Интервью губернатора Михаила Юревича – специально для «Губернии»
На исходе третий месяц работы Михаила Юревича губернатором Челябинской области. Каковы первые выводы, с какими инициативами выступил новый руководитель Южного Урала? Об этом и многом другом – его эксклюзивное интервью для «Губернии»:
– Михаил Валериевич, президент страны в своих выступлениях неоднократно возвращался к теме модернизации российской экономики. Выбрав вашу кандидатуру из «губернаторского списка», Дмитрий Медведев недвусмысленно дал понять, чего ожидает от нового руководителя региона. В связи с этим первый вопрос: как вы оцениваете модернизационный потенциал Южного Урала?
– Наша область давно и вполне успешно заявляет о себе как о высокоразвитом промышленном регионе. Эти позиции мы во многом сохранили и в кризисный период, поскольку крупные компании не остановили работу по обновлению производственных мощностей. Последние масштабные проекты Магнитогорского металлургического комбината и Челябинского трубопрокатного завода – два уникальных примера и по стоимости, и по размаху. ММК сегодня на более чем на 80 процентов соответствует мировому уровню развития металлургии. И это залог того, что весь Магнитогорск будет расти и развиваться. Цех так называемой «белой металлургии» – «Высота-239» на Челябинском трубопрокатном заводе, – по оценкам делегации японских промышленников, недавно побывавших в области, на десятилетие опережает уровень аналогичных производств в Стране восходящего солнца. Такого не знал даже Советский Союз, чтобы за столь короткое время на территории одной области были созданы два огромных производства.
– Региональные власти намерены и впредь поддерживать эти процессы?
– Успехи, о которых было сказано, достигнуты, в том числе, благодаря совместным действиям власти и бизнеса. Но давайте будем реалистами: тяжёлая промышленность, которая исторически является основой экономики области, подвержена влиянию двух вещей. Это ситуация на рынке и управленческие навыки руководителей. Ни исполнительная, ни законодательная власти (тем более на региональном уровне) глобально изменить эти факторы не могут. Ну как мы, например, можем повлиять на цену металлов на мировом рынке? Не можем даже на внутреннем! Зато мы можем содействовать такой важной составляющей модернизации, как внедрение в экономику инновационных разработок.
При СССР все научно-исследовательские институты функционировали за счёт получения отраслевых госзаказов. Сегодня этой системы больше нет, науки в приватизированных НИИ практически не осталось. Мы идём по новому пути, при котором наука будет сосредоточена в высших учебных заведениях. К примеру, Южно-Уральский государственный университет сегодня единственный в УрФО имеет статус федерального научно-исследовательского центра. Исходя из этого, в ближайшее время будет разработана программа дальнейшего развития вуза.
– Нужны изменения системы образования в целом. У производственников масса претензий к качеству подготовки молодых специалистов…
– Больной вопрос сегодня даже не качество образования, а его направленность. Давно пора пересматривать подходы к организации высшего и среднего профессионального образования. У нас хронический дефицит инженерных и технических кадров, но вузы продолжают штамповать выпускников с «модными дипломами» – юристов, экономистов, маркетологов... Самое парадоксальное, что молодые люди вполне отдают себе отчёт, что абсолютному большинству из них никогда не стать управляющими банков или преуспевающими адвокатами. Однако продолжают на что-то надеяться.
Их, молодых, можно понять. Но не ректоров вузов: ведь они представляют себе реальную ситуацию ещё лучше. Однако драгоценное время и средства – в том числе бюджетные! – продолжают тратиться на подготовку специалистов, которые заранее никому не нужны. Мало того, руководство вузов готово и дальше идти на поводу амбиций вчерашних школьников и их родителей – вплоть до создания непрофильных факультетов. Спортивный факультет, медицинский факультет в техническом вузе – это в голове не укладывается! Желание заработать понятно, мы живём в рыночной экономике. Но зарабатывать вузы должны не на профанации, а на профессионализме – в той сфере, где они действительно компетентны, а зачастую являются и лидерами.
То же самое могу сказать и о системе начального и среднего профобразования. Да, в нашем регионе её удалось сохранить, это замечательно. Дальше что? Зачем мы тратим деньги на учебные заведения, если их выпускников на предприятии сходу отправляют на платные курсы переобучения? Вот одно из профессиональных училищ в горнозаводской зоне – 8 тысяч квадратных метров площадей, три общежития и… 62 учащихся. Которые после окончания учёбы опять-таки никому не нужны. На 8,5 млн. рублей (столько это учреждение ежегодно получает из бюджета области) им можно было бы дать элитное образование. И таких «проблемных» учреждений в регионе около сотни. Мы этим сейчас занимаемся.
