Воскресенье, 5 Февраля 2023

В Челябинской области общественным транспортом стали пользоваться даже те, кто всегда его избегал

29.11.2022 Корреспондент: Игорь Галактионов Фото: Юлия Боровикова, Людмила Ковалева

Эксперты: «Обновление трамвайно-троллейбусного и автобусного парков не только помогло победить маршруточную «мафию», но и заставило некоторых автомобилистов пересесть со своих машин на общественный транспорт, а перспективы и масштабы такой транспортной революции щекочут нервы»

Кондиционеры и Wi-Fi, электронные табло и система видеонаблюдения — эта «начинка» современных автобусов, трамваев и троллейбусов стала уже привычной для южноуральцев. Низкопольный, с платформами для инвалидов общественный транспорт теперь даже будет немного наклоняться вниз при посадке и высадке пассажиров. Эксперты в разговоре с «Губернией» обратили внимание, что появление новых трамваев, автобусов и троллейбусов сначала в областном центре, а потом и в других городах региона перевернуло представление жителей Челябинской области о том, что такое современный общественный транспорт.

Привыкшие за последние два десятилетия к маршруткам, южноуральцы теперь с удовольствием вернулись в просторные и комфортабельные салоны автобусов, трамваев и троллейбусов. При этом транспорт, оснащенный системами «ГЛОНАСС», стал ходить точно по расписанию, и его не приходится ждать по часу на остановках.

Как рассказала «Губернии» Ирина Чернаева, помощник министра дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области, в 2019-2021 годах было закуплено 396 единиц техники: автобусов, трамваев, троллейбусов. Все они поступили в разные города Южного Урала. В 2022 году всего по области обновлено еще 154 единицы общественного транспорта. Челябинск получил 30 трамваев и 16 автобусов, Магнитогорск — 20 трамваев (еще 20 полностью обновлено), 12 автобусов и 5 троллейбусов, Копейск — 24 автобуса, Златоуст — 17 автобусов, и 10 трамваев там полностью обновлены. Плюс 60 автобусов переданы Москвой и распределены между Челябинском, Кусой, Южноуральском, Троицком, Копейском и Миассом.

В следующем году регион воспользуется еще одним способом обновления автобусного парка - за счет перевозчиков городам Челябинской области закупят 50 новых автобусов, соответствующее распоряжение уже дал губернатор Алексей Текслер.  

Автобусы_фото_Людмилы_Ковалевой (10).JPG

Победили маршруточную «мафию»

Алексей Ширинкин: «Не верили, что справимся с маршрутками, а сейчас не верим, что шагнули дальше» 

По мнению политолога Алексея Ширинкина, решение транспортного вопроса в Челябинске и области можно разделить на две составляющие. Первая практически достигнута, парк общественного транспорта в Челябинске очень пополнился и продолжает обновляться. Сложнее ситуация по территориям региона, но и она имеет шансы на благополучное решение. Главное — власти хотят развивать общественный транспорт, а жители уже сменили свое отношение к нему. 

— Вспомните, еще десять лет назад все смирились с мыслью, что маршруточную «мафию» победить нельзя. Пришел Текслер, были достигнуты договоренности по поставкам нового транспорта, и ситуация сдвинулась с мертвой точки. Теперь речь идет о перспективах, и их масштабы щекочут нервы. Губернатор начинает реализовывать амбициозный проект с метротрамом. Если все получится, то это будет мощный инвестиционный задел на будущее: появятся новые рабочие места, при этом вагоны будут производиться на Южном Урале. Возможно, дальнейшим шагом станет попытка пересадить на общественный транспорт не только тех, кто пользовался маршрутками, но и автомобилистов. Хотя бы в центре. Ведь автобус вместимостью в 120 человек, а в часы пик и 150, может заменить до десяти маршруток и около 50 автомобилей. При этом освобождается проезжая часть, исчезают пробки, уменьшаются выбросы в атмосферу, а сам Челябинск делает заявку на статус мегаполиса XXI века, — считает политолог Алексей Ширинкин

Кстати, по мнению экспертов, появление метротрама в Челябинске не только решит проблему пробок, но и будет способствовать уменьшению выбросов в атмосферу. 

