В первую очередь хотелось бы обсудить проблему воспитания и обучения детей.
Точка зрения. Навстречу педагогической конференции
Швеция — страна счастливых детей
Собираясь к родстенникам в Швецию, я, конечно, знал, что у них условия жизни совсем другие. Но все–таки было очень неприятно лишний раз убедиться, что наша власть нас нагло дурачит, рассказывая сказки, будто нельзя резко увеличивать зарплаты и пенсии, вкладывать деньга в производство, в строительство — подскочат цены. У шведов цены на все, кроме ГСМ, спиртного и табака даже ниже чем у нас, хотя пенсии и зарплаты в 10 раз выше. Но это тема отдельного разговора.
А в первую очередь хотелось бы обсудить проблему воспитания и обучения детей. Мне самому наша школьная система «кнута и пряника» всегда не очень нравилась. Но считал, что так надо для дела. Сейчас сильно засомневался, сравнивая двух внучатых племянников («ВП») одного возраста и примерно одинаковых способностей. Родители тоже одинакового возраста и образования, со всех сторон положительные.
В Швеции до 7 класса включительно оценок вообще не ставят и домашних заданий не задают. Учатся на интересе, не на страхе. Тем не менее, шведский «ВП» прилично развит, а английский знает вообще здорово. Кроме того, он играет в школьном ансамбле на гитаре, за районную команду в футбол и хоккей, занимает призовые места на городских соревнованиях по шахматам и даже коллекционирует монеты. Причем парень совсем не бойкий, даже спокойный, есть в его классе и значительно «круче» его ребята. Обычное дите 21 века, охотно играет и в компьютерные «стрелялки» и в «дурака» — русского и шведского — с нашим внуком Ильей азартно резался. Наш «ВП» с I класса попал к строгому, требовательному учителю. Но ни организованности, ни усердия это ему не добавило. Учится «из–под палки», кружки и секции его не интересуют, вообще, увлечений — никаких, кроме мобильника и телевизора. Человек как бы зажался, творчески не развивается. Есть и в его классе 2–3 пацана, которые чем–то увлекаются, к чему–то стремятся, но это, к сожалению, скорее исключение, чем правило. Однако побудить к учебе на интересе не избранных, а большинство очень трудно. Здесь одного таланта учителя явно не достаточно. Да и вряд ли их учителя способнее наших.
Мне не удалось побывать в школе — каникулы, но думаю, дело в оборудовании, наглядных пособиях, техническом оснащении школ. Детей привлекает яркая форма, атрибутика, если говорить об увлечениях. У того же Владика (шведского «ВП») полный комплект хоккейной формы, несколько клюшек разных фирм, бутсы тренировочные, игровые, «крутые» вратарские перчатки и т. д. На стадионе к услугам детей 3 поля — тренировочное, игровое и с искусственным покрытием. Про обеспеченность полями особый разговор.
Как раз во время нашего пребывания в соседнем городе Питео проходил детский футбольный турнир. Городок не больше нашего Чебаркуля, центр коммуны, (так у них называются районы). В отличии от нас, они совсем не боятся этого слова. И он сумел провести турнир с участием более 500 команд из 56 стран! Наши родственники тоже в нем участвовали: Владик в качестве игрока, а отец был тренером районной команды. Уже за неделю до начала они точно знали время, номер поля и соперника. Там оказалось 4 футбольных городка и на каждом по 12 полей! Поля идеально ровные с постриженным газоном. Возле домов по дороге видел еще несколько отдельных футбольных полей попроще. Играли дети от 8 до 15 лет, каждый возраст отдельно, причем женских команд было столько же, сколько и мужских. Девчата сражались страстно. Ни одного травмированного мальчика не видел, а вот нескольких девочек с забинтованными ногами и даже на костылях, встречал. По ходу турнира на стендах оперативно распечатывались результаты игр, турнирные таблицы, график игр четко соблюдался по времени. Нам это даже представить трудно! Причем вся эта идеальная организация происходила как бы сама собой. Нигде никаких начальников не было видно.
Не знаю, как приезжали иностранцы (победителем турнира стала команда Уганды), но шведов из ближайших городов привозили на своем транспорте родители и 3 дня жили вместе с детьми в местных школах, организовывали питание, подвоз к местам соревнований, «болели» за них во время игр. Детей в семьях там мало, но чувствуется, что они желанны, родители ни времени, ни денег на них не жалеют.
