Среда, 21 Ноября 2018

Связанные одной ВСМ. Третья агломерация станет реальностью?

09.11.2018 Корреспондент: Светлана Шлыкова

Председатель правительства РФ Дмитрий Медведев поручил включить высокоскоростную магистраль "Челябинск-Екатеринбург", которая свяжет два уральских города-миллионника, в комплексный план развития инфраструктуры

"Губерния" уже сообщала, что комплексный план развития магистральной инфраструктуры разрабатывают по поручению президента России Владимира Путина. Сейчас журналистам "Ведомостей" попала в руки копия поручения Дмитрия Медведева, подлинность которой подтвердили федеральные чиновники. При этом вопрос финансирования пока не обсуждается. Его планируют обсуждать отдельно: Министерство финансов и Министерство транспорта будут готовить предложения о финансировании. Есть два варианта развития событий: ВСМ будет строиться полностью на деньги инвесторов или может включать федеральное финансирование при условии экономической выгоды от скоростной железнодорожной магистрали. 

Расчеты будут делать специалисты. А "Губерния" тем времени попыталась проанализировать важность ВСМ с другой стороны.

Когда губернатор Челябинской области Борис Дубровский впервые заговорил о строительстве высокоскоростной железнодорожной магистрали, которая свяжет столицу Южного Урала со столицей Урала Северного (время в пути будет один час), многие восприняли это скептически. Однако проект становится реальностью. Так же, как и проведение саммитов ШОС и БРИКС в Челябинске, создание сводного тома предельно допустимых выбросов промышленных предприятий и других идей главы нашего региона. Строительство высокоскоростной железнодорожной магистрали между Челябинском и Екатеринбургом станет при этом одним из условий появления третьей в России агломерации. Она уже зарождается между двумя городами-миллионниками.

Создание в стране конурбаций – это новый тренд. Такую принципиально новую стратегию пространственного развития страны эксперты представили правительству РФ еще два года назад. Предполагается, что таких конурбацию будет восемь. И , по мнению, Бориса Дубровского, Челябинск и Екатеринбург не должны упустить такой шанс, чтобы стать третьей по величине агломерацией.

В октябре губернатор Челябинской области был приглашен на федеральный канал НТВ, где в программе «Деловое утро» ответил на вопросы журналистов о проекте строительства скоростной железнодорожной магистрали, по которой можно будет за час добраться от Челябинска до Екатеринбурга. Как отметил Борис Дубровский, проект обсуждается на государственном уровне.

- Составлен проект совместно со Свердловской областью и промышленниками Челябинской области, которые понимают, что отношения наших регионов серьезно развиваются, - сказал глава Южного Урала.  

Борис Дубровский обратил внимание на то, что "одним из эффектов" строительства ВСМ «Челябинск – Екатеринбург» должно стать появление третьей по величине территориальной агломерации в России (уже существуют Московская и Санкт-Петербургская агломерации). (Подробнее об этом читайте в материале «Будет третья агломерация в России. Борис Дубровский дал интервью НТВ».) 

Эксперты отмечают, что исторический момент для выстраивания кооперации сейчас самый подходящий – и в том, и в другом городе в ближайшие годы пройдут крупные международные мероприятия – саммиты ШОС и БРИКС в Челябинске, ЭКСПО-2025 в Екатеринбурге. Так, руководитель уральского отделения Фонда развития гражданского общества Анатолий Гагарин в беседе с корреспондентом agenda-u.org отметил, что «сегодня необходимо не просто перезагрузить эти хозяйственно-экономические связи, а выстроить новую систему «умной кооперации»… Помимо традиционного регионального «капсоревнования»  создается новое качество совместного продвижения проектов, в процессе которого стирается взаимное недоверие, ревность, подозрительность, ведь региональные команды понимают, что такие крупные проекты поодиночке им не дадут, они их сами не поднимут. А первые успехи и выгоды рождают «аппетит» к новым проектам, приходящий, как мы знаем, в процессе».

В интервью этому же изданию политолог, представитель отделения Агентства политических и экономических коммуникаций (АПЭК) в Челябинской области Андрей Лавров отмечает, что «создание агломерации – это, конечно, мечта. Мечта и для челябинцев, и для екатеринбуржцев. Взаимовыгодная в этом смысле ситуация. Может, это и не по любви. Я не скажу, что между Челябинском и Екатеринбургом есть особенная любовь, потому что всегда есть элемент соперничества, и это нормально. Между Москвой и Питером тоже есть соперничество, но будущее – за мегаполисами. Сделать третий (после Москвы и Питера) агломерационный проект – это очень перспективно».

Андрей Минченко, член Общественной палаты Челябинской области в разговоре с «Губернией» сказал, что создание высокоскоростной магистрали позволит объединить Челябинск и Екатеринбург в конурбацию (агломерацию, где не один центр, а сразу несколько, в данном случае два) и усилить таким образом финансово-экономический потенциал двух крупных городов:

- Стратегическое объединение должно дать импульс для экономического развития. Создание конурбации Челябинск-Екатеринбург рассчитано и на возникновение деловой активности. Для Челябинска эффект от этого будет даже более значительный. 

Некоторые эксперты «Губернии» считают, что Челябинск получит немного больше преимуществ, чем Екатеринбург, поскольку в результате общей агломерации сможет обеспечить экономический рост и в полной мере конкурировать с соседним мегаполисом.

На заседании Наблюдательного совета хозяйственного партнерства «Уральская скоростная магистраль» губернатор Борис Дубровский утвердил график работ по созданию ВСМ на ближайшее время. В следующем году планируется запустить изыскания и разработку проектной документации, в 2020 году – получить заключение Главгосэкспертизы, в 2021 году –начать строительство. 

– Перед нами стоит важная задача – нам надо войти в магистральный план. Председатель правительства РФ Дмитрий Медведев поддержал наше предложение и дал соответствующее поручение: включить УВСМ Челябинск – Екатеринбург в комплексный план развития инфраструктуры. Теперь работа за Хозяйственным партнёрством. Параллельно мы должны продолжать переговоры с крупнейшими кредитными организациями, которые заинтересованы в масштабных инвестпроектах, – подчеркнул Борис Дубровский.  

Подробнее о проекте вы можете прочитать в материале "Пять вопросов о ВСМ: что нужно знать о высокоскоростной магистрали «Челябинск-Екатеринбург»".


 

Теги : Челябинская область ВСМ

Возврат к списку