Среда, 24 Апреля 2024

Евгений Голицын: «Проблемы южноуральцев стали решаться гораздо быстрей»

06.11.2020 Корреспондент: Оксана Корнилова, Светлана Николаева

«От озвучивания проблемы до ее решения – один шаг, а "пожарных" выездов стало меньше». Куратор территорий, которые находятся в центральной и южной частях Челябинской области, вице-губернатор Евгений Голицын рассказал «Губернии» об итогах года работы в новом статусе: о том, на что жалуются жители региона и как удовлетворяются их просьбы.

685A9384.jpg
Год назад в Челябинской области появились кураторы территорий. Это, по словам главы региона Алексея Текслера, было важно для быстрого решения проблем в разных городах и районах, «чтобы все работало, как хорошие швейцарские часы». По сути, на Южном Урале создали институт территориальных представителей, которые, в статусе заместителей губернатора, стали «следить за порядком» в больших группах муниципальных образований, разделенных по кустовому принципу. Назначения на эти должности получили Евгений Голицын (бывший заместитель губернатора – руководитель аппарата губернатора и правительства) и Станислав Мошаров (экс-спикер Челябинской городской думы). Их неофициально стали называть «полпредами губернатора в территориях».

Много ли удалось решить проблем и наметить планов развития маленьких городов и районов? Заметны ли результаты? Об этом «Губерния» расспросила кураторов территорий лично. Читайте на нашем сайте большое эксклюзивное интервью с Евгением Голицыным, а в ближайшее время – со Станиславом Мошаровым.

685A9396.jpg

– Евгений Викторович, действительно ли, на ваш взгляд, новая система кураторства территорий помогает решать проблемы более эффективно и оперативно?

– Во-первых, и это главное, работа кураторов территорий более точечная, локальная – по проблемам того или иного населенного пункта. Если их руководители или жители обозначают проблему, то она сразу берется в работу. Во-вторых, при необходимости статус заместителя губернатора позволяет значительно легче выйти на любого отраслевого министра – самим главам муниципалитетов на это требовалось больше времени. И в этом плане оперативность принятия каких-либо решений стала действительно значительно выше.

– Губернатор год назад сказал, что хочет, чтобы вы, его новые заместители, присутствовали и занимались проблемами муниципалитетов каждый день, а не только когда глава региона посещает тот или иной район. Сколько времени вы и ваши помощники, если у вас они есть, проводите не в Челябинске?

– По штату, как и у всех заместителей губернатора Челябинской области, у меня два помощника, они работают в Челябинске. Когда я в командировке, самостоятельно отрабатываю все вопросы. Как правило, в командировках нахожусь два-три дня в неделю. Ряд выездов пришлось отложить из-за коронавируса, но во всех территориях был, и не по одному разу. Дело в том, что наши сельские районы настолько большие, что для того, чтобы объехать все поселения одного района, в Агаповском районе, к примеру, 47 поселений, надо три-четыре дня. Ведь это не просто объезд, а нужно погрузиться в проблематику, посмотреть на состояние объектов. В основном, тех, которые включены в различные программы, например, «Комфортная городская среда». Параллельно смотрим сопутствующие объекты – школы, ФАПы (фельдшерско-акушерские пункты), библиотеки либо Дома культуры. Конечно, во время выездов идет общение  с местными жителями, чтобы узнать, устраивает их или нет то, что делается, как выстроено взаимодействие с местными властями, слышат ли они друг друга или нет. 

Также выезжаю на места по прямым поручениям губернатора. Например, так было, когда возникли проблемы с водоснабжением в Еманжелинском районе (из-за несанкционированных заборов воды, аварий на водоводе). Выездов, которые носят «пожарный» характер, стало меньше и в основном они связаны с природными катаклизмами. Так, этой весной населенные пункты Октябрьского района пострадали от урагана, на многих объектах были повреждены крыши. По результатам выезда в эти территории было принято решение о выделении из областного бюджета средств на ремонт крыш в жилых домах и социальных объектах. Где-то жителям помощь оказывали спонсоры, где-то администрации районов выделяли материалы, а жители дальше решали проблемы со слетевшим шифером.

685A9401.jpg

«В селах проблематика разнообразнее»

– Муниципалитеты Челябинской области разделили на две большие группы. В первую входят территории, которые относятся к центральной части и югу Челябинской области, за исключением Магнитогорска. Во вторую – муниципалитеты горнозаводской и северной части области, за исключением Челябинска и Копейска. Вам досталась первая группа. Как считаете, чем она отличается от группы, которую курирует ваш коллега вице-губернатор Станислав Мошаров?  

– Группы расположены в разных частях региона. Южные территории, которые курирую я, в основном сельские. Это районные центры с сельскими поселениями, за исключением нескольких городов – Коркино, Еманжелинска, Южноуральска, Троицка, Пласта. В городах все локальней, какие-то моменты проще отследить. Например, Южноуральск – это достаточно компактный город. А рядом с ним находится Увельский район, где расстояние от райцентра до какого-либо населенного пункта составляет около 70 километров. Конечно, там гораздо больше проблем, в том числе с дорогами: все хотят ездить по асфальту. Или взять детские площадки: понятно же, что построить игровую зону для города, где площадкой будут пользоваться сотни ребятишек, гораздо проще, чем сделать это в какой-нибудь деревне.

– В чем еще отличия проблем в городах и сельской местности?

– В городах своя специфика, свое гражданское общество. В сельских населенных пунктах проблематика где-то может быть более простая, а где-то, наоборот, более сложная. Потому что когда по 40 с лишним населенных пунктов в районе, у каждого из этих поселений есть какая-то история, которую просят решить. Кстати, в этом году на каждое муниципальное образование Агаповского района было выделено порядка 300 тысяч рублей на освещение. В сельских поселениях раньше либо его вообще не было, либо оно было никудышное. Еще в городах нет проблемы малокомплектных школ, а для сельских территорий она очень актуальна. И обеспечить образовательный процесс на качественном уровне не всегда возможно. Организован подвоз детей, но не всех родителей это устраивает.

k-1697.jpgЕвгений Голицын во время рабочего выезда с губернатором Челябинской области Алексеем Текслером. Фото: Людмила Ковалева

«Планы составляют не для «галочки»

– По каждой территории должны были быть подготовлены программы развития с планом решения ключевых проблем. Как с этим обстоят дела?

– Программы социально-экономического развития всех городов и районов Южного Урала на ближайшие три–пять лет разработаны в прошлом году. В них указаны суммы, предусмотренные в региональном бюджете на каждую конкретную территорию, в том числе на дороги и газификацию. Все программы опубликованы на сайтах администраций. Жители могут узнать, что будет сделано и сколько денег на это потратят. В большинстве территорий это уже сделано, с остальными мы активно работаем. Иногда жителей не устраивает, когда срок выполнения не в этом году, а в следующем или через два года. Хочется здесь и сейчас. Приходится объяснять, что есть определенные правила, очередь, решить все проблемы за один год нереально.

– Вы составили для нас Топ-5 проблем муниципалитетов: водоснабжение, вывоз мусора, здравоохранение, дороги и газификация. Быстро ли находятся пути решения этих проблем?

– Во-первых, в программах, о которых я сказал выше, территориям было предложено приоритезировать те проблемы, которые планируется решать. Если главы видят, что территорию нужно газифицировать, для этого необходимы проектные решения на газопроводы. Пока проект не прошел госэкспертизу, непонятно, сколько этот объект будет стоить, чтобы его включить в бюджет. А если есть заключение госэкспертизы, есть цена, есть заявка в адрес минстроя, то объекты включаются в план газификации.

Во-вторых, большое направление – федеральная программа развития сельских территорий. Там тоже достаточно серьезные деньги и на дороги, и на газификацию, и на строительство социальных объектов. Поэтому мы ориентировали муниципалитеты, чтобы они активно заявлялись на участие в этой программе.  В прошлом году это сделал Увельский район, в этом году Кизильский, Нагайбакский и ряд других районов.

В-третьих, есть проблемы организационные, которые можно достаточно быстро решить, а есть проблемы, требующие проектных решений. Например, с состоянием очистных сооружений в муниципалитетах. Даже подготовить проект на подобный объект – это очень дорого, а еще нужно войти с ним в какие-либо программы. Но если глава обозначил проблему, то губернатор сразу обращает на нее внимание, изучает, смотрит, как можно помочь.  Или еще пример: была большая проблема с газификацией Октябрьского района. Не хватало лимитов по газу. Были уже даже построены газопроводы, но не выдавались техусловия на подключение, потому что элементарно на всех желающих подключиться не хватило мощностей. В том числе решали через вице-губернатора Сергея Шаля, министерство строительство, как сделать так, чтобы появились дополнительные лимиты по газу.

В-четвертых, существуют и простые решения. Когда губернатор Алексей Леонидович Текслер выезжал в Еманжелинский район, где он проводил встречу с жителями, одна женщина пожаловалась на то, что рядом с ее домом на железной дороге происходит перегрузка щебня. Большегрузные машины проезжали все время мимо, во дворе и в доме всегда пыльно и шумно. Совместно с предпринимателем, которому принадлежал этот объект, удалось решить проблему, въезд был просто перенесен.

