Пятница, 19 Апреля 2024

Воспитание патриота и гражданина

29.06.2012 Корреспондент: Колос

В 1945 году в нашей стране и во многих государствах мира была торжественно отмечена Победа над фашизмом. Основную роль в ее достижении сыграл советский народ, руководимый И. В. Сталиным. Я ежегодно смотрю кинофильмы о Великой Отечественной войне 1941–45 годов, о героическом сражении советского народа против немецко — фашистских захватчиков. На 71 году моей жизни эти события взволновали особенно глубоко. Я впервые задал себе вопрос: «Как смогли выдержать тяготы и лишения в годы войны советские воины и гражданское население?». Ответ приходит один — советские люди защищали Родину, они были воспитаны патриотами и гражданами своей страны

Воспитание патриота и гражданина

 

«Патриот — это человек, служащий Родине, а Родина — это прежде всего народ».

 

В 1945 году в нашей стране и во многих государствах мира была торжественно отмечена Победа над фашизмом. Основную роль в ее достижении сыграл советский народ, руководимый И. В. Сталиным. Я ежегодно смотрю кинофильмы о Великой Отечественной войне 1941–45 годов, о героическом сражении советского народа против немецко — фашистских захватчиков. На 71 году моей жизни эти события взволновали особенно глубоко. Я впервые задал себе вопрос: «Как смогли выдержать тяготы и лишения в годы войны советские воины и гражданское население?». Ответ приходит один — советские люди защищали Родину, они были воспитаны патриотами и гражданами своей страны.

В России ежегодно проводятся торжества, посвященные Победе над фашизмом. Но одновременно с этим в средствах массовой информации выливается много чернухи, направленной на фальсификацию Великой Победы. В связи с этим не только американцы, англичане, но и многие в России считают, что Победу над фашизмом обеспечили США и Англия. Очерняется личность И. В. Сталина и принижается его роль в достижении Победы над фашизмом. Этими силами делается все, чтобы россияне стыдились своей истории. Думаю, что это не только плохо, но и преступно.

Важную роль в воспитании гражданина и патриота сыграла советская школа. В ней все предметы были направлены на воспитание у подрастающего поколения лучших человеческих качеств. Среди них следует отметить историю, литературу, обществоведение, астрономию, физику, химию, биологию, математику, географию, физическую культуру, начальную военную подготовку и все остальные предметы.

Остановлюсь на начальной военной подготовке (НВП). В первые годы войны в школах было введено военное дело, которое в 70 – х годах 20 столетия было преобразовано в НВП. С этим предметом у меня связан интересный международный случай. В 1984 году я был руководителем туристической группы работников просвещения Челябинской области в Болгарии. Общаясь с гидом, я спросил: «Есть ли в школах Болгарии начальная военная подготовка?». Мне ответили: «Нет, так как Болгария готовится не к войне, а к миру». Из ответа можно сделать вывод о том, почему вся Европа, включая Болгарию, была завоевана Гитлером в течение нескольких недель. Эта ситуация в полной мере соответствует народной мудрости «умерать собирайся, а рожь сей». НВП готовила нашу молодежь не к войне, а к защите своей Родины. Этот предмет обеспечивал допризывную военную подготовку юношей и способствовал лучшему прохождению ими военной службы в рядах Советской Армии. Для старшеклассниц предусматривалась начальная медицинская подготовка, которую осуществляли медицинские сестры запаса.

На уроки НВП юноши и девушки приходили в форменных армейских рубашках с галстуками, в темных брюках — юноши, в темных юбочках — девушки. Программой предусматривалась огневая подготовка. Теория осваивалась на уроках, а навыки стрельбы вырабатывались на внеклассных занятиях. Стрельба предусматривалась из малокалиберных винтовок. В школах для их хранения были оборудованы оружейные комнаты. В Мирненской, Ларинской, Кидышевской, Аминевской школах были оборудованы стрелковые тиры. Уйская, Нижнеусцелемовская, Масловская, Вандышевская, Кумлякская, Беловская школы пользовались для этих целей тиром Уйского райкома ДОСААФ. В 1988 году было закончено строительство Уйской средней школы на 1176 мест, в подвальном помещении которой был оборудован отличный стрелковый тир для стрельбы из малокалиберных винтовок на дистанцию 50 метров. За время обучения по программе НВП юноши и девушки хорошо осваивали правила меткой стрельбы из малокалиберного оружия. Патроны закупались школой и подлежали строгой отчетности.