— Не берусь оценивать экономические аспекты данного проекта, а с позиции улучшения качества воздуха метротрам определенно имеет плюсы. Сейчас автомобильный и общественный транспорт работает на бензине и дизеле. Выбросы автомобилей дают до 40 процентов загрязнения воздуха, и их нужно снижать. Челябинская область начала закупать экологичные автобусы, развивать электротранспорт, а метротрам сможет дать еще больший эффект. Чем больше людей мы пересадим с автомобилей и маршруток на него, тем быстрее улучшим качество воздуха в городе, — заявил южноуральский экоактивист Сергей Ефимов

Прорыв на автобусном фронте

Еще несколько лет назад жители Челябинской области, которым приходилось бывать у соседей в Тюмени, смотрели на них с завистью. Там маршрутки заменили автобусами единого зеленого цвета, которые в изобилии ходят по улицам города строго по расписанию. Теперь мы наблюдаем точно такую же картину в Челябинске и других городах региона. В разных городах у автобусов свой цвет. К примеру, а Златоусте — красный, а в Челябинске — зеленый. Но если в столице Южного Урала уже привыкли к тому, что парк в последние годы постоянно пополняется новым транспортом, то в Копейске смотрят на этот процесс, как на чудо. Автобусы стали мечтой, которая соответствует современным стандартам: низкопольные, с платформами для инвалидов, салоны оснащены системой видеонаблюдения, кондиционерами, электронными табло и роутером, раздающим Wi-Fi. Удивляется такому преображению транспорта даже глава Копейска. Говорит, что самому не верится. 

— Сегодня на линию выходят еще десять автобусов, которые были переданы нам. Хочется сказать большое спасибо губернатору Алексею Текслеру! Мы продолжаем транспортную реформу. До этого запустили на линию 24 новых автобуса. В следующем году планируем продолжить модернизацию автопарка и запустить еще 16, — отметил, когда город получил очередные автобусы, глава Копейска Андрей Фалейчик.

После выхода на линию десяти автобусов с учетом 24, поступивших ранее, парк копейского автопредприятия обновился на 80 процентов, а это очень существенно для любого города. 

Трамваи, как скоростные «Ласточки»

Если говорить о Челябинске, то революция в общественном транспорте в нем началась с трамваев. Трамвайный парк здесь не обновляли десятилетиями, в итоге по улицам города-миллионника ездили страшные и разваливающиеся вагоны. (И вот такой интересный факт: в то время, как Челябинск не покупал трамваи, Магнитогорск это делал весьма успешно. Они еще, кстати, есть в Златоусте.) Сейчас ситуация изменилась. По столице Южного Урала мчатся новые модели, на которые и снаружи приятно смотреть (похожи на скоростные «Ласточки» с сенсорными панелями), и в которых современный комфортный салон, кондиционеры, Wi-Fi, розетки для подзарядки телефонов и даже электроскутеров. Создают трамваи для Челябинска с учетом климатических особенностей: устанавливают более мощное отопительное оборудование. 

Ковалева photo_2022-03-07_19-28-32.jpgКабина водителя напоминает… борт самолета. Повсюду много разных кнопок, механизмов. И что интересно, вместо руля у водителя джойстик.

— Новый вагончик намного мягче движется — не едем, а скользим. Изменилась система управления, многие процессы теперь автоматизированы. Здесь комфортно и водителю, и пассажирам, — говорит водитель трамвая с 30-летним стажем Вадим Старицын

бОРОВИКОВА0460d301d90701bb17c901407f68a441.jpg

В 2023 году в Челябинск из Усть-Катава поступят еще 74 современных трамвая, контракт с УКВЗ подписан. Поставка вагонов будет осуществляться уже с первого квартала, сообщил министр дорожного строительства и транспорта региона Алексей Нечаев. 

