человека!.. Вечерние репетиции спектаклей, обсуждение ролей, декораций, поиск и пошив костюмов, поэтические вечера и парады литературных героев... Участвуем в районных и зональных смотрах детских театральных коллективов. Время идет. Взрослею вместе с детьми, вместе с ними постигаю мир, заново открываю различные грани вещей.
Познание мира ребенка невозможно без умения слушать и слышать. Выслушиваю, включаюсь в поток его жизни, интересуюсь им как таковым. На этом и выстраиваю научную работу ученика. Мы анализируем то, что способно его увлечь: тексты рок–групп, современных поэтов. С результатами выступаем на научном обществе учащихся. Гордо вглядываюсь в черты ребенка. Всегда приятно осознавать себя победителем. Но личная победа — не главное. Самое важное в жизни — помочь победить другим.
Все течет, все изменяется. Меняется мир, меняются дети. В связи с этим необходимо постоянно обновлять свой багаж знаний, заниматься самообразованием и никогда не останавливаться на достигнутом. «Сверх сил своих стремиться ввысь...». Не только детей привлекаю к научной работе, но и сама постоянно участвую в научных конференциях, публикую статьи о творчестве И. А. Гончарова. Неизменно рассказываю ребятам о новинках литературы, советую книги для чтения.
Близкое и активное общение с детьми требует осторожности, осторожности в выборе слов, жестов. Путем проб и ошибок учусь балансировать, как канатоходец, хранить грань между дружелюбием и фамильярностью, достоинством и отчужденностью. Каждый выбирает по себе... Каждый выбирает для себя...
Бывали не только минуты, но и часы сомнений, когда казалось, что мое место не здесь, что устала и измучилась, и терпения больше нет. Но утро мудро, и в свете дня все становится иным. И снова класс, доска, мел в руках... и дети, мои дети. Вступаю в поток, отдаюсь ему и вверяюсь. Замечаю, что даже с водой, отдавшись ей и вверившись, можно сродниться, а уж тем более с людьми. Этот выбор был за мной, и значит, он верен. Пусть трудна дорога к детям, но она моя. Перефразирую Ф. М. Достоевского: «Пусть мир перевернется, а я все равно буду здесь».
Как–то вечером в контакте, на страницах одной из самых популярных социальных сетей, мне пришло стихотворение от ученицы.
Автобус. Вечер. Шум колес.
А ночь ложится мне на плечи —
То царство сладких грез.
Я жажду скорой нашей встречи,
И где–то догорают свечи,
А где–то ледяной мороз.
И вот та самая минута,
Я выхожу под свет луны —
Я окунаюсь в мир уюта,
Добра, тепла и красоты.
Я отдаю себя тебе
Прошу, не отпускай!
Я накажу своей судьбе:
«Ему ты доверяй!»
Послушай, доверяй и мне!
Тебя не обману.
Я отдала себя тебе,
Не искушай судьбу!
Любовь моя согреет в горе,
Ты знай об этом, знай!
Нам станет по колено море
Прошу, не забывай!
(Усцелемова Олеся, 10 класс).
А внизу фраза: «Ирина Сергеевна, как Вам?». И вроде бы обычные слова. Не первый раз ученики интересуются моим мнением о своих работах, не первый раз спрашивают совета в каких–то жизненных ситуациях. Значит, я нужна им.
III четверть выдалась богатой на события: предметная неделя, конкурс чтецов «Духовной жаждою томим...», общешкольные мероприятия, ежедневная подготовка к районному смотру детских театральных коллективов, победа в нем, участие в зональном этапе смотра. Кроме того, мое личное участие в районном и областном конкурсе «Педагогический дебют–2012» и в смотре художественной самодеятельности работников образования. Достаточное количество? Безусловно.
Понимаю, что, видимо, сейчас пришло время объяснить, для чего я работаю, для чего я принимаю посильное участие в конкурсах, смотрах. Неоднократно мне задавали вопросы: «Тебе больше всех нужно? На что ты рассчитываешь, принимая участие в стольких мероприятиях?» А я просто люблю свою работу и своих детей. Мне приятно вместе с ними участвовать в разных смотрах, мне нравится видеть их сверкающие глаза. Понимаю, что не зря трачу свое время, когда они приходят и предлагают совместно писать сказки и фантастические рассказы, когда в статусе на странице социальной сети я вижу фразу, которую мы разбирали на уроке: «Мир тому, кто не боится ослепительной мечты». Разве можно это измерить?
Я безмерно благодарна учителям, поддерживающим меня на конкурсе «Педагогический дебют». За 2 года работы в школе я поняла, что главное в жизни — просто по–человечески относиться друг к другу и хорошо выполнять свою работу.
Свой первый классный час я начала словами, которые до сих пор звучат каждый день во мне:
Тянешь к другому ладони,
В которых замерло сердце,
Хочешь с другим поделиться
Тем, что дала тебе жизнь.
Нужно тянуть ладони,
В которых трепещет сердце,
И нужно безмерно верить
В души других людей.
И. С. Малявкина,
учитель русского языка и литературы Уйской средней школы
Поделиться
поделиться:
Об этом рассказала главный градостроитель областного центра Ольга Никитина, отвечая на вопросы журналистов. По ее словам, есть планы включить здание элеватора в программу комплексного развития территорий, однако пока все остается на этапе поиска заинтересованного инвестора.
Уникальный для всей России проект «Зубная фея» от некоммерческой организации охватывает все больше детских садов Челябинской области, где дошколят в игровой форме обучают следить за своими зубами, беречь их и заботиться о состоянии полости рта. Программа предполагает проведение комплексной работы педагогов, родителей и врачей.
Уникальный экскурсионный маршрут по центру города запускают местный театр совместно с историческим музеем к 90-летию Челябинской области. Маршрут затронет несколько знаковых точек Челябинска, покажет сохранившиеся с прошлых веков здания и архивные фотографии. Рассказывать участникам экскурсии исторические справки будут знаковые для города исторически личности, которые когда-то отстаивали интересы этой территории. Конечно, голоса эпох воспроизведут актеры.