Светлана Казанина (Шлыкова), главный редактор
Начало так называемых лихих девяностых совпало с моим замужеством и рождением ребенка. Мой теперь уже 25-летний сын не может представить, как это у новорожденных малышей в девяностые годы не было памперсов. Какие памперсы?! Мы о них тогда вообще не слышали. Элементарной марли в магазинах не было. Не было пеленок-распашонок.
В женской консультации будущим мамам выдавали талоны в специальный магазин, где можно было приобрести – и тут внимание! – две теплые пеленки, две тонкие, столько же распашонок и ползунков. Помню, я была безмерно счастлива, когда моя мама привезла из Алма-Аты, где жили родственники, чемодан ползунков. (Потом эта же Алма-Ата выручала снова: там открылись первые китайские рынки, где мы покупали такую красивую и цветную, что по тем временам было редкостью, одежду.)
Нет, сейчас это действительно смешно вспоминать, но в 1991 году, зайдя в любой магазин и вдруг увидев очередь, все в нее вставали, даже не спрашивая, что продают. Я как-то раз в Торговом центре отстояла четыре часа и купила совершенно не нужные мне хрустальные стопки. Шесть штук – только по одному набору в руки давали. В другом магазине, около дома, час стояла за детским кремом и зубной пастой. Но жить было весело.
Сейчас, наверное, это трудно представить, но в гости в девяностые годы ходили без приглашения и не предупреждая заранее. Почему? В том числе потому, что просто-напросто не было телефонов. Речь даже не о сотовых – стационарные телефоны были не в каждой семье!
Незваным гостям хозяева были всегда рады. Тут же заботливые хозяйки накрывали на столы скатерти-самобранки и доставали из дальних уголков холодильников НЗ – неприкосновенный запас для особо важных персон – то есть гостей. В магазинах тогда за исключением пирамидок из консервов «завтрак туриста» или «килька в томатном соусе» мало что было, поэтому, если уж удавалось где-то достать дефицит, то его припрятывали до лучших времен.
Хозяйки исхитрялись, как могли. Моими фирменными рецептами в те времена были цыпленок в красном вине и бутерброд «Бодрый Макс». Оба рецепта примерные, потому что подсмотрела я их в иностранном журнале без перевода (в киосках такие продавались). Первый. Разделанную на несколько частей курицу солим-перчим, обмазываем медом и заливаем стаканом красного вина, затем запекаем в духовке. Второй. На хлеб мажем горчицу, кладем огурец тонкими ломтиками, кусок ветчины, а сверху яйцо-глазунью. Довольным были все. (Сейчас, кстати, тоже – до сих пор так готовлю.)
Но курица и яйца были тогда не всегда. Помню, когда выписали меня из роддома, мама приезжала к нам каждый день в гости и привозила еду. Сто граммам отварной курицы я была счастлива, потому что другого мяса в доме не было…
Хочу ли я обратно в девяностые? Когда был августовский путч, после которого КПСС потеряла власть, распад СССР, экономический и политический кризисы с ажиотажным спросом населения, в том числе на продукты первой необходимости? Вопрос, считаю, риторическим…
Поделиться
поделиться: