Пятница, 29 Марта 2024

Танковая эпопея генерала Исаака Зальцмана

02.09.2014 Корреспондент: 0

О методах руководства директора Танкограда, наркома танковой промышленности Зальцмана современники отзывались по-разному. Однако факты говорят сами за себя. За период войны было выпущено на заводе 18 тысяч танков и самоходных артиллерийских установок (САУ). 13 типов танков и САУ были созданы и производились здесь. Танкоград выпустил более 48 тысяч танковых двигателей как для себя, так и для других танкостроительных заводов. Здесь были освоены и произведены шесть новых типов танковых моторов.

О методах руководства директора Танкограда, наркома танковой промышленности Зальцмана современники отзывались по-разному. Однако факты говорят сами за себя. За период войны было выпущено на заводе 18 тысяч танков и самоходных артиллерийских установок (САУ). 13 типов танков и САУ были созданы и производились здесь. Танкоград выпустил более 48 тысяч танковых двигателей как для себя, так и для других танкостроительных заводов. Здесь были освоены и произведены шесть новых типов танковых моторов.

 

 

«Не играйте в романтику»

В трубке телефона раздался голос члена Политбюро ЦК ВКП (б) Жданова: «Приезжайте немедленно в Смольный -  с вами хочет говорить товарищ Сталин. Он ожидает вас у аппарата». Завод как раз обстреливала немецкая артиллерия, подобравшаяся совсем близко к цехам, и Исаак Зальцман, директор Кировского завода в Ленинграде, вынужден был где-то с полчаса пережидать вражеский огонь. Он терялся в догадках: когда тебя вызывает Сталин, ты не знаешь, какой вопрос может возникнуть в разговоре с ним. Едва стих обстрел города, директор добрался до Смольного…

Жданов указал на телефонную трубку на зеленом сукне стола заседаний...

– Товарищ Зальцман, вам необходимо сегодня ночью вылететь в Москву,  товарищ Жуков получил указание обеспечить ваш перелет… Утром жду вас в Москве…

– Товарищ Сталин, я – директор завода, завод находится круглосуточно под обстрелом, как же мне в такой момент оставить его?

– Товарищ Зальцман, не играйте в романтику, дела в Ленинграде обеспечат без вас, - нотки в голосе Сталина начали становиться жесткими.

– Что ж обо мне подумают на заводе? – директор Кировского побледнел.

Сталин продолжал чеканить дальше:

– Вы нам нужны на разворот производства танков на других заводах. Конкретно о вашем назначении поговорим в Москве. А обстановка вокруг Ленинграда стабилизировалась, город мы не сдадим. Сейчас нам нужны будут много танков, а производство их вам нужно будет организовать в других местах, утром я вас жду.

Сердце танка - двигатель

Исаак Зальцман стал налаживать производство танков на Урале, в Челябинске. Невысокий, по словам современников, на первый взгляд даже невзрачный человек сумел построить и организовать работу гигантского производственного комбината, который был назван впоследствии Танкоградом.


– Конструкторы, специалисты, эвакуированные в Челябинск из Харькова вместе с Харьковским дизель-моторным заводом, объединившись со специалистами Челябинского тракторного завода, сумели наладить полную производственную цепочку по выпуску дизельных танковых двигателей, – говорит Борис Львович Магарилло, ветеран ЧТЗ. – Завершение процесса разработки конструкции дизелей, технологии организации производства в цехе топливной аппаратуры – все это было на площадках ЧТЗ, военного Танкограда, при Зальцмане. Из истории его имя не выбросить. К сожалению, сегодня иногда замалчиваются те достижения, которых добились люди, работавшие на ЧТЗ во время войны. Сегодня, когда речь заходит о советских танках, не говорится, что их дизельные двигатели в годы Великой Отечественной войны серийно стали выпускаться именно на ЧТЗ, в то время Челябинском Кировском заводе, которым руководил И. М. Зальцман.

Преимущества дизельных моторов во время войны были очевидны. Они неприхотливы в бою и на марше, требовали меньше топлива. И не так подвержены возгоранию, как бензиновые…

«Практически не выходили из цеха»

В июле 1942 года Сталин отдает приказ о массовом выпуске Т-34 в цехах Танкограда.

– Задача, которая поставлена сейчас, не имеет себе равных, – сказал нарком Зальцман перед командным составом завода, открывая совещание. – Танк КВ остается в производстве. Но сегодня судьбу фронта, судьбу Родины решает танк Т-34. История не знает таких примеров, чтобы в течение одного месяца весь завод перестроили на новую машину. Считается, что это технически невозможно. В ЦК партии мне так и сказали: «Да, технически невозможно. Но Родине это нужно, и кировцы должны это сделать.