685A9409.jpg

– Вы держите на контроле все поручения, которые губернатор дает во время выездов?

– Да, безусловно. Плюс всегда есть какие-то оперативные моменты. Например, в Южноуральске объявляли режим ЧС. У них там канализационный коллектор обвалился. Мы совместно со службами и министерствами строительства и экологии находили деньги, контролировали, чтобы появилось распоряжение, чтобы деньги дошли до муниципалитета. И с муниципалитетом отрабатывали по технологии и дальнейшим действиям. Самое главное, что ЧС хоть и объявлен был, какого-то коллапса не допустили, и многие люди даже не почувствовали, что возникла какая-то проблема с канализационным коллектором.

– Куда южноуральцы могут пожаловаться на те или иные проблемы?

– На сайте правительства Челябинской области pravmin74.ru в том числе есть электронные почты всех заместителей губернаторов. Туда можно отправить свое обращение. Кроме того, у нас есть общий порядок – через интернет-приемную по обращениям граждан pravmin74.ru/priemnaya либо по телефонам: 8 (351) 264-25-04, 263-64-63, 263-29-48, 263-31-04. В основном пишут обращения на имя губернатора, и уже потом их распределяют по территориям по отраслевому принципу. У каждой администрации также есть своя приемная, можно туда написать. Однако сейчас очень много обращений поступает в электронном виде, размещается в различных социальных сетях. По всем вопросам, которые ставятся, по конкретным проблемам проводятся проверки. Специалисты администраций выезжают на места и проверяют эти сигналы. По большей части они подтверждаются.

Наша основная задача, чтобы было как можно меньше жалоб с территорий. А жалобы – это ведь реакция на те проблемы, которые там есть. Важно, чтобы везде был свет, вода, газ, связь. Там, где нет, надо постараться все это довести.

685A9412.jpg

Топ-5 проблем южноуральских муниципалитетов, по версии Евгения Голицына

1.    Водоснабжение.

«Проблемы с водоснабжением есть у многих, но у каждого конкретного поселения они локальные. Вода может быть во всем районе, но не быть в райцентре. Как, например, в Нагайбакском районе: по Фершампенуазу была проблема, а в остальных поселениях ее практически не было, остро не стояла. Также обнаруживаются незаконные врезки в водопроводы, то есть несанкционированные подключения к воде, которые устраняются. Где-то были сигналы, что понизился уровень грунтовых вод в связи с долгой засухой, насосы начали гореть. Очень много по этому поводу было обращений – губернатор принял решение организовать подвоз питьевой воды».

2.    Вывоз мусора.

«Частая проблема, которую озвучивают жители во время выездов, – это вывоз мусора. Не всегда люди понимают, за что они платят. Где-то неудобно расположены контейнерные площадки, где-то нарушаются графики вывоза ТБО. Проблема комплексная. Мы обсуждаем ее совместно с министерством экологии. Где-то точечно удается наладить вывоз мусора, где-то до сих пор не все вопросы решены».

3.    Здравоохранение.

«В области и так нехватка врачей и среднего медицинского персонала, а в период пандемии COVID-19 она обострилась. Нагрузка на систему возросла в десятки раз. Те же ФАПы строились и строятся и в прошлом, и в этом году, но количества специалистов, машин скорой помощи для нормального режима работы достаточно, а во время пандемии недостаточно».

4.    Дороги.

«Еще одна распространенная проблема – это, пожалуй, дороги. Все хотят, чтобы не только из Челябинска до райцентра был асфальт, но и до всех муниципальных образований. К сожалению, пока это не так. В этом году, как и в прошлом, Алексей Леонидович Текслер выделил дополнительные средства на дороги. Совместно с миндором и местными властями решаем, какие из них делать в первую очередь. «В ручном режиме» делаем некоторые поправки, потому что помимо того, что есть четкий план на три года, есть и экономия, которая складывается по результатам торгов. Обсуждаем, куда в первую очередь направить эти деньги».

5.    Газификация.

«Не все территории находятся на одном уровне газификации. В некоторых он составляет 70 процентов, а в каких-то до 40 процентов не дотягивает. Соответственно для тех территорий, куда газ еще не дошел, проблема газификации более актуальна. А, например, для Пластовского района не очень актуальна, так как там уровень газификации 98 процентов – всего два поселения без газа». 

Поделиться

поделиться:

 

Возврат к списку