Будущее троллейбусов светло и прекрасно 

Новые троллейбусы в Челябинск взялась поставить компания «Синара — Городские транспортные решения». По условиям контракта новые троллейбусы будут выделяться красным цветом среди остального зеленого общественного транспорта Челябинска. Первые 20 вагонов привезут из Санкт-Петербурга, а остальные 148 будут собирать на площадке ЧТПЗ. Генеральный директор компании «Синара – ГТР Челябинск» Илья Таболин рассказал, что, кроме уже привычных USB-гнезд для гаджетов и климат-контроля, в троллейбусах будет установлена система книлинга. Это механизм, который срабатывает при посадке и высадке пассажиров. Троллейбус немного наклоняется вниз на остановках для удобства пассажиров. 

photo_2022-06-16_12-03-25.jpg

ЦИТАТА

Алексей Нечаев,

министр дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области:

— Обновление общественного транспорта — одно из самых важных направлений транспортной реформы, проводимой в Челябинской области. Мы активно задействуем абсолютно все возможные федеральные механизмы и источники финансирования для смены общественного транспорта на новый. Примером может служить национальный проект «Безопасные качественные дороги», где наша заявка заняла пятое место среди других регионов России. Благодаря этому 16 автобусов, полученных по программе льготного лизинга, уже работают на улицах города Челябинска. 

Кстати, параллельно увеличению транспортного парка модернизируются остановочные комплексы. Их начали массово оснащать электронными табло — устройствами, которые информируют жителей о времени прибытия автобуса или троллейбуса. 

Трамвай_фото_Людмилы_Ковалевой (9).jpg

Опрос «Губернии»

«Пользуетесь ли вы общественным транспортом и заметили ли изменения?» — этот вопрос «Губерния» задала челябинцам и гостям города. 

Иван Петрович, пенсионер, Карталы:

— Помню, как в начале двухтысячных годов автобусы и троллейбусы в областном центре ходили как придется. Можно было простоять на остановке час и не дождаться транспорта. Сейчас ситуация переменилась: приезжаю в Челябинск на электричке и никогда долго не жду общественный транспорт. 

Станислав, инженер, Челябинск:

— Раньше ездил на маршрутках, хотя их не любил. Знал, что они опасны. Стоять в них неудобно, упираешься головой в потолок, но деваться было некуда. Теперь я с удовольствием вернулся к автобусам, смотрю в сети их расписание, интервал частый, транспорт удобный и быстрый. 

Ольга, многодетная мать, Троицк:

— Очень приятно ездить в новых салонах, на чистых и мягких сиденьях. Все очень красиво и со стороны, и внутри. Мы с детьми приезжаем в Челябинск на машине, оставляем ее на парковке и по городу перемещаемся уже на общественном транспорте, чтобы попасть в то или иное место. 

Надежда, студентка, Старокамышинск:

— Для меня самое главное, что я теперь к себе в Старокамышинск могу спокойно добираться. Раньше приходилось на маршрутках толкаться, а сейчас я точно знаю, когда на остановку нужно выходить. 483-й маршрут теперь ходит пять раз в час. 

Илья, водитель, Златоуст:

— У нас в Златоусте тоже своя автобусная революция идет. Не только в областном центре она происходит, хотя и Челябинску была необходима. Ведь это все-таки визитная карточка всей Челябинской области. 

Елена, дизайнер, Челябинск:

— Я вообще никогда на общественном транспорте не ездила. Автобусов избегала, уж больно они были убоги. И тут по чистой случайности проехала на новом автобусе, удивилась: чистота, ТВ-экраны, возможность расплатиться картой, а не искать мелочь. Теперь постоянно на работу езжу на общественном транспорте, а не на своей машине.


Поделиться

поделиться:

 

Другие материалы рубрики
10:58 Нетрезвый житель Чебаркуля в свой день рождения пытался взобраться на новогоднюю елку

Стать «звездой» пушистой красавицы не получилось, зато гирлянда оказалась повреждена

10:39 15 процентов челябинцев обращаются за помощью к гадалкам и колдунам

Среди тех, кто пытается решить проблемы магическим способом, больше всего пенсионеров

09:24 Дети более чем из десяти регионов России приедут в Челябинск на второй детский экофорум

Областную столицу планируют сделать драйвером развития экологических инициатив

Возврат к списку