Годы понадобились бы заводу для выполнения предстоящей работы в обычное мирное время. Но руководство завода установило на проектирование, изготовление оснастки, разработку технологии, организацию новых цехов считанные недели. За фантастически короткий срок завод перешел на выпуск современного танка Т-34: в августе того же 1942 года Зальцман, будучи наркомом танковой промышленности, перерезает символическую ленточку – первый Т-34 выходит с конвейера… Параллельно шло производство тяжелого танка КВ, а также разработка «танка прорыва» ИС (Иосиф Сталин).

– В октябре 1942 года по приказу Зальцмана нас сняли с вагона, который следовал из Сталинграда в Свердловск, и направили на Челябинский Кировский завод, – рассказывает Иван Гаврилович Грабарь, ветеран ЧТЗ. – Меня направили на сборку танков Т-34. Сначала приходилось собирать машины на так называемых подставках, так как тракторный конвейер был не приспособлен для этой сборки. Возникла необходимость в расширении и перестройке конвейера для массового выпуска танков Т-34. Работали несколько суток, практически не выходя из цеха. Зальцман в это время лично контролировал работы, помогал организовывать производство. Когда запустили конвейер, сборка ускорилась – каждые сутки собирали по десять новых танков.

Требователен к себе и к другим

В сентябре 1943 года на фронте появились новые машины ИС. Для врага этот «танк прорыва» был полной неожиданностью. Он превосходил «тигры» и «пантеры» по толщине брони, у него была более мощная пушка, установлены четыре пулемета, а на немецких было только два.  
 
Задачи Танкограда еще более усложнились. Производство танков ИС надо было совместить с выпуском Т-34. Сокращение Т-34 надо было компенсировать ростом производства ИС. Общий же выпуск танков непременно должен был расти. И снова инженерный и производственно-технический потенциал завода, огромный опыт руководства завода позволили справиться с поставленной задачей.

Надо отдать должное руководителям Танкограда: И. М. Зальцману, С. Н. Махонину, Ж. Я. Котину, Н. Л. Духову. Не возьми на себя эта группа ответственность за танк ИС, может быть, он и не появился бы своевременно на фронте, в самый решающий момент. Он сыграл большую роль в разгроме фашистских захватчиков. ИС – «танк прорыва», оправдал свое название.

– Мой отец был связан с танковой промышленностью, ему приходилось общаться с Исааком Моисеевичем Зальцманом, – вспоминает Б.Л. Магарилло. – Он рассказывал мне о нем…

Вручение ордена Ленина и присуждение звания Героя Социалистического Труда И.М. Зальцману после работы в блокадном Ленинграде

 

Однажды шло совещание на заводе как обычно ночью. Отец слушает. Зальцман говорит, дает рекомендации, делает замечания, кого-то хвалит, а кого – наоборот... Вдруг он увидел, что начальник цеха топливной аппаратуры А. В. Дудка «клюет» носом, спит…

– Дудка! Как ты  считаешь, правильно я сказал? – неожиданно обращается директор Зальцман к начальнику цеха.

– Исаак Моисеевич, то, что вы сказали и потом скажете, – все правильно! – отчеканил проснувшийся Дудка.

По словам многих современников, он был хороший руководитель, свободный в общении человек, мог пошутить. Старался найти подход к каждому. Но когда возникала необходимость, Зальцман становился крут… Мог выгнать человека, уволить, наказать…


По воспоминаниям Савелия Шулькина, начальника литейного цеха № 10 завода № 200 (филиала Кировского завода в Челябинске), однажды директор Зальцман принимал отчет начальника термического цеха. Обнаружились отставания по многим показателям плана. Последовала команда: с работы снять, отправить на фронт. Хоть и привыкли к его военным методам работы, но такого не ожидали. Все были подавлены. После собрания нашли референта Зальцмана и изложили ему всеобщее настроение. В ответ он засмеялся и сказал, что плохо вы Зальцмана знаете: с должности начальника цеха провинившегося снимут, но на фронт его не возьмут – у него травма руки… И директору завода это известно…


Зальцман был требователен к себе и к другим. Если задания не выполнялись, он снимал с должности и ставил других. Говорил: если не можешь сделать – уходи… Если что-то на производстве шло не так, то моментально вызывал ответственного, разбирался, принимал решение и исправлял ситуацию. В конце войны Зальцман лично испытывал новый тяжелый танк ИС-3. Его технические характеристики ставились комиссией под сомнение. Он сам ездил на боевой машине, с водителем делал испытательный пробег 300 километров и лично убеждал военпредов, что ИС-3 годится для фронта…

 

Специально для проекта: "Они создавали Челябинскую область"
Евгений Сарасов

Поделиться

поделиться:

 

Возврат к списку