Суббота, 26 Мая 2018

Одухотворенные камни Урала

26.08.2009 Корреспондент: Наша газета

«НГ» предлагает вам совершить виртуальное (а потом и реальное) путешествие к древнему святилищу Каменные Палатки недалеко от деревни Аллаки Каслинского района.\
\

Одухотворенные камни Урала

 

«НГ» предлагает вам совершить виртуальное (а потом и реальное) путешествие к древнему святилищу Каменные Палатки недалеко от деревни Аллаки Каслинского района.

 

В основе организации и проведения этого экскурсионного похода лежал неутомимый поисковый азарт сотрудников центра социально-педагогической помощи. Собрав нужную и интересную информацию о маршруте (географические, исторические и исследовательские данные), группа в составе 23-х подростков и педагогов А.В. Смагина и Г.А. Кочановой отправилась в небольшую экспедицию с целью «открытия» новых уральских красот и наскальных рисунков с изображением человечков с двумя антеннами на голове.

Итак, наш автобусный маршрут пролегал через деревню Аллаки, мимо озера Малые Аллаки, до деревни Красный Партизан, далее надо было идти пешком полтора километра. Это район лесостепи. Проселочная дорога тянулась вдоль высокотравных зарослей к восточному берегу Больших Аллаков. С юга к нему примыкает озерцо Рипенды. Рядом  расположены Большой и Малый Кисегач, Большие Касли, Алабуга и болото Бугай, из которого вытекает река Караболка.

Листая страницы истории

Согласно архивным документам, здесь, у скал, археологи извлекали из раскопов каменные топоры, бронзовые ножи, наконечники стрел, керамику, костяные остроги и крючки, кости животных, предметы роскоши из горного хрусталя, черепа людей и глиняный сосуд, на поверхность которого был нанесен орнамент, не встречавшийся ранее на Южном Урале. Святилище было открыто в 1914 году уральским археологом В.Я. Толмачевым. Им же  сделаны фотографии наскальной живописи, состоящей из изображений множества сцен из жизни древних племен. Обнаружены ножевидные наконечники стрел (каменные и бронзовые), фрагменты керамики. Предположительно, все это относилось к периоду мезолита, неолита бронзового века.

На расстоянии 30-ти метров в восточном направлении от святилища в озере на малой глубине были обнаружены два человеческих черепа, а в 20-ти метрах на юг – медный птицевидный идол и медное копье. Глиняный сосуд использовался в качестве жертвенного одра, об этом свидетельствовали пятна крови на его поверхности, а также следы от воздействия высоких температур. А птицевидный идол подтверждает, что здесь производились жестокие жертвоприношения (возможно, человеческие). Экспедицией В.Я. Толмачева были обнаружены и писаницы. Это рисунки древних людей,  выполненные с помощью природной краски - красной охры на камнях примерно 5–7 тысяч лет назад. Охра для этих мест не традиционный, а, скорее, странный материал. Вероятно, была сюда привезена, потому что поблизости нет материалов для ее изготовления.

В 1969 году уральский археолог В.Т. Петрин при осмотре писаниц обнаружил ранее неизвестную группу рисунков. Изображения человечков озадачили ученых. У них  руки, ноги, туловище, как у обычных людей, а голова – с рожками (предположительно шаманы в культовом танце в масках животных – покровителей данного племени  или инопланетяне). По одной версии, рисунки принадлежали финно-угорским племенам, заселявшим в то время просторы северной части Челябинской области. По другой – в святилище совершались религиозные обряды некогда вымершего малочисленного либо навсегда ушедшего из этих мест народа.

Хозяин озера

При определенном угле падения солнечных лучей, в скальных породах можно различить изображения, напоминающие лица людей, которые как бы высечены в самой скале. Одно из каменных лиц на боковой поверхности четко выделяется по утрам и как бы встречает людей, идущих к святилищу по единственной дороге. Если же солнце скрывается, то и «портрет» исчезает. Выражение его бесстрастное и суровое. Высокий лоб, глубокие глазницы, широкий нос с горбинкой, скулы, пухлые губы. Можно предположить, что данный «барельеф» не был выточен просто ветром и дождем, а сделан кем-то как проекция «хозяина озера». По версии археологов, именно из-за этого лица древние люди считали, что перед ними предстает некий дух, властелин озера, и, чтобы задобрить, ему подносились всяческие дары, а на территории святилища совершались обряды, связанные с охотой. Это подтверждает находка, сделанная прямо перед «лицом», высота которого – 5, а ширина – 7 метров. Здесь археологи обнаружили несколько десятков стрел и копье. Скорее всего, предметы остались после подношения «духу».

А вокруг – красота!

