Когда идешь по улицам Челябинска, складывается впечатление, что и не носили мы два года маски, не предъявляли QR-код перед каждым торговым центром, не боялись ковида и не отсиживались по домам. Обманчивое у людей сложилось впечатление или вирус на самом деле превратился во что-то схожее с обыкновенным насморком? Обязательна ли сейчас вакцинация? «Губерния» поговорила об этом с Дмитрием Тарасовым, главным врачом ГКБ № 1, которой отправили первую партию атомайзеров - насадок, распыляющих вакцину на слизистую оболочку носа.
Эффективность укола и спрея одинакова
— Почему первая партия атомайзеров была передана именно в ГКБ №1 Челябинска? Это какое-то особое доверие? Или вы обладаете какими-то особыми возможностями?
— Наша больница с самого начала пандемии приступила к активной борьбе с ковидом. Многие новые истории начинались именно у нас. Это касается и антиковидной централизованной поликлиники, и пунктов ПЦР-тестирования, которые мы открывали одними из первых и которые продолжают работать. Поэтому достаточно прогнозируемо было, что с нас начали интраназальную вакцинацию. С двадцатых чисел октября с помощью атомайзеров вакцина была введена через нос более одной тысяче жителей Челябинска. Запас атомайзеров и вакцины у нас большой, так что любой желающий привиться именно таким способом может прийти к нам и вакцинироваться. Безусловно, постепенно назальная форма вакцинации будет распространена по всей Челябинской области и охватит все поликлиники Южного Урала.
— Приходилось слышать, что интраназальный способ поможет привлечь к вакцинации тех, кто раньше избегал ее из-за боязни прививок. Реально ли существуют такие фобии?
— Таких людей не так много, но они есть. Пациенты, которые, мягко говоря, не любят уколы. Как в том стихотворении: «Почему я встал у стенки? У меня дрожат коленки». Альтернативный путь введения вакцины позволяет обеспечить иммунопрофилактику у этой группы. Однако 80 процентов населения предпочитает традиционный способ вакцинации с помощью прививки. Просто исторически сложилось представление у людей, что вакцина — это шприц. Хотя на самом деле интраназальный способ — это всего лишь альтернатива, эффективность одинаковая, все равнозначно.
Есть противопоказания и для «прививки через нос»
— Есть ли противопоказания для интраназального способа вакцинации?
— Противопоказания точно такие же, как и при обычной прививке. То есть они связаны не со способом введения, а с самой сутью вакцинации. К ним относятся острое течение болезни, различные аллергические реакции и прочие нераспространенные риски. У нас в больнице осложнений после введения вакцины не было, какие-то реакции бывают, но это крайне малый процент, точнее его сотые доли.
— Безопасность самой вакцинации давно доказана, но остаются те, кто просто боится…
— У них просто недостаточное знание предмета и плохое информирование. Есть, правда, еще группа антипрививочников, которая активно занимается пропагандой против любой вакцинации. Совершенно вредное движение, потому что очевидно — без вакцинации невозможно победить какие-то серьезные инфекции. Когда представляешь цифры выживаемости без прививки и после нее, а разница — в десятки раз, то человеку сразу становится понятно, что прививаться нужно, другой альтернативы просто нет.
— Как вообще складываются дела с охватом населения вакцинацией всеми способами. Процесс идет или постепенно затухает?
— Процесс, к сожалению, стал менее активным. Дело в том, что стало на порядок меньше мероприятий противоэпидемических. Сейчас не требуют на входах в торговые центры, театры, магазины, фитнес-центры QR-код. В общем, снизились социальные ограничения на людей, которые не прошли вакцинацию. Прививочная кампания, конечно же, идет. Она не останавливалась, но смотрите на цифры. В последние месяцы к нам в первую городскую больницу приходит на вакцинацию и ревакцинацию около ста человек в день, а в период ограничений и вспышки заболеваемости приходило до 1100 человек в сутки, к кому-то при этом выезжали бригады наших медиков.
