Понедельник, 9 Декабря 2024

Гравюра на стали Иванко-Крылатко против Фуйко Штофа, или Как на Южном Урале издавна импорт замещали

25.03.2022 Корреспондент: Александр Черкасский Фото: Людмила Ковалева, Юлия Боровикова, организаторы Бушуевского фестиваля

Оружейная фабрика для выпуска холодного оружия для русской армии и флота открылась в Златоусте по указу императора еще в 1815 году. Самым известным мастером стал Иван Бушуев. «Губерния» решила напомнить, чем же был знаменит обошедший в граверном деле учителей заграничных прозванный в народе Иванко-Крылатко, используя в том числе и сказ Павла Бажова, посвященный уральскому самородку.


С чего начинается импортозамещение? С крупных финансовых вливаний? С развития собственных производств? С налаживания кооперационных цепочек? Без этого, конечно, никуда. Но по большому счету начинается оно с мысли — творческой, научной, с таланта созидать. На Южном Урале талантливый люд никогда не переводился. Да и импорт замещать в нашем регионе начали не сегодня и даже не восемь лет назад.

«Губерния» решила напомнить, чем же был знаменит златоустовский Иван Бушуев, как обошел он в граверном деле учителей заграничных, что сделал он, прозванный в народе Иванко-Крылатко, для целой отрасли. Для этого мы проведем некоторые параллели между сказом Павла Бажова, посвященном златоустовскому самородку, и официальной историей развития гравюры на стали в Челябинской области. 

Под немецким правленьем

«Про наших златоустовских сдавна сплетка пущена, будто они мастерству у немцев учились… Только этот разговор в половинку уха слушать надо, а в другую половинку то лови, что наши старики сказывают. Вот тогда и поймешь, как дело было, - кто у кого учился». Так начинает писатель Иван Бажов свой сказ «Иванко-Крылатко».

Согласно официальной истории, в 1815 году по указу императора в Златоусте открылась оружейная фабрика с целью выпуска холодного оружия для русской армии и флота. На фабрику из немецких Золингена и Клигенталя пригласили мастеров-оружейников, среди которых был известный мастер по украшению клинков Вильгельм Шаф.

В сказе же об этом написано: «То правда, что наш завод под немецким правленьем бывал. Года два ли, три вовсе за немцем-хозяином числился. И потом, как обратно в казну отошел, немцы долго тут толкошились. Не дом, не два, а полных две улицы набилось...» И, вероятно, о том самом Вильгельме Шафе хоть и иронично, но с уважением отмечается: «Из себя видный, а кличка ему Штоф. Наши, понятно, позубоскальничали маленько: Штоф не чекушка. Вдвоем усидишь — и то песни запоешь. Выйдет, значит, дело у этого Штофа. Шутка шуткой, а на деле оказалось - понимающий мужик… Одно не поглянулось: шибко здыморыльничал и на все здешнее фуйкал. Что ему ни покажут из заводской работы, у него одно слово: фуй да фуй». 

Победил уральский самобытный стиль

Нельзя не признать, что искусство Златоуста впитало традиции русских и западно-европейских оружейников ХVII-XVIII веков, однако скоро уральские граверы создали свой самобытный стиль.

Вот как это объясняет Бажов: «… других жителей в заводе довольно было. Демидовкой не зря один конец назывался. Там демидовские мастера жили, а они, известно, булат с давних годов варить умели. Про башкир тоже забывать не след. Эти и вовсе задолго до наших в здешних местах поселились. Народ, конечно, небогатый, а конь да булат у них такие случались, что век не забудешь… Вот и выходит — нашим и без навозного немца было у кого поучиться. И сами, понятно, не без смекалки были, к чужому свое добавляли. По старым поделкам это въявь видно. Кто и мало в деле понимает, и тот по этим поделкам разберет, походит ли баран на беркута, немецкая, то есть, работа на здешнюю».

Наиболее известным мастером-уральцем стал ученик Шафа Иван Бушуев, превзошедший, как считается, своего учителя. Он создал образ крылатого коня, который сегодня украшает герб Златоуста, а самому художнику народ дал имя — Иванко-Крылатко.

В сказе идет речь о своеобразном соревновании в мастерстве между Фуйкой Штофом и Иваном Бушуевым, верх в котором одержал ученик: «А Фуйко после того случая в свою сторону уехал. Он, видать, не в пример прочим все-таки мастерство имел, ему и обидно показалось, что его работу ниже поставили. Иван Бушуев, конечно, в завод воротился, когда немецких приставников да нахлебников всех повыгнали, а одни настоящие мастера остались...» 

Миллион армейских «черных ножей» в ВОВ

В конце 1830-х годов на златоустовской фабрике начали украшать бытовые приборы — различные шкатулки, ларцы, подносы. Во второй половине XIX века ассортимент изделий расширился.

В Великую Отечественную войну Златоуст выпустил почти миллион армейских «черных ножей». Каждый доброволец Уральского добровольческого танкового корпуса получил такой нож в подарок. Все участники Парада Победы 1945 года были вооружены златоустовским холодным оружием.

Сегодня златоустовские изделия хранятся в государственном Эрмитаже, Оружейной палате, Государственном историческом музее, военно-историческом музее артиллерии Санкт-Петербурга и других. Местные мастера продолжают традиции, заложенные своими предшественниками и, конечно, Иванко-Крылатко.

«А может, у этих ребят крылья отрастут. Как думаете? Не может того быть, чтобы Крылатковы дети без крыльев были. Правда?» - раздумьями дедушки Бушуева о судьбе потомков Иванко-Крылатко завершает свой сказ Павел Бажов. 

92SPS1Z7gjE-1140x760.jpgКстати

Бушуевский фестиваль вошел в тройку лучших этнографических фестивалей России

Несколько лет назад на территории Златоуста начали проводить Бушуевский фестиваль. В 2017 году он собрал более 200 участников и порядка 28 тысяч зрителей, войдя в тройку лучших этнографических фестивалей России по версии агентства ТурСтат. Успех повторился и в 2018, и в 2019 годах. Однако уже два года подряд фестиваль приходилось отменять из-за сложной санитарно-эпидемической обстановки.

Пройдет ли Бушуевский фестиваль в этом году, «Губернии» рассказали в Центре развития туризма Златоустовского городского округа. По словам директора учреждения Дины Шведкиной, пока что забронирована только дата проведения фестиваля — 15-17 июля.

- Мы ждем информацию по эпидобстановке и вообще возможности проведения массовых мероприятий. В ближайшее время может появиться ясность по формату, программе и гостям, а также по площадке, где пройдет фестиваль, - пояснила Дина Шведкина.

Она добавила, что в прошлый раз места в парке культуры и отдыха «Молодежный», где побывало порядка 30 тысяч зрителей за два дня, было уже недостаточно. Поэтому сейчас рассматривается другой вариант. Но однозначно это будет Златоуст.

IMG_0047.JPG

IMG_0151.JPGIMG_9913.JPGIMG_0073.JPG

Поделиться

поделиться:

 

Возврат к списку