В десятом классе программой НВП для юношей предусматривались пятидневные военно – полевые сборы. Разные территории Челябинской области проводили их по своим планам. Уйский районный отдел народного образования (РайОНО) уделял этому вопросу серьезное внимание. Мы разрабатывали план мероприятий, связанных с полевыми сборами совместно с райвоенкоматом и вносили на утверждение райисполкома. Мне повезло, что Уйский райвоенкомат возглавляли такие фанатики военно – патриотического воспитания молодежи, как В. Д. Крамаренко, Н. Г. Семенович, Н. М. Исупов, С. В. Ли. Они помогали организовывать стрельбы из автоматов боевыми патронами, выезд на смотр боевой техники в Чебаркульскую дивизию. Первые годы мы проводили сборы юношей десятых классов на базе пионерского лагеря «Орленок». На сборы прибывало до 270 школьников — это почти батальон. В первые три дня юноши осваивали тактические знания на занятиях в условиях открытой местности. Они учились метать гранаты по макету танка, соревновались в разборке и сборке автоматов, в надевании противогазов по команде «газы», в подтягивании на перекладине, в стрельбе из малокалиберной винтовки. В четвертый день проводились стрельбы из автоматов. Для этих целей был оборудован стрелковый тир открытого типа в южной стороне лагеря. В этот же день приезжали девушки, которым также предоставлялась возможность произвести по пять выстрелов из автомата. До этого они три дня готовились к соревнованиям сандружин. После стрельбы и обеда девушки в присутствии юношей соревновались в умении оказывать медицинскую помощь пострадавшим («раненым»), а юноши в присутствии девушек соревновались в разборке и сборке автомата. Завершал этот день смотр строя и песни юношей в составе взводов (отделений), рот и батальона. Принимали строевой смотр мы с военными комиссарами. Надо было видеть картину, когда более 250 молодых парней в форменных рубашках шли четким строевым шагом и исполняли песни, которые не оставляли равнодушными, кто поет, ни тех, кто слушает. Мне особо запомнились слова одной из них, которую юноши исполняли в составе «батальона»:

Не послужишь, не узнаешь,

Что такое аппетит,

Миски три борща съедаешь

И не чувствуешь, что сыт…

В последний день сборов юноши выезжали на смотр боевой техники в Чебаркуль. Там после смотра их кормили обедом из солдатской кухни. Переполненные впечатлениями, в хорошем настроении юноши разъезжались по своим населенным пунктам.

В то время ни у одного из юношей не возникало даже мысли «откосить» от службы в армии. Более того, наши выпускники прекрасно проходили военную службу. В адрес Уйского райвоенкомата постоянно приходили благодарственные письма от командования воинских частей, которые становились достоянием гласности для родителей и школьников. Многие выпускники средних школ района принимали участие в военных действиях в Афганистане, награждены орденами и медалями. Например, орденом «Красная звезда» награжден выпускник Уйской средней школы Николай Севрюк и он не единственный.

Большую роль в военно – патриотическом воспитании школьников сыграли военные руководители школ района. В первую очередь, следует отметить руководителя районного методического объединения военруков — военрука Мирненской средней школы Александра Павловича Осипова. Это был удивительный человек, прекрасный учитель, отличный баянист. Его взвод был всегда первым. Он побеждал на военно–полевых сборах по всем видам конкурсов. Строевой смотр всегда проводился под аккомпанемент баяна, на котором играл А. П. Осипов. К сожалению, он рано умер от тяжелой болезни, не доработав до пенсионного возраста. После смерти А. П. Осипова руководителем РМО военруков был назначен Григорий Иванович Стругов, военрук Кидышевской средней школы. Он также был фанатично предан военно–патриотическому воспитанию молодежи. Иначе и быть не могло, ведь он учился военному делу у Ивана Григорьевича Тихонова. На полевых сборах Григорий Иванович проводил занятия и конкурсы по разборке и сборке автомата, по использованию противогазов, по подтягиванию на перекладине.

