Понедельник, 17 Июня 2024

В детском доме Челябинска психологи исцеляют звуко-цветовой терапией и компьютерной игрой

15.03.2023 Корреспондент: Маргарита Понетайкина Фото: Маргарита Понетайкина

«Pro-жизнь» — проект «Акварели», центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей, прогремел на всю страну. «Губерния» отправилась в учреждение и выяснила, как детей учат защищаться от сексуального насилия с помощью «правила купальника», что говорит о ребенке простая игра в песочнице, почему от вредных привычек можно отучить с помощью цвета и звука и в каком случае просмотр телевизора повышает обучаемость ученика начальной школы.

Дети-сироты и те, что были изъяты из семей по вине родителей, за свою непродолжительную жизнь уже столкнулись с трудными психотравмирующими ситуациями. Дети с нерешенными внутренними проблемами — это будущие взрослые со сломанной психикой, искаженным представлением о семье и отношениях с людьми.

В самом молодом детском доме Челябинска — Центре помощи детям, оставшимся без попечения родителей, который называется «Акварель» — педагогический состав на протяжении трех лет реализует инновационный комплекс упражнений для сирот, чтобы помочь им решить психологические проблемы, сформировать здоровое представление о жизни, в которой они должны уметь отстаивать личные границы и уважать интересы окружающих. Этот комплекс называется «Pro-жизнь», и в прошлом году он был признан лучшим на XIII Всероссийском форуме «Вместе — ради детей» в номинации «Безопасное детство». Мы выяснили, как именно педагоги работают с детьми.

Зачем держать равновесие?

Помните, как в детстве ходили по бордюру и изо всех сил старались не упасть? Как оказалось, это весьма эффективное упражнение для мозжечковой стимуляции. Используют в центре, конечно, не бордюры, а специальные борды — такие доски на шаре разного уровня сложности. Если ребенок только начинает учиться держать равновесие, ему предлагают обычную доску и одну задачу — удержаться в течение определенного времени. Если педагог видит, что такое задание для ребенка вполне по силам, ему предлагают борд с лабиринтом и металлическим шариком — в этом случае мало удержаться, надо еще и шарик в специальное отверстие загнать. Совсем хорошисты в этом деле не только балансируют и шарик по доске гоняют, но и параллельно мячик подбрасывают (или другие задания выполняют).

— Это очень эффективный метод коррекции многих нарушений у детей. Развивается не только моторика, но и стабилизируется психоэмоциональное состояние, обеспечивается хорошее взаимодействие межполушарных частей мозга, при этом возрастает самооценка у детей. Ребята концентрируются на задачах, оставляя негативные мысли, видят свои успехи, когда преодолевают себя. Поначалу многие вообще не могут стоять на таких досках, но постепенно, с нашей поддержкой, у них все получается, — рассказывает «Губернии» заместитель директора центра «Акварель», педагог-психолог Юлия Ратошнюк.

Компьютер… на стене

Сразу после балансира нам демонстрируют гордость центра — дорогостоящий компьютер, купленный на грант. Сначала показалось, что это обычный проектор, но это сверхмощный агрегат, который не просто проецирует картинку на стену, но и отвечает на действие. Только представьте: вы нажимаете на ненастоящую кнопку на стене (ее спроецировал компьютер), а он считал ваше действие и запустил игру! Так для детей запускают различные игры, в которых нужно, например, попадать мячиком в определенные точки, за что они получают баллы, или искать одинаковые картинки.

— Игр в таком компьютере очень много, для разных занятий: индивидуальных, групповых, соревновательных. У нас есть гиперактивный ребенок, которого нельзя ни с кем в пару ставить, мы занимаемся с ним индивидуально, а есть дети, которым наоборот нужно именно в группе работать. Компьютер предоставляет нам все возможности, помогает развивать внимательность, память, даже физическому развитию способствует, — говорит Юлия Ратошнюк.

Такой компьютер стоит полмиллиона рублей, и, если бы не грантовая поддержка, детскому дому получить его было бы крайне сложно. Сегодня подобных программ много, заявляться можно на несколько конкурсов сразу, что и дает инновационным программам развиваться, помогая детям.

— Да, сегодня мы чувствуем, что у нас есть много возможностей. Если раньше психологи-педагоги ограничивались старыми приемами, проводили малоэффективные беседы с детьми, на которые идти-то ребятам не очень хотелось, то сегодня ситуация иная: мы прорабатываем проблемы в игровой форме, так что дети и сами бегут к нам на занятия с большим удовольствием, — поделилась мнением Юлия Ратошнюк.

От вредных привычек отучают звуком и цветом

Далее следуем в другую комнату, где проводит занятия с детьми педагог-психолог Людмила Горохова. Комната напоминает просторную гостиную с телевизором посредине, диванами и креслами. Думаете, это обычный домашний кинотеатр? Вовсе нет. Телевизор здесь не для просмотра фильмов, а для звукоцветовой терапии. Дети садятся перед телевизором и в расслабленном состоянии в течение 6 или 12 минут (в зависимости от программы) смотрят в экран с пульсирующими цветами и различными картинками. Все это сопровождается громким звуком, который трудно с чем-то сравнить: это не мелодия, не музыкальная композиция, а какое-то нарастающее гудение.

— Это компьютерный психологический комплекс «Классикор», который представлен большим спектром программ. Например, сегодня мы работали по программе коррекции нежелательного поведения, коррекции и профилактики зависимого поведения, в том числе курения. Помогает детям программа также улучшить психоэмоциональное состояние. Терапию проводим даже для педагогов — очень помогает справиться с профессиональным выгоранием и тревожностью, — рассказала о системе Людмила Горохова.

