Среда, 13 Ноября 2024

Алексей Ширинкин о муниципальной реформе: «Хотели, как лучше, но при плюсах получили очевидные минусы»

10.01.2022 Корреспондент: Елена Крайнева Фото: Дмитрий Куткин

В Челябинске снова готовится большая реформа местного самоуправления. Почему ее уже окрестили «реформой реформы»? «Губерния» собрала известную на этот момент информацию о грядущих изменениях и мнения экспертов. Нововведения предполагают ликвидацию районных советов депутатов и возврат к прямым выборам депутатов Челябинской городской думы.

О нововведениях рассказал советник губернатора, экс-председатель Законодательного собрания Челябинской области. Напомним, Владимир Мякуш одной из первоочередных задач, которые стоят перед ЗСО, назвал муниципальную реформу. Сейчас в Госдуме рассматривается проект федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти».

- Согласно проекту, внутригородские районы городского округа упраздняются. Законодательному собранию Челябинской области придется привести местное законодательство в соответствии с федеральным и ликвидировать районные Советы депутатов, вернуться к прямым выборам в Челябинскую городскую думу. Новую городскую думу мы уже совершенно точно будем избирать на прямых выборах, - рассказал Владимир Мякуш ранее "Южноуральской панораме".

Комментируя нововведение, экс-председатель ЗСО отметил, что реформу он считает правильной.

- Во-первых, не нужно путать людей сложной структурой. Жителям неинтересно разбираться в полномочиях чиновников разного уровня. Во-вторых, депутаты городской думы, конечно, должны избираться напрямую. Тогда такой депутат обладает другим статусом, другой полнотой ответственности. И людям это понятней!

Изменения в политическом укладе Челябинска «Губерния» обсудила с Алексеем Ширинкиным, политтехнологом, руководителем агентства «Монитор». Эксперт напомнил историю вопроса. В 2014 году в целях реформирования муниципальной власти в Челябинске был принят региональный закон «О статусе и границах Челябинского городского округа и внутригородских районов в его составе», а также документ «Об осуществлении местного самоуправления в Челябинском городском округе». Появившиеся нормативные акты закрепили появление советов депутатов внутригородских районов, в то же время были отменены прямые выборы в Челябинскую городскую думу.

- Нововведения носили экспериментальный характер, - говорит Алексей Ширинкин. – Эксперимент проводили в Челябинске и в Самаре. Целью было демократизировать представительство муниципального уровня, создать микродепутатские собрания, чтобы приблизить власть к народу.

Районные депутаты избирались от округов, где численность населения была от 3,5 до 6 тысяч человек. Для примера – в Екатеринбурге депутаты городской думы избираются от округа, где проживают 60-70 тысяч человек. До реформы в Челябинскую городскую думу депутаты шли от округов с населением 25 тысяч человек. Разница заметная.

Эксперимент был проведен не без оснований, считает Алексей Ширинкин. На тот момент связь между городскими депутатами и жителями оценивалась как слабая. И реформа как раз должна была усилить эту связь. В этом смысле депутат районного собрания в Челябинске вполне может обойти ногами весь округ и познакомиться с каждым жителем, составить свой список важных и приоритетных дел, услышать проблемы каждого.

- Хотели, как лучше. Но получили очевидные минусы, - говорит эксперт.

Первое, это уменьшение ресурсности депутатов. Если говорить о городской думе, то возможностей у депутата городского уровня гораздо больше. Районные депутаты могут влиять только на районный бюджет. Сразу возникает вопрос, зачем депутат, если он ни на что не влияет? Людям это не понятно, это минус. Второе, выбирая райсоветы, горожане лишились права выборов в городскую думу. Гордума комплектуется районными советами. Они решают, кого отправят представлять интересы района в город. Для жителей это еще один ребус: почему человек, за которого я не голосовал, представляет меня где-то в думе? Когда люди говорят про городского депутата, что они его не знают, это бьет по легитимности власти.

По мнению Алексея Ширинкина, это очевидные минусы, которые принесла реформа, но есть и плюсы.

- Микровыборы в небольших округах сформировали слой политических активистов, - считает эксперт. – Участие в выборных кампаниях развивает политическую грамотность, стало больше людей, которые прошли школу депутатов, они узнали, что такое бюджет, по каким правилам работает финансовая система города, района. И это важно, потому что порой для людей власть – это слившийся большой ком начальников, а кто из них чем занимается, неизвестно.

Важно и то, что в райсоветы пришли активные люди, общественники, педагоги, предприниматели. Это, по мнению политолога, та важная прослойка, которая помогает избегать напряжения в обществе.

- Небольшие округа, где не надо собирать подписи избирателей в поддержку, это то, что оживляет политику, - говорит Алексей Ширинкин, - снижает порог входа во власть. Человек с хорошей программой и человеческим отношением к людям может победить ногами, не привлекая огромные финансовые ресурсы. Это оживляет политику, не дает системе застаиваться, есть ротация кадров.

Менять систему придется, это общероссийский тренд, и его в Челябинске уже обозначили. По мнению Алексея Ширинкина, возврат к прямым выборам в городскую думу необходим. Но в то же время логично оставить в какой-то форме представительства районного актива.

- Отсутствие внятного диалога между обществом и властью приводит к закрытости и внезапным взрывам, и мы это увидели совсем недавно на примере Казахстана, - подчеркнул эксперт.

Челябинский политолог Александр Мельников, комментируя слова Владимира Мякуша, отметил, что советник губернатора, говоря о реформе местного самоуправления, обратил внимание на очевидный федеральный тренд.

- С вероятным принятием очередного законопроекта Клишаса-Крашенинникова, а фамилии авторов вызывают мало сомнений, что законопроект пройдет все инстанции, Челябинская область будет должна привести свое законодательство в соответствие с федеральным. Другое дело, что на Южном Урале очередная реформа МСУ будет встречена с особым пониманием. Ярких примеров в пользу нынешней конфигурации нет, а вот негатива достаточно – долгоиграющая недееспособность Калининского райсовета в Челябинске у всех на виду.

Поделиться

поделиться:

 

Возврат к списку