Какие клетки поразит вирус дальше — не прогнозируется
— Потеря страха и опасений перед болезнью оправдана ее легким течением или такое легкомыслие может стать чреватым?
— У любой инфекционной болезни есть свой порядок течения, свой путь развития. Мы в ковиде находимся уже два с лишним года. Так или иначе, за это время вирус мутировал, происходила иммунизация населения и искусственная, и естественная. Увы, искусственный иммунитет является нестойким, он держится в течение полугода, а после этого вам необходимо ревакцинироваться. Но в любом случае происходит привыкание психологическое и физиологическое. Я бы не назвал его потерей страха. Просто пандемия более или менее научила людей, как с этим рядом жить, как работать. Скажем так, из пикового уровня тревоги мысль о возможной болезни ушла на фоновый уровень. При этом совершенно очевидно, что сама инфекция коронавируса никуда от нас не уйдет. Теперь мы с ней навсегда. Вирус будет мутировать, наши иммунные системы каким-то образом будут отвечать на новую угрозу, и дальше это взаимодействие пойдет в том же ключе, как и в случае с гриппом.
— Можно сказать, что коронавирус постепенно превратился в обыкновенный насморк или ОРВИ?
— Скорее, в сезонную инфекцию. Еще не до конца, но в ближайшее время так и будет. Сейчас уже так остро не стоит проблема с поражением органов дыхания. Вирус изменяется, и меняются поражаемые им органы. Следующей может стать кишечная форма или конъюктивит. В общем, все что угодно. На мой взгляд, совершенно невозможно спрогнозировать то, какие клетки организма вирус будет поражать при следующей мутации. Просто легочная форма протекала особенно остро. Тяжелая была ситуация.
Из привитых челябинцев заболело лишь 2,5 процента
— Люди спрашивают, зачем вообще прививаться, если многие из привитых в итоге заболевают?
— Безусловно, ни один препарат, ни одна прививка не дает стопроцентной гарантии. Нет таблетки, которая наверняка вылечит все болезни. Но доказано математически — процент заболевших среди привитых был значительно ниже. Почему-то все вспоминают о том человеке, который после прививки заболел. О тех, кто избежал болезни, молчат. Между тем, цифры говорят сами за себя. Статистика по нашей больнице говорит о том, что заболело лишь 2,5 процента людей, которые привились, при этом большинство из них заразилось в момент формирования иммунитета. То есть они просто не успели обезопасить себя от ковида. Сделали бы прививку раньше — возможно, избежали бы заболевания.
Постковидный синдром: инсульты и потеря зрения
— Было много разговоров, что южноуральцы, перенесшие ковид, еще ощутят на себе последствия в виде инсульта и прочих недугов?
— Да, сейчас большинство переболевших страдает постковидным синдромом. Основное последствие перенесенного заболевания — тромбообразование. Во время заболевания поражалась сердечно-сосудистая система, и сейчас это приводит к инсультам и инфарктам, потере зрения. То есть если нарушается кровоснабжение части мозга, то в пике — это инсульт. Если нарушается кровоснабжение сетчатки глаза, то, соответственно, выпадает часть сетчатки, и зрение ухудшается. Сейчас идет достаточно большое количество научных исследований. Вырабатывается тактика сличения каждой из групп пациентов. В Челябинской области развернуты подразделения по реабилитации пострадавших от ковида. У нас в больнице это реализовано на базе поликлиники № 3 (грязелечебницы), там расположился дневной стационар. Мы таких пациентов не упускаем из виду. Чтобы население совсем уж не расслаблялось, скажу: многие челябинцы и сейчас заболевают коронавирусом в тяжелой форме. Просто это не носит такой массовый характер, как два года назад, но тяжелые больные есть, как есть и смертность от ковида.
Таких последствий не ожидал никто, но мы справились
— По прошествии пика заболеваемости от скептиков можно услышать, что наша медицина была не готова к пандемии, бросалась из угла в угол, предпринимала какие-то совершенно ненужные меры. В общем, оказалась бессильна. Ваше мнение?