– Инновации невозможны без инвестиций…
– И мы гарантируем всестороннюю поддержку всем, кто захочет реализовать проекты на Южном Урале. Как губернатор, готов лично встретиться с каждым потенциальным инвестором. Опыт доказывает, что все проекты, реализованные на территории Челябинской области с привлечением иностранного капитала, оказались эффективными и рентабельными. Даже в кризисные годы с Южного Урала не ушёл ни один инвестор. Последний пример: в начале июня датская компания «ROCKWOOL International» – мировой лидер в производстве негорючей теплоизоляции – вложила 50 миллионов долларов в Троицкий завод минераловатных плит. В России это будет четвёртое для компании предприятие. В город, находящийся не в лучшей ситуации, пришел инвестор с новыми технологиями, новым оборудованием. Планируется на новом производстве трудоустроить 270 горожан, причём существующий коллектив – около 200 человек – сохранить и обучить.
Я дал поручение министрам областного правительства и главам муниципалитетов составить перечень площадок, близких к железнодорожным путям, автомобильным дорогам и другим объектам инфраструктуры. Для каждого участка будет подготовлена документация, позволяющая оценить его возможности. За последние 15 лет разорились многие предприятия. Однако остались цеха, промплощадки, подъездные пути – доступ к этим объектам должен получить бизнес. Совсем недавний пример: практически бездействующий завод радиокерамики в Южноуральске: без дела стоят
– Транспортная инфраструктура считается локомотивом модернизации, её развитие подхлёстывает сразу целый ряд отраслей экономики. Одним из неоспоримых достижений вашей работы на посту мэра Челябинска стала масштабная программа строительства и реконструкции дорожной сети города. Как вы используете полученный опыт в масштабе области?
– 2010 год станет началом дорожной революции, в том числе за счёт изменения подходов к проблеме. Вот типичный результат бездумной борьбы за отсутствие дефицита бюджетов в городах и районах: в разгар лета денег на дороги нет, а к зиме появляются дополнительные доходы. Казалось бы, можно радоваться, но потратить деньги нельзя: выпал снег, и строить-то уже невозможно! И этот замкнутый круг повторяется из года в год. Так давайте уже потратимся летом на модернизацию инфраструктуры, если по опыту предыдущих лет знаем, что к концу года бюджетного дефицита, которого мы так боимся, не будет. Рад, что в этом плане мы нашли понимание муниципальных властей не только в Челябинске, но и Магнитогорске, Златоусте и т. д.
Добавлю, что Челябинское региональное отделения «Единой России» выступило с очень полезной инициативой: за месяц с помощью населения зафиксировать требующие ремонта и реконструкции участки областных и муниципальных дорог, межквартальных и дворовых проездов. Самые проблемные будут отремонтированы до конца сезона дорожных работ, остальные войдут в программу, которая верстается на следующий год – опять-таки с учётом федерального финансирования по линии партии «Единая Россия». Серьёзно улучшатся трассы в 40-километровом радиусе вокруг областного центра – в зоне наибольшей экономической активности и постоянного перемещения людей.
Отдельно рассмотрим ситуацию с дорогами в сельских территориях, которые в последние годы как-то совсем отошли на задний план. Мы составляем подробную карту районов области с указанием всех сельхозпредприятий и основной информацией о них: какие земли занимают, в каком состоянии находятся, какие проблемы испытывают? В первую очередь приведём в порядок те дороги, которые жизненно необходимы для работы этих предприятий.
– Михаил Валериевич, вы – третий губернатор за историю региона, но первый на этом посту выходец из предпринимательских кругов. Как вы, пройдя путь от индивидуального предпринимателя до руководителя одного из крупнейших в стране агропромышленных объединений, намерены выстраивать свои отношения с бизнесом?
– Всё, о чём мы говорили – и внедрение инноваций, и развитие инфраструктуры необходимы в первую очередь для того, чтобы комфортно чувствовал себя бизнес. При всех негативных последствиях кризис имел одно полезное следствие: он задал новый вектор в отношениях государства и бизнеса, научив власть бережнее относиться к предпринимателям. Ещё два года назад основная задача, поставленная перед правоохранительными и надзорными структурами в отношении бизнеса, была крайне проста – выявить и наказать. Особенно губителен такой подход для малого и среднего бизнеса, который почти беззащитен перед представителями госструктур. Сейчас сокращены ведомственные проверки предпринимателей, однако это не всегда срабатывает. Я дал распоряжение вести учёт обращений, с тем, чтобы немедленно отреагировать, если такие случаи в каком-то городе или районе станут массовыми. Причём пожаловаться можно в том числе через сайт и личный блог губернатора.
– Надо полагать, в начале своей предпринимательской деятельности вы дорого бы отдали за такую возможность…
– Поймите, это не проявление некой вражды по отношению к надзорным органам, коренящейся в моём предпринимательском прошлом. И не идеологическая установка. Это жизненная необходимость. В малых и средних предприятиях Челябинской области сегодня занято более 37 процентов экономически активного населения. Они дают почти 16 процентов налогов. Опыт показывает, что многие крупные заводы серьезно переживают кризис, а малый и средний бизнес, индивидуальные предприниматели быстрей сумели перестроиться. Для экономики Южного Урала, «завязанной» на тяжёлую индустрию и в результате серьёзнейшим образом пострадавшей во время кризиса, это очень важно.