Большой вклад в военно – патриотическое воспитание школьников внес военрук Аминевской средней школы Ш. Игбаев. Под его руководством был оборудован отличный тир для стрельбы из малокалиберной винтовки в подвальном помещении пришкольного интерната. Он был настолько хорош, что позволил в 1984 году провести областные соревнования по стрельбе среди работников просвещения Челябинской области. На сборах Ш. Игбаев руководил занятиями и проведением конкурсов по метанию гранаты в цель, по преодолению полосы препятствий.

В Ларинской школе военным руководителем много лет работал Василий Иванович Василенко. Под его руководством в подвальном помещении школы был оборудован стрелковый тир для стрельбы из малокалиберной винтовки. Одновременно из положения «лежа» могли стрелять 4 человека. Когда органы санэпиднадзора запретили нам проводить сборы на базе пионерского лагеря «Орленок», то мы их организовали на базе Ларинской школы, где и проводили соревнования по пулевой стрельбе из малокалиберки. После этого сборы проводились поочередно в других школах, которые располагали пришкольными интернатами: Кидышевской, Аминевской, Уйской.

Вернемся к В. И. Василенко. Старшеклассники любили своего военного руководителя. Да и как его было не любить. Он всегда был подтянутым, выдержанным, физически хорошо развитым. Он постоянно участвовал в составе сборной команды учителей района на областных соревнованиях работников просвещения по летнему и зимнему многоборью ГТО. Он в возрасте 45 лет мог подтянуться на перекладине более 20 раз. Не каждый юноша 10–11 – х классов способен это сделать в возрасте 16 – 17 лет.

В Уйской средней школе военным руководителем несколько лет работал ее выпускник Сергей Кашигин. Это был очень ответственный работник. На полевых сборах ему всегда поручали руководить стрельбами и выдавать патроны. У учащихся он пользовался большим авторитетом как военный руководитель и как музыкальный руководитель созданного им первого в истории школы вокально–инструментального ансамбля (ВИА). Он вовлек в него не только учеников, но и учителей. Очень хорошо запомнилось выступление ВИА педагогов Уйской средней школы на Дне здоровья учителей района, который мы проводили ежегодно на базе пионерского лагеря «Орленок» сразу после окончания учебного года. На сцене лагерной эстрады в красивых русских костюмах, с музыкальными инструментами появилось трио: Сергей Кашигин, Анатолий Чуксин и ветеран педагогического труда Сергей Афанасьевич Архипов. Сидящие на эстраде педагоги встретили их горячими аплодисментами. А когда они исполнили песню «А во кузнице…», то аплодисменты переросли в бурные овации. Я более 30 лет знал С. А. Архипова, но даже предположить не мог, что он обладал сильным и богатым голосом. К великому сожалению, С. Кашигина, С. А. Архипова уже давно нет с нами, но в памяти нашей они остаются живыми и помогают нам воспитывать молодое поколение.

Несколько лет военным руководителем в этой школе работал С. В. Татарников, который вырос до директора школы, а затем 20 лет работал председателем исполкома Уйского сельского Совета и главой Уйского  сельского поселения. Из приведенных примеров видно, что военно – патриотическим воспитанием по программе НВП занимались интересные люди, и это приносило положительные результаты.

