Вторник, 19 Марта 2024

Мастер кисти, или Широким флейцем по меловой пасте

13.01.2010 Корреспондент: Наша газета

Удивление. Восхищение. Уважение. Это чувства, которые испытываешь, глядя на работы художника-рекламиста ДК «Октябрь» Ольги Васильевой.\
\

Галина Козлова

Мастер кисти, или Широким флейцем по меловой пасте

Удивление. Восхищение. Уважение. Это чувства, которые испытываешь, глядя на работы художника-рекламиста ДК «Октябрь» Ольги Васильевой.

Когда-то все рекламные плакаты, приглашающие нас на премьеры в кино или театр, на открытие новой выставки или новогодний утренник, рисовали от руки. Сейчас этот жанр постепенно уходит в прошлое – на смену щитам пришли глянцевые, отпечатанные в типографии афиши. Они яркие и красивые, но – штампованные, зачастую лишенные индивидуальности. А настоящее творчество, когда пишут разными кистями, подбирают краски, обдумывают замысел, и вообще делают всё вручную (то есть модный нынче «хэндмейд»), – рядом с нами. На щитах перед ДК «Октябрь».

Характерная черта многих действительно талантливых творческих людей – скромность. Даже чрезмерная скромность: «Да кто я такой, вот рядом со мной люди действительно работают, а я так, ничего особенного не делаю». Но такое первоначальное застенчивое несогласие только заставляет еще упорнее стараться узнать об этом человеке побольше, познакомить горожан с ним и с его работой.

Ольга Прокопьевна занимается рекламой уже более двадцати лет. В город она приехала как техник-архитектор, но работы по специальности не было, поэтому пошла художником-оформителем в клуб «Дружба», а потом перешла в ДК. Она всегда любила шрифты, даже конспекты в студенчестве старалась писать каллиграфически, так что занялась рекламой и вот уже 20 лет делает афиши.

– Из своего детства помню, что еще лет двадцать назад набор шрифтов у нас был весьма ограниченным. А сейчас?

– Когда появился компьютер, я открыла для себя всё это многообразие и была в восторге, потому что такого никогда не