– Однако в Златоусте вы потребовали от руководства металлургического завода поднять зарплату рабочим хотя бы до среднеобластного уровня. Это не вмешательство в дела бизнеса?
– Меня там вообще уровень зарплаты поразил. Я понимаю, что не всё гладко на заводе, но у рабочих есть семьи, которые нужно кормить. Кроме того, повышение зарплаты автоматически ведёт к повышению поступлений в муниципальные бюджеты. Ведь они сильно зависят от подоходного налога. А дальше эффект по нарастающей: больше денег у людей – больше они тратят в сфере торговли и услуг, а эта сфера особенно стимулирует развитие территории.
Есть примеры в России и за рубежом, когда из-за отсутствия работы, из-за неверно выбранной стратегии предприятия, просто переставали существовать сами населённые пункты. Во всём надо знать меру. Да, бизнес сам принимает решение, куда и как ему двигаться дальше. Но власть должна обращать внимание на социальную ответственность предпринимателей. В Троицке, где частной фирме сдали в аренду семикилометровый отрезок трубы от ГРЭС, тариф на тепло для горожан вырос вдвое. Действующий договор истекает в декабре 2010 года, однако оказалось, что прежняя администрация, как говорят, «под занавес» уже перезаключила договор до 2015 года. Теперь эти соглашения придётся расторгать, соответствующее обращение в прокуратуру по моему поручению уже направлено. Такое «сотрудничество» власти и бизнеса нам не нужно.
– Вряд ли это единственный пример такого рода…
- К сожалению, да. Поэтому в структуре правительства региона специально создается управление по работе с территориями, которое будет внимательно контролировать ситуацию в каждом городе и районе. Главной задачей его сотрудников будет оперативно информировать руководство области о самых острых проблемах, требующих немедленного вмешательства или помощи, но и разного рода нарушения без внимания не останутся.
– Какие ещё изменения ждут наш регион?
– Я ещё при вступлении в должность сказал, что имидж Южного Урала должен серьёзно измениться. В ходе поездок по области побывал в Златоусте, известном на федеральном уровне, главным образом, благодаря проблемам градообразующих предприятий. Вроде бы всё есть: и природа, и история, и уникальные художественные промыслы. Ведь Златоуст издавна славен гравюрой по стали, украшенным оружием, это город русского булата, наконец. Сегодня здесь существует более 50 разных мастерских, которые производят продукцию декоративно-прикладного искусства – в этой сфере занято столько же людей, сколько на металлургическом заводе. Продукция востребована во всём мире, как памятные подарки, сувениры. Перед нами стоит задача – оказать содействие в расширении географии распространения этих изделий.
Мы тогда провели совещание, по итогам которого в городе создана Гильдия мастеров. В объединение вошли 11 предприятий по производству оружейной и сувенирной продукции из украшенного металла. В ближайшее время на всей продукции, помимо собственного клейма мастерской, должен появиться специальный коллективный товарный знак. Новый бренд призван стать визитной карточкой для представления уникальной продукции златоустовцев на международных рынках и экспозициях. За неделю решили вопрос с организацией в Челябинске экспертизы Росохранкультуры, которая оформляет документы для вывоза продукции за рубеж. До сих пор приходилось ездить в Екатеринбург, неделями ждать заключения – сколько контрактов так сорвалось... Разве этого нельзя было сделать раньше?
...Да, Урал был и останется «опорным краем державы». Но нам надо избавляться от славы «ядерной помойки» или «самого грязного города на планете». Область нуждается сегодня не только в качественном прорыве, но и, как сейчас говорят, в ребрендинге. «Хорошее место для жизни и бизнеса» – это гораздо более подходящее для нас обозначение.
Владимир Васин,
Челябинск
Поделиться
поделиться:
Глава региона Алексей Текслер подписал соответствующее постановление. Документ опубликован на официальном портале правовой информации.
https://t.me/chgub
Майор спецназа в отставке Артем Барбашин руководит благотворительным фондом «Объединение ветеранов специальной военной и контртеррористических операций». Кроме того, он занимает пост председателя регионального совета первичных отделений, состоит в федеральном совете секретарей первичных отделений партии «Единая Россия».
https://t.me/chgub
У Ивана Родионова большой опыт работы в региональном минфине — 20 лет. Последние десять лет он занимал пост заместителя главы ведомства.
— Курировал ключевые направления деятельности — работу по формированию регионального бюджета, внесению в него актуальных корректировок, реализации бюджетной, налоговой и долговой политики, а также отвечал за прогнозирование и исполнение бюджетных доходов, — уточнили в пресс-службе министерства финансов Челябинской области.
https://t.me/chgub