— Не только мы, но и весь мир не предполагал, что такое в принципе может случиться на этапе входа в ковидную пандемию. В России система здравоохранения максимально быстро перегруппировалась и сориентировалась. В Челябинской области благодаря ее правительству была максимально оперативно реализована масса мер и усилий. Мгновенно создали штаб. Нашли дополнительное финансирование на приобретение средств диагностики, индивидуальной защиты, специальных лекарственных препаратов. Система здравоохранения региона претерпела серьезные изменения в очень короткие сроки. Все проделанное в период вспышки заболеваемости можно разделить на две группы мер. Первая — это противоэпидемические мероприятия, направленные на то, чтобы остановить заболеваемость. Это масочный режим, введение QR-кодов, ограничение для работы сотрудников, которые пытались выходить на смену больными. Вторую часть мероприятий назовем «медицинской». Выявление заболевших, максимально раннее лечение и отработка амбулаторного этапа. При этом для пациентов шло перепрофилирование коечного фонда. Работа была очень и очень серьезной. Наша больница три раза входила в режим ковидного стационара и выходила из него. Для этого нужно реализовать много мероприятий, связанных с изоляцией больных и нераспространением инфекции. Я считаю, что система здравоохранения, насколько это было возможно, сработала адекватно.
Случись ковид сто лет назад, он бы больше бед натворил
— С чем по масштабам можно сравнить нынешнюю пандемию?
— Наверное, с испанкой. Был грипп такой формы. Инфекция, распространявшаяся воздушно-капельным путем. Эпидемия, которая прошла по миру около 100 лет назад и унесла множество жизней. До этого были пандемии чумы и холеры. Тогда врачи еще не были готовы бороться с болезнью на таком уровне, как мы сейчас — с пандемией коронавируса. Случись ковид сто лет назад, он бы куда больше бед натворил.
— Это говорит о том, что в ближайшее время можно не волноваться, следующую вспышку ждать не раньше, чем через 100 лет?
— Это ни о чем не говорит, к сожалению. Я думаю, что с возникновением пандемий временных закономерностей никаких нет. Это непрогнозируемые вещи. Можно пытаться гадать на кофейной гуще, в какой момент какой организм попадет в такую мутацию, что он станет опасным для человека в таком виде, что поразит всю планету. Это никто не спрогнозирует и не узнает, пока вирус не проявит себя.
Сам ношу маску и другим советую
— Что бы вы посоветовали расслабившемуся населению Челябинской области, которое перестало носить маски?
— Однозначно, основной момент — нужно вакцинироваться. Иммунная подушка гарантирует, что заболевания вообще не будет либо оно пройдет без тяжелого течения. Ну, и второе — масочный режим никогда никому не помешал. В любом случае барьерная функция маски способствует предотвращению заболевания. Причем это касается не только коронавируса, но и любых других инфекций, передаваемых воздушно-капельным путем. Тот же грипп аналогичен в этом смысле ковиду, а есть и много других заболеваний.
— Вы сами-то прививались? И каким способом?
— Я прививаюсь ортодоксально. Выработалась такая привычка, я уже говорил. Для меня вакцина — это укол. Прививался и ревакцинировался уже четыре раза, кажется, даже сбился со счета. Маска у меня всегда с собой. Вот, видите? Достаю и показываю. Я ее надеваю, как только выхожу к людям — на работе и в общественных местах. Беречься нужно всегда, да и от других болезней мы не застрахованы.
Приглашаю всех, кто еще не привит, либо если подошло время ревакцинации, в наш пункт. Он находится в поликлинике № 1 по Воровского, 16, кабинет № 101. Время работы: с понедельника по пятницу с 8:00 до 19:00. Суббота, воскресенье, праздничные дни — с 9:00 до 15:00. С собой — паспорт, СНИЛС и хорошее самочувствие.
Поделиться
поделиться: