Понедельник, 6 Мая 2024

Хроники стрелка-радиста боевого ИЛ-4

26.04.2022 Корреспондент: Маргарита Понетайкина Фото: Юлия Боровикова

Бывший солдат авиационного полка, ветеран Великой Отечественной войны из Челябинска Владимир Визгалин рассказал «Губернии», как самолеты в кромешной тьме находили нужную цель для удара, используя световые бомбы на парашютах, зачем нужен был самолет-фотограф и была ли надежда у экипажа добраться до аэродрома с вышедшим из строя мотором

В Челябинской области их осталось 193 — живых участников Великой Отечественной войны. Уходят ветераны — уходит эпоха… Владимир Александрович дрожащими руками перелистывает страницы увесистого фотоальбома, показывая на старые снимки и попутно добавляя: «этих уже нет», «среди них я один остался», «а вот это мой полк… из шести человек тогда выжили трое, а сегодня только я остался».

В далеком 1941 году война застала челябинца Владимира Визгалина 15-летним мальчишкой, который еще вчера закончил седьмой класс и отправился на колхозные работы, чтобы лето без дела не сидеть. Прокладывали с товарищами щебеночную дорогу до станции Сорочинск, жили в палатках и мечтали когда-нибудь пойти учиться дальше, получить профессию и построить собственный мир.

О войне узнали не по громкоговорителю или телевизору — в селе Залесово Оренбургского края тогда не знали никакой подобной техники. Сначала полетели самолеты, причем не по одному — это сразу удивило. Никогда раньше такого не видели, но подумали, что учение. А после уже прибежал мастер, запыхавшийся и взволнованный, рассказал, что Германия напала без объявления войны. Работы было приказано прекратить, всем — вернуться по своим домам.

Как отбирали в авиацию

— Когда возвратились домой, начался призыв. На военную службу забрали меня и троих братьев. Никто из них потом с войны не вернулся, кроме меня. Похоронку получили только на одного, а два брата до сих пор считаются пропавшими без вести, — вспоминает Владимир Александрович.

На военной комиссии Владимира Визгалина — здорового и образованного юношу (тогда 7 классов образования было уже хорошим достижением) — решили отправить в авиацию.

— Сидят какие-то военные. Я еще в то время и знаков-то различия не знал. Говорят: «Вы призываетесь в авиацию, в Тоцкий полигон Оренбургской области». Нас туда привезли, а там распределили по полкам. Шесть человек во вторую эскадрилью.

В течение шести месяцев Владимиру Александровичу с однополчанами предстояло пройти обучение. Кого-то готовили в штурманы, а нашего героя определили на курсы стрелка-радиста.

photo_2022-04-21_22-04-41.jpg

Ночной алгоритм

— После обучения мы были допущены до участия в боевых операциях. Летали по ночам на самолете ИЛ-4 и бомбили вражеские точки в Прибалтике, Кенигсберге и Берлине. Вы спросите — как мы в кромешной темноте видели? Здесь был определенный алгоритм. Сначала на точку отправляли самолет-разведчик, он обнаруживал огневые точки и отправлял информацию. А после за ним выходил другой самолет, который сбрасывал десяток световых бомб на парашютах. Каждый такой снаряд давал миллион свечений, цель была освещена, как днем. Следом уже мы летели и сбрасывали боевые снаряды. Последним на точку прилетал самолет-фотограф, который снимал территорию. Позже все снимки анализировали, нашей операции давали оценку: как легли бомбы, куда легли, достигли цели или нет. Если не достигли, штурман получал нагоняй, — рассказал ветеран.

Всего Владимир Александрович совершил 76 таких боевых вылетов, из которых практически все были удачными. Дважды самолет подбивали, но на рабочих моторах и с остатками топлива вся команда всегда успевала вернуться на полигон целой и невредимой.

— Помню, как-то осколок от снаряда продырявил нашему самолету топливный бак. Бензин у нас вытекал, но медленно благодаря резиновой прокладке, которой он обтянут. Один мотор отказал, пришлось возвращаться на оставшихся. Долетели успешно, но верилось в чудо с трудом, — вспоминает Владимир Александрович. 

После Победы

В День Победы ликовали все — обнимались, кричали «ура!» и стреляли в воздух. Самого Владимира Александровича радостная новость настигла, когда он с однополчанами находился на полигоне в Польше. Там выражать свои чувства столь громким способом было нельзя — опасно, в любой момент недруг мог их вычислить. Но все равно немного порадовались — тихо, но с ликующей душой.

После завершения войны юноши призывного возраста не отправились домой, а продолжили службу. Страна должна была оставаться в полной боевой готовности. Поэтому Владимир Александрович вместе с большинством сослуживцев стал срочником.

— Отслужили мы 7,5 лет. Строгий режим дня, тренировки, дежурства. Отрабатывали мастерство и надеялись, что эти навыки нам больше никогда не пригодятся, — добавляет ветеран. 

photo_2022-04-21_22-04-41 (2).jpg

Где нашел дом

В возрасте 27 лет уже совсем взрослого Владимира Александровича отпустили в гражданскую жизнь. Едва ли он помнил тогда, как существовать вне армии, как самостоятельно распоряжаться своей жизнью. Наученные лишь воевать, не имеющие никакой профессии, Владимир Александрович и его сослуживцы раздумывали над тем, что делать дальше и куда возвращаться.

— Ехать обратно в Оренбургскую область мне не имело смысла. Там оставалась лишь мачеха, отец к тому времени уже умер, а братья, как я уже сказал, погибли в сражениях за Родину. Куда ехать, я не знал, — вспоминает он.

Один из сослуживцев по имени Михаил был родом из Челябинска. В этом городе в просторной квартире жила вся его семья — мать с отцом и сестры. Зная, что товарищу некуда ехать, Михаил предложил отправиться на Южный Урал и первое время пожить у него, а уж после — как получится.

Владимир Александрович думал недолго. Других вариантов у него не было, ни в одном городе его нигде никто не ждал. В скором времени он оказался на Южном Урале — в солдатской форме и почти без денег.

Семья боевого товарища Михаила приняла Владимира Александровича как родного — выделили спальное место, накормили и помогли, чем могли. Но долго пользоваться добротой чужих людей он, конечно, не собирался. Работу начал искать сразу, как только оказался в Челябинске. Нелегко это было сделать без образования, поэтому поиски затягивались.

— В то время сестра Михаила работала на часовом заводе и, как только узнала, что предприятие нуждается в кадрах, сразу меня туда позвала работать. Я согласился, пошел на учебу. Мне выделили комнату в общежитии, назначили стипендию в размере 300 рублей. Этих денег не хватало, конечно. Половину из них только за общежитие приходилось платить, а остальное только на еду. Одежду купить не мог, приходилось ходить в солдатском еще долго, — рассказывает Владимир Александрович.

В общежитии наш герой познакомился со своей первой женой, с которой прожил больше 20 лет и воспитал двух сыновей. В возрасте 50-ти лет она умерла от тяжелой болезни, и Владимир Александрович остался вдовцом. Свою вторую жену Юлию Александровну он позже встретил в одном из санаториев и до сих пор в любви и согласии живет с ней в Челябинске. А еще с ними живет белоснежный кот Мурзик.

«На Украине он теперь…» 

Сегодня ветерану Великой Отечественной войны Владимиру Визгалину 95 лет. В мае, 18 числа, исполнится 96. У него четверо внуков и пятеро правнуков, которые любят своего дедушку и прадедушку и регулярно навещают. Большую часть жизни Владимир Александрович прожил, гуляя под мирным небом, которое когда-то своими руками защитил, отвоевал у недруга, отстоял свое родное.

С тех пор прошло уже 77 лет. Война с фашистской Германией давно окончена, однако Владимир Александрович и сегодня, кажется, не готов ни за что простить врага. Столько людей полегло, столько боевых товарищей не увидели семьи. И, казалось, весь мир навсегда запомнит личину фашизма, будет всячески противостоять ему.

— Куда уж там, — вздыхает ветеран. — На Украине он теперь...

Владимир Александрович раздосадован тем, что сегодня происходит на славянской земле. Не сказать об этом не может.

— Боролись против фашизма и победили тогда. И каждый год личным примером напоминали и сегодня напоминаем, чему нельзя давать распространяться. Сейчас моя страна, наши ребята сдерживают нацистскую силу на Украине, борются с ней. Парни продолжают наше правое дело, за которое и я воевал, и миллионы других, которые отдали свою жизнь в противостоянии нацизму, — сказал ветеран.

* * *

«Губерния» выражает благодарность Владимиру Александровичу Визгалину и всем остальным ветеранам за подвиг, за мир, с трудом отвоеванный у неприятеля. Мы поздравляем всех южноуральцев и жителей нашей многонациональной страны, а также народы братских государств с великим праздником — Днем Победы!

photo_2022-04-21_22-04-19.jpg

Поделиться

поделиться:

 

Возврат к списку