Пятница, 13 Декабря 2024

Радоваться жизни самой, радоваться вместе с тобой…

05.08.2009 Корреспондент: Искра

Как и многим, прежде чем найти свое место в жизни, Вере Алексеевне Иванчиковой потребовалось время. На пути к профессии её предпочтения в работе и учебе постоянно менялись. Но так получалось, что обстоятельства всегда выводили её на тропу учителя. Словно сама Судьба вела её к школьным классам…

Учителя-ветераны

Радоваться жизни самой,

радоваться вместе с тобой…

Как и многим, прежде чем найти свое место в жизни, Вере Алексеевне Иванчиковой потребовалось время. На пути к профессии её предпочтения в работе и учебе постоянно менялись. Но так получалось, что обстоятельства всегда выводили её на тропу учителя. Словно сама Судьба вела её к школьным классам…

- Я была болезненным ребенком, - вспоминает Вера Алексеевна, - и мама всегда хотела, чтобы я росла с ней рядом. Поэтому я, по её настоянию, поступала после восьмого класса в пищевой техникум. Не поступила - и была страшно этому рада, потому что сама-то мечтала стать медиком. Я ведь практически выросла в больнице. Мне нравилось помогать медсестрам и нянечкам разносить таблетки, наблюдать за их работой. Под напором этих детских впечатлений после девятого класса я понесла документы в Троицкое медицинское училище. И туда не поступила. Вернулась в школу, продолжая мечтать о медицинском образовании, но уже в то время классная руководительница в моей характеристике написала: «Мечтает быть медиком, но из неё получится хороший педагог». Тогда я не обратила внимания на эти слова…

После окончания школы Вера Алексеевна работала в Еткульском совхозе – там, где было место, а потом в родной деревне Журавлево - первое время была прачкой в детском саду, потом нянечкой, затем воспитателем. Тогда она впервые поняла, что с детьми ей интересно, и решила поступать в педагогический институт, на воспитателя. Поступила и после первой сессии вышла замуж…

- Мы с мужем переехали в Казахстан, - продолжает рассказ Вера Алексеевна. - Там, где мы жили, была малокомплектная школа, учителей практически не было, и меня пригласили работать туда. И вот там я впервые ощутила на себе, что значит быть педагогом. Словно искала, искала и нашла себя. Поэтому, когда мы вернулись в Журавлево, я твердо сказала себе, что поступлю в педучилище. Поступила, окончила, и как только в школе освободилось место учителя младших классов, я пришла к заведующему районо Геннадию Ивановичу Тугушеву с просьбой принять меня на работу. А он взял и предложил пойти учителем биологии в Печенкинскую школу. Это было в 1975 году. С тех пор я учитель старших классов, и не могу представить себя кем-либо другим. Благодарна  Геннадию Ивановичу, с чьей легкой руки я нашла ту самую работу, которая мне до сих пор по душе.

В Печенкино Вера Алексеевна преподавала детям не только биологию, но и химию, пение, вела даже уроки труда. Как и в любой маленькой школе, приходилось быть универсальным учителем. После учительства в старших классах, идея о начальной школе забылась сама собой. Биология и химия стали предметами Веры Алексеевны, хотя она признается, что в свои школьные годы химию не любила, да и в институте относилась к ней с опаской.

- В школе я любила историю, - вспоминает она, - а к химии была равнодушна. В те годы мне и в голову придти не могло, что когда-нибудь я сама буду учить детей этому сложному предмету. Сейчас в школе я веду только химию, этот предмет стал мне роднее, чем та самая биология, с которой все началось. Предмет сложный, ребятам его трудно осваивать. Я это понимаю и хочу, чтобы дети перестали бояться химии, как когда-то боялась ее я. Поэтому я все пять дней в неделю, после уроков, занимаюсь со всеми дополнительно. Так и говорю: кому нужна моя помощь, приходите, будем усваивать.

Вера Алексеевна никогда не «зажимает оценки». Да, она строгая, много спрашивает. Ее главный принцип в работе - позволить ребенку раскрыться, не зажимать его. За долгие годы работы в школе она убедилась, что есть такие ребятки - с виду слабенькие, учителя машут на них рукой, ну, троечник троечником, что с него возьмешь? – и их просто нужно чуть-чуть поддержать, чтобы в свои силы поверили и поднялись. И Вера Алексеевна дает им эти силы. «Стоит только ребенка приободрить, - говорит она, - и он расправляет крылья. У детей появляется уверенность, - и  проблем  с моим предметом  становится гораздо меньше».

Тридцать восемь лет педагогического стажа… Столько лет проработать на одном месте могут только те, кто нашел «свою профессию». Говорят же, что есть такие специальности, для которых нужно родиться, для которых нужно призвание. Профессия учителя как раз из таких. Учитель – это всегда пример, всегда образец. Учитель – это тот, на кого равняются, к кому прислушиваются. Чтобы стать настоящим учителем, необходимо обладать необычайной энергией, внутренним притяжением.

Когда Вера Алексеевна работала в Печенкино, в школу пришла молодая учительница географии. И хотя  ребят в классе было совсем немного, у нее как-то не получилось с детьми сработаться. И с дисциплиной проблемы были. Человек хороший, предмет свой хорошо знает, а не идут дела и все тут. Вера Алексеевна старалась приободрить молодую коллегу, поддержать, говорила, что со временем всё получится, нужно просто опыта набраться! А та в ответ: «Нет, Вера Алексеевна, педагогом надо родиться. Вот вы заходите в класс, вы еще ничего не сказали, а дети уже успокоились. Потому что вы Учитель». 