Я уже отмечал, что в военно–патриотическом воспитании школьников района большую роль играли военные комиссары. Но у них были помощники, которые выполняли всю связующую работу. Одним из них был прапорщик Николай Иванович Литвинов. Именно он многих выпускников сагитировал поступать в военные училища, даже моего сына, которого я брал с собой на стрельбы, сумел втихомолку направить после 9 класса для поступления в Свердловское военное Суворовское училище. А Павел Ильин, который благодаря Н. И. Литвинову поступил в Тюменское военное училище, уже дослужился до генерала. Все выпускники средних школ, поступившие в военные училища, прошли через заботливые руки Николая Ивановича Литвинова. Почему ему удавалась агитация на учебу выпускников школ в военные училища? Во–первых, этому писанному красавцу очень шла военная форма. Если бы к поясному ремню подвесить шашку, то он выглядел бы как самый бравый казак начала 20 столетия. Многим юношам хотелось быть похожим на него. Во – вторых, Н. И. Литвинов был настоящий служака, не пораженный вирусом дедовщины. С допризывниками он всегда разговаривал уважительно и никогда не позволял себе унизить их человеческое достоинство. В – третьих, Николай Иванович относился к своим служебным обязанностям без формализма, он верил в то, что делал, поэтому выполнял свои обязанности ответственно и с любовью. Вечная память этому замечательному человеку!

Если Н. И. Литвинов был представителем райвоенкомата на полевых сборах десятиклассников, то постоянным представителем районо был инспектор по НВП и физкультуре Анатолий Михайлович Выдрин. Он добровольцем ушел служить в ряды Советской Армии, хотя пользовался отсрочкой. Но армейская служба пошла ему на пользу. Он квалифицированно работал с военруками и учителями физкультуры. Если военруки А. П. Осипов, Г. И. Стругов назначались начальниками сборов, то А. М. Выдрин выполнял обязанности не только представителя районо, но и политрука «батальона». Он многое получил от работы в районо в должности инспектора, что позволило ему стать хорошим директором школы, председателем районного Совета депутатов, заведующим отделом образования района.

Начальная военная подготовка сыграла большую роль в допризывной подготовке юношей к военной службе особенно в период, когда срок службы был сокращен с трех до двух лет. В настоящее время срок военной службы сокращен до одного года, поэтому допризывная подготовка должна быть усилена. Такую задачу ставит новый Президент России В. В. Путин. Ее решение он связывает с развитием системы ДОСААФ.

В школах в настоящее время вместо НВП преподается предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ). В нем есть раздел подготовки к службе в армии. Даже предусмотрены трехдневные полевые сборы. Но, к сожалению, нет тех условий, которые были созданы ранее. Винтовки изъяты, тиры и военные городки разрушены. Комитет ДОСААФ давно ликвидирован. Зато появилась новая сила, которой не было ранее. Этой силой является возрожденное Оренбургское казачье войско. В нашем районе эта работа проводится на должном уровне. Проводятся конкурсы, соревнования, даже слеты юных казачат. К этим мероприятиям с большим вниманием относятся главы района: бывший глава С. М. Коновалов и нынешний глава Ю. Н. Косарев. Даже губернатор Челябинской области М. В. Юревич держит эту работу в поле своего зрения. Все это говорит о том, что военно – патриотическое, гражданское воспитание в настоящее время не только не утратили своего значения, а стали еще более актуальными.

А. К. Рябинин,

заслуженный учитель школы РСФСР.

 

Поделиться

поделиться:

 

Другие материалы рубрики
19:03 Депутат Госдумы РФ расскажет, уменьшится ли объем домашних заданий в школах

Яна Лантратова станет гостьей проекта «Большая редакция» и в прямом эфире ответит на вопросы журналистов и зрителей об образовании. Так, один из вопросов, который планируют обсудить ведущий и парламентарий, — непосильный объем домашних заданий в школах, а также методы борьбы с этим явлением.

12:54 В южноуральском селе Париж проведут показ мод на фоне Эйфелевой башни

О планах провести фэшн-мероприятие рассказал губернатор Челябинской области, комментируя развитие креативных индустрий в регионе. По его словам, челябинские дизайнеры заметны не только у нас, но также на федеральном уровне — регулярно занимают места на всероссийских конкурсах.

09:41 Старинный межевой камень с золотого прииска могут установить в Саду камней в Челябинске

Уникальный объект обнаружил в поселке Шершни краевед Юрий Латышев. Это фрагмент межевого камня, обозначающего золотой прииск, который весит почти полтонны. На камне выбита дата 1914, а еще надпись «Т.Н.В.», что может расшифровываться как «Товарищество на вере», по предположению краеведа.

Возврат к списку