— Получается, чтобы помочь человеку справиться с тревожностью, не надо с ним говорить о его проблемах и переживаниях, лучше просто отправить на такую цветотерапию? — спрашиваем мы.

— Сегодня решение внутренних проблем не ограничивается беседами, применяются вот такие современные комплексы. Мы отмечаем положительные результаты работы с детьми, взрослые сами признаются в улучшении своего состояния. Трудно привести пример того, как внутренне меняются дети, но есть одна программа, которая направлена на повышение обучаемости для младшеклассников. После занятий у них действительно растет познавательная активность, улучшается успеваемость, — ответила Людмила Горохова.

«Правило купальника» против сексуального насилия

«Правило купальника» мне теперь знакомо.
Все, что под купальником — интимная зона!
Если попросят: «А покажи!» Нет! Беги и все расскажи!

Вот такой стишок разучивают детки на специальном занятии по теме «Безопасные границы». В игровой форме их обучают, какие места на их теле называются интимными и что необходимо делать, если кто-то попытается нарушить эти границы. Мамам и папам Челябинской области стоит взять на заметку, ведь дети из благополучных семей также могут быть подвержены противоправным действиям со стороны незнакомых людей. Говорить с детьми об их неприкосновенности необходимо.

— По теме «Безопасные границы» существует целый комплекс занятий. Мы изучаем не только интимные границы, но и понятия «Я сам», «Мое тело», «Мое окружение». Учим детей в том числе отстаивать свои интересы и уважать чужие. Важно, чтобы ребенок не принимал насилие как норму, — рассказала педагог-психолог, заместитель директора центра «Акварель» Светлана Узбекова.

«Прозрачный мольберт» для двоих

Прозрачный мольберт — это двустороннее стекло, на котором два ребенка могут одновременно рисовать красками. Поначалу каждый из них выстраивает собственную картину: определяет место, где он будет рисовать, что он будет рисовать, какими цветами воспользуется. Когда рисунки начинают пересекаться, композиция обои рисунков вынуждена меняться, чтобы не потерять логики. Так происходит и в жизни: мы «рисуем» собственное представление о своем доме, карьере, обществе, но меняем его, если оно не совсем встраивается в общую систему. Так на арттерапевтическом занятии обучают взаимодействию — через «Прозрачный мольберт» дети учатся выстраивать картину, учитывая и свои интересы, и интересы своего партнера.

zzz.jpg

Песочница для выявления страхов

Вы наверняка видели такие песочницы — стоят не во дворе, а в помещении и нередко подсвечиваются снизу каким-либо цветом. Дети не лепят в них «куличики», а выстраивают свой мир с фигурками. Всю суть готовой композиции поймет лишь психолог. То, как расположит ребенок фигурки, какие из них возьмет, может многое рассказать о его психологическом состоянии, о его представлении о мире.

photo_2023-03-15_13-46-35.jpg— Дети не всегда могут рассказать о своих проблемах, но неосознанно проецируют их в игре с куклами, — рассказывает педагог-психолог Наталья Авдюшева. — Вот для нас девочки сделали картинку: справа мы видим представление о будущем — это мальчик, машина, маленькая девочка. А в центре — ребенок, это говорит о том, что девочкам самим необходимо «добаюкивание». Был такой случай, когда ребенок расставил фигурки мамы, папы и детей по разным углам, что говорило о разногласиях в семье. Но в нормальной ячейке общества такого быть не должно, поэтому мы через правильные вопросы прорабатываем проблему. Фигуры со временем меняют положение, становятся ближе. Так и формируется представление о благополучной семье.

Кстати

Специалисты Челябинска учат «Киндрведению» психологов со всей страны

Центр «Акварель» прогремел на всю Россию не только благодаря проекту «Pro-жизнь», но и успешной программе по формированию у детей-сирот осознанного родительства, чтобы они не повторяли ошибок своих родственников, смогли создать крепкую семью. Программа называется «Киндрведение» и интересует специалистов со всей России.

— Мы уже проводили несколько вебинаров для коллег из других регионов, продолжим эту работу и далее. Сами мы также регулярно стажируемся в разных городах России и за рубежом, перенимаем лучшие практики, что-то модернизируем или создаем с нуля. Сейчас, например, мы работаем над проектом «Пробуждение души». Он направлен на формирование у ребенка нравственных ценностей. Почему именно такая программа? Потому что видим, что у детей-сирот формирование нравственных установок немного западает. Сейчас важно привлечь финансирование, в том числе, если повезет, грантовые средства, — рассказала о планах на будущее директор Центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей «Акварель» Марина Ушакова.

Поделиться

поделиться:

 

Другие материалы рубрики
15:01 На базе межуниверситетского кампуса в Челябинске откроют лабораторию для создания «цифровых инженеров»

Современные технологии позволят промышленникам создавать рабочие проекты за несколько минут и в разных вариантах. Для этого предприятиям, конечно, нужны грамотные специалисты. Соответствующее соглашение о создании особой лаборатории в будущем кампусе было заключено на прошедшем заседании Союза промышленников и предпринимателей Челябинской области.

13:58 Автобусы с неработающими кондиционерами в Челябинске отправили на ремонт

Проведенные проверки показали, что кондиционер не работает в 23-х автобусах. Жаркая погода в ближайшее время сохранится, поэтому контроль будет осуществляться и далее, сообщил вице-мэр по дорожному хозяйству и транспорту Андрей Ксензов.

13:28 За диверсию на железной дороге троих южноуральцев отправили в колонию строгого режима на 11 лет

Как установили специалисты УФСБ России по Челябинской области, преступление на железной дороге мужчины совершили в мае 2023 года. Они действовали в интересах украинских спецслужб за материальное вознаграждение.

Возврат к списку