Да, настоящие учителя остаются учителями. Везде, где бы они ни были. А дети меняются. Каждое новое поколение несет на себе отпечаток своего времени. Эти вечные разговоры: «Раньше дети были другими, раньше молодежь была другая…» По мнению Веры Алексеевны, каждый учитель видит детей по-своему, видит и причины изменений в их характерах, стремлениях, интересах.

- Но все же, какие сейчас дети? – допытываюсь я.

- Можно сказать, что раньше дети были проще. Сказывается и домашнее воспитание, и влияние средств массовой информации. Предыдущие поколения четко понимали, что такое хорошо, а что такое плохо. Конечно, дети и раньше проказничали и шалили, но это было как-то по-доброму, от переизбытка энергии, а не от внутренней агрессии. Современные дети иные, может быть, на них такое влияние оказывает прогресс. Может быть, демократия была нами неправильно принята – мы переняли этот дух вседозволенности. Но могу сказать точно, чего не достает нашим детям. Им не достает обычного живого общения с родителями. Родители покупают ребенку компьютер, игрушки,  и ребенок как бы занят. Лишь бы он не мешал работать, делами заниматься. А ребенку этого недостаточно. И это очень чувствуется, что детям недостает простого человеческого общения, разговоров по душам. Не нравоучительных нагоняев, а именно разговоров, бесед. Может быть, у родителей не всегда получается посмотреть на ситуацию с позиции ребенка, посчитаться с его мнением. Строгость в воспитании должна быть, но она должна быть мудрой и доброй.

Учитель привыкает не только к современным детям, но и к современным технологиям, которые активно внедряются в процесс обучения. Наши школы оснащаются техникой, компьютерами. Уроки приобретают другой формат. Учителя Еткульской средней школы прошли обязательные компьютерные курсы на базе ММЦ Белоносовской средней школы.  Вера Алексеевна добросовестно записывала все лекции, приезжала домой и с удовольствием практиковалась на своем домашнем компьютере.

- Модернизация учебного процесса - это оправданно, - размышляет она. - Просто учебник, просто доска и мел – это уже настолько устарело. Сейчас практически у каждого в доме есть компьютер, дети умеют им пользоваться. Поэтому они спокойно относятся к тому, что мы используем технику на уроках. Они с большим удовольствием вовлекаются в электронные задания. Новые технологии – это здорово, но и этого оснащения еще недостаточно. Может быть, что-то изменится на будущий год, который будет назван Годом учителя. Надеемся, что и зарплата повысится, пока же она остается мизерной, а нагрузки и ответственность - большими. Я привыкла жить очень скромно, и даже та зарплата, которую я получаю, меня не огорчает. Но школе нужны молодые учителя. А какой молодой учитель согласится работать за такие деньги?

Годы идут, вот и приблизился очередной юбилей. «Даже представления не имею, чем займусь после работы в школе, - опускает глаза моя собеседница. - Школа – это моё всё. Жаль, что возраст у меня уже большой. Сейчас появилась такая техника, такие возможности – работай да работай, но уже поздно. Внутри еще чувствую силу, что еще многое могу. Мне внутри лет пятьдесят максимум, не шестьдесят. Я очень легкая на подъем, люблю все проблемы решать быстро, не откладывая в долгий ящик».

У каждого человека есть секрет внутренней энергии, силы, молодости. А в чем секрет Веры Алексеевны?

- Я по жизни оптимист. Никогда не опускала руки. При столкновении с трудностями кто-то впадает в панику, кто-то в слезы, а я, наоборот, начинаю активно искать решение проблем, что-то делать, предпринимать. Может, это от того, что я трудоголик по характеру? Затеваю большую уборку дома, в школе себя перегружаю. Советуюсь с кем-то, ведь когда поговоришь с людьми, то сразу легче становится. Моя внутренняя позиция всегда такова – находить приятное, радостное во всем. Часто в голове крутятся слова из песни «Радоваться жизни самой, радоваться вместе с тобой»…

Слова из этой популярной песни стали лейтмотивом каждого дня Веры Алексеевны. Нужно находить радость не только  в празднике, но и в буднях, в работе, в людях, во всем, считает она. И это не просто слова, это её жизненная философия. Философия настоящего Учителя.

Оксана ЕРЕСЬКО.

Поделиться

поделиться:

 

Другие материалы рубрики
16:34 В Кыштыме состоятся соревнования по морскому бильярду

Все желающие смогут сыграть также в джакколо и шаффлборд

03:59 «Славу» на замок! В Копейске эвакуировали людей из торгово-развлекательного комплекса

В полдень 18 ноября в дежурную часть поступило сообщение о подозрительной сумке, оставленной в женском туалете копейского торгово-развлекательного комплекса «Слава».

04:41 Крыша для здоровья. Новый аптечный склад в Челябинской области ускорит доставку лекарств на село

Оперативность снабжения расположенных в сельской местности аптечных пунктов повысится благодаря открытию в Челябинской области нового аптечного склада. Кроме этого, доставка и хранение лекарств потребуют меньше затрат.

Возврат к списку