А потратить деньги там есть где. Очень много платных развивающих заведений. Больше всего нас с внуком поразил «Дом техники»! Ребенок имеет возможность получить полное представление о всех основных профессиях, нужных стране. Причем все максимально приближено к реальным условиям. В подвальную часть спускаешься по шахтной клети. Там все основное шахтное оборудование, действующее, которым ребенок сам может управлять. И если погрузочная машина и вагонетки — действующие уменьшенные копии, то перфоратор для бурения шпуров — настоящий, серийный. Он, конечно за стеклом, чтобы не было чрезмерного шума и пыли, но включать и работать им можно с дистанционного пульта. В стенках «выработки» разложены образцы основных минералов и руд. На первом этаже — действующие уменьшенные копии деревоотделочного комплекса, линии по производству бумаги, в небольшом водоеме плавает пара радиоуправляемых корабликов. Все ребенок может включать и всем управлять сам, никаких надсмотрщиков рядом нет. Написаны инструкции у пультов управления, но поскольку мы шведского не знаем, внук Илья до всего доходил «методом тыка» и все быстро освоил, кроме металлургии, где все процессы происходили только на экране монитора. Не удалось ему запустить и самолет, расположенный на самом верху — отрезана кабина настоящего самолета со всеми приборами и один двигатель, с винтом. Но там сложно, и объяснение дается по радио, а переводчика с нами не было. Есть настоящие вертолет, автомобиль, трактор, экскаватор — по ним можно лазить, дергать за рычаги, но они не действующие. Илья — парень шустрый, но только там где ему интересно. Читать не заставишь, к оценкам совершенно безразличен, поэтому делать домашнее задание — мука для родителей. Но из этого «класса» я его вытянуть не мог, особенно от железной дороги, где сидя в кабине настоящего электровоза можно управлять маленьким составом, бегающим по извилистому кольцу со станциями, светофорами, стрелками и прочим железнодорожным оборудованием. Вот это «профориентация»! Если с детства определился с профессией и знаешь, какие науки нужны для ее освоения ив школе, их будешь учить добровольно и увлеченно. Правда, у них– то все эти технические профессии востребованы: страна маленькая, но всю необходимую технику производит у себя. У нас производство не в почете, из техники в школе дети знают только компьютер. И за него, кстати сказать, даже самых «нерадивых» загонять не приходится.
Борис Невский,
с. Белово.
Поделиться
поделиться:
По словам Дарьи Догадовой, произведения Михаила Булгакова искусствоведы могут трактовать и представлять по-разному. Многое здесь зависит от времени, когда произведение «выходит» на большую сцену. В годы перестройки, например, «Собачье сердце» прочитывалось нередко как сатира на советский образ жизни.
— На мой взгляд, это достаточно поверхностное прочтение. Это как-то мелко для Булгакова, которого интересовали такие глубинные мистические процессы, — говорит режиссер. — Сейчас, на мой взгляд, время переосмысления Булгакова в такой дистанции, которая возникла у нас со временем. Дистанция времени позволяет нам мыслить, как мыслил Булгаков, как мне кажется. Именно вот в таком жанре фантастического реализма, в притчевости некой.
https://t.me/chgub
В сборник вошли 17 сказок. Автор десяти из них Светлана Вдовина. Именно с нее в регионе начался сбор нагайбакского фольклора. Автор остальных семи произведений Владимир Витевский: две его сказки уже были ранее опубликованы, а пять из них вышли в свет впервые. Иллюстрировали книгу юные художники Нагайбакского, Варненского, Карталинского районов, Магнитогорска, Златоуста, а также Санкт-Петербурга и Башкортостана.
https://t.me/chgub
Экземпляры книги попадут во все библиотеки Челябинской области. В топ-50 вошли самые яркие и значимые коллективы, которые сумели прославить Южный Урал за его пределами.
— Это те, кто определяет самобытность культуры и искусства нашего региона. Благодарю редакторскую группу за проделанную работу и рекомендую всем прочитать книгу, чтобы открыть для себя наше многогранное наследие, — прокомментировал министр культуры Челябинской области Алексей Бетехтин.
https://t.me/chgub