Образование для инвалида – это путь к обретению в будущем финансовой самостоятельности, которая не позволяет инвалиду быть иждивенцем государства и близких людей, а предоставляет ему шанс вместе с остальными гражданами вносить свой вклад в повышение материального благосостояния страны. В настоящее время в связи с ратификацией ряда международных документов, посвященных образованию людей с ограниченными возможностями здоровья, парламент России принял пакет нормативных актов, запрещающих дискриминацию людей с инвалидностью в сфере образования и направленных на обеспечение им равных с другими гражданами возможностей при получении образования. Среди них стоит упомянуть Конституцию РФ, закон РФ «О социальной защите инвалидов в РФ», закон РФ «Об образовании», закон РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», а также некоторые другие, поменьше калибром.
В семье – ребенок-инвалид
Образование: дискриминация запрещена
Образование для инвалида – это путь к обретению в будущем финансовой самостоятельности, которая не позволяет инвалиду быть иждивенцем государства и близких людей, а предоставляет ему шанс вместе с остальными гражданами вносить свой вклад в повышение материального благосостояния страны. В настоящее время в связи с ратификацией ряда международных документов, посвященных образованию людей с ограниченными возможностями здоровья, парламент России принял пакет нормативных актов, запрещающих дискриминацию людей с инвалидностью в сфере образования и направленных на обеспечение им равных с другими гражданами возможностей при получении образования. Среди них стоит упомянуть Конституцию РФ, закон РФ «О социальной защите инвалидов в РФ», закон РФ «Об образовании», закон РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», а также некоторые другие, поменьше калибром.
Если раньше соответствующее должностное лицо, решая вопрос о том, в каком образовательном учреждении инвалид (ребенок-инвалид) может получить образование, адекватное его возможностям, могло вынести заключение о его необучаемости, то в свете текущего законодательства, постановка вопроса об обучаемости или необучаемости того или иного человека с инвалидностью неправомерна.
Конституция РФ закрепила право каждого гражданина на получение среднего общего, а также начального профессионального образования бесплатно, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям, возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости.
Ниже мы приводим выдержки из существующего законодательства, связанного с образованием, что, надеемся, многим поможет в решении возникающих проблем в получении образования человеком с ограниченными возможностями.
"Каждый человек имеет право на образование: Образование должно быть направлено к полному развитию человеческой личности и к увеличению уважения к правам человека и основным свободам", - сказано в ст. 26 Всеобщей декларации прав человека.
Образовательные учреждения совместно с органами социальной защиты населения и органами здравоохранения обеспечивают дошкольное, внешкольное воспитание и образование детей-инвалидов, получение инвалидами среднего общего образования, среднего профессионального и высшего профессионального образования в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. Детям-инвалидам дошкольного возраста предоставляются необходимые реабилитационные меры и создаются условия для пребывания в детских дошкольных учреждениях общего типа.
При невозможности осуществлять воспитание и обучение детей-инвалидов в общих или специальных дошкольных и общеобразовательных учреждениях органы управления образованием и образовательные учреждения обеспечивают с согласия родителей обучение детей-инвалидов по полной общеобразовательной или индивидуальной программе на дому (ст. 18 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24 ноября
Государство гарантирует инвалидам необходимые условия для получения образования и профессиональной подготовки.
Общее образование инвалидов осуществляется с освобождением от оплаты как в общеобразовательных учреждениях, оборудованных при необходимости специальными техническими средствами, так и в специальных образовательных учреждениях и регулируется законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации.
Государство обеспечивает инвалидам получение основного общего, среднего (полного) общего образования, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. Для инвалидов, нуждающихся в специальных условиях для получения профессионального образования, создаются специальные профессиональные образовательные учреждения различных типов и видов или соответствующие условия в профессиональных образовательных учреждениях общего типа (ст. 19 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации) от 24 ноября
Права и обязанности родителей
(ст. 52 Закона Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля
Каждая государственная и муниципальная общеобразовательная школа обязана принимать всех детей, достигших 8 лет и проживающих на прикрепленной к ней территории ( п. 2 ст. 19 Закона Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992г. № 3266-1).
Закон РФ «Об образовании» (ст. 10) предусматривает вариабельность форм получения образования и видов образовательных учреждений, а также право родителей выбирать форму получения образования и вид образовательного учреждения для своих детей.
А. БОРЗЕНКО, методист по коррекционному образованию районного управления образования.
Поделиться
поделиться:
Кинопроект «Белый журавлик», существующий с 2021 года, получил поддержку Фонда президентских грантов в первом конкурсе 2025 года. Автор инициативы и продюсер Владимир Саломатин снял уже шесть короткометражек о семье, долге, доверии, патриотизме и любви. Теперь кинопроект пополнится еще четырьмя сюжетами, а первый — «Цветы победителю» — выйдет уже в ближайшее время.
— Дети — не только создатели, но и главные герои нашего проекта. В следующем фильме «Цветы победителю» приняли участие спортсмены спортивной школы по тхэквондо «Корё» Челябинска. Вместе с ними снялась мама Героя Российской Федерации, гвардии майора Родионова Е.Н. Любовь Родионова, — прокомментировал Владимир Саломатин.
https://t.me/chgub
Руководитель Челябинской филармонии Алексей Пелымский во время записи подкаста «Так культурно!» рассказал, что недавно ему позвонил директор Белгородский филармонии и сказал, что ему поручено создать такой же детско-юношеский оркестр, как в Челябинской области.
— Это потому, что в России он единственный, и как опыт, и как проект, у нас же многоступенчатая система подготовки кадров, — отметил герой подкаста.
https://t.me/chgub
Участник Великой Отечественной войны Иван Панов родился ровно сто лет назад, в 1925-м году, в поселке Спасском Верхнеуральского района. В возрасте 18 лет он был призван на службу, храбро проявил себя на поле боя и даже продемонстрировал качества грамотного руководителя — ближе к концу войны он стал командиром отделения разведки.
Южноуралец дошел до Германии, принимал участие во взятии Берлина, а после войны до 1950 года оставался там для поддержания порядка.
— Сегодня ветеран войны проживает вместе с дочерью Людмилой и ее мужем, окружен любовью, заботой и вниманием родных людей, — рассказали в региональном минсоце.
https://t.me/chgub