…Погода стояла ясная, солнечная, но ветреная. Впереди четко просматривались заветные скалы, а на горизонте в дымке виднелись Вишневые горы. Озеро Большие Аллаки среднее по размеру. Берега пологи, а продолжительные песчаные насыпи чередуются с выходом на поверхность гранитных камней, которые местами в виде широких невысоких ступеней уходят под воду. Из-за этого их поверхность покрыта тонким слоем ила, поскользнувшись на котором, можно легко скатиться в воду. Местами озеро заросло камышом – там  обитают дикие утки. За одной из них мы с интересом понаблюдали: как она то скрывалась под волной в поисках добычи, то оказывалась на поверхности, покачиваясь на гребне волны.

Обследовав побережье, ребята устремились покорять скалы, а вернее Каменные Палатки археологический памятник, святилище, возраст которого ученые определяют равным более чем 7-ми тысячам лет. На небольшом холме восточного берега, на расстоянии 50-ти метров от кромки воды, расположились почти по кругу 13 каменных выступов высотой до 10-ти метров. Согласно исследовательским данным, уровень радиации здесь до 40-ка микрорентген в час. Это обусловлено большим количеством гранита. Гранитная поверхность скал продольно слоиста, зерниста и будто склеена из светлой дресвы, кристалликов кварца и черных с блестками крупинок. Местами камни покрыты пятнами лишайников.

Свято место

Поднявшись на холм, наша группа рассредоточилась на всех «высотках»: любовалась голубым небом, окружающими озерами, разнотравьем, дышала кристально чистым воздухом. Это место нас просто приворожило: мы бродили вокруг холма, поднимались на скалы, спускались к воде, вновь взбирались на камни, изучали их структуру и причудливые формы. Противоположная сторона озера тоже притягивала наши взоры,  там находился мыс Малые Каменные Палатки – это шестиметровая каменная глыба, напоминающая слоеный блинчатый пирог. Чтобы хоть чуть-чуть приблизиться к ним, мы отправились вдоль по берегу. Тропа шла то у кромки воды, то по камышовым зарослям, то по каменным плитам. Солнце светило ярко, дул встречный ветер, под ногами шуршали сухой камыш и песок, пролетали чайки, прыгали лягушки. Пройдя примерно километр, мы увидели знаменитый Демидовский канал, соединявший много лет назад озера между собой, его протяженность составляет около 200-т метров. С этого места Большие Каменные Палатки представлялись нам похожими на лежащего у озера верблюда. Дальше мы не пошли, так как пора было возвращаться к условленному месту, где нас ждал автобус.

   Святилище – таинственное, загадочное место, отражающее веру в высшие силы, в людей, в себя. Откуда берется вера? Ни увидеть ее, ни услышать. Только почувствовать. Если она есть, то покоряет нас без остатка, вселяет невиданные силы, помогает преодолевать непреодолимые препятствия, достигать недостижимых целей. Иначе говоря, сколько веры, столько и человека. Нам она нужна не меньше, чем тем, кто приходил к святилищу на берегу озера в давние–давние времена… Иногда и камни помогают понять себя и окружающий мир.

P.S. Все было бы еще более чудесным и романтичным, если бы не бутылочки и бутыли, мешки и мешочки, скляночки и баночки, «живописно» разбросанные всюду и переносимые ветром от одной скалы к другой, от одного куста к другому. Мы, конечно, не рассчитывали увидеть здесь такого количества мусора и не запаслись мешками для его сбора, но некоторые из ребят выразили желание принять участие в будущей экологической акции.

 

Для справки

Деревня Аллаки принадлежит Каслинскому району и расположена на севере Челябинской области. Основана в конце XVIII века. В документах именуется и как Алак, Алака, Аллакуль. Возможно, в названии запечатлены тюркский диалектный географический термин аллак, означающий обширную впадину крупного водоема, либо  тюркское мужское имя Аллакол – «божий»: алла – «бог», кул/гул – традиционная частица, означающее «имя».

 

 Галия Дружинина

 

Другие материалы рубрики
03:59 «Славу» на замок! В Копейске эвакуировали людей из торгово-развлекательного комплекса

В полдень 18 ноября в дежурную часть поступило сообщение о подозрительной сумке, оставленной в женском туалете копейского торгово-развлекательного комплекса «Слава».

04:41 Крыша для здоровья. Новый аптечный склад в Челябинской области ускорит доставку лекарств на село

Оперативность снабжения расположенных в сельской местности аптечных пунктов повысится благодаря открытию в Челябинской области нового аптечного склада. Кроме этого, доставка и хранение лекарств потребуют меньше затрат.

01:31 «Прошли достойно». Дубровский поблагодарил южноуральцев за активность на выборах

Губернатор Челябинской области Борис Дубровский поблагодарил всех, кто проявил гражданскую активность и принял участие в голосовании 13 сентября. Об этом сообщает сайт gubernator74.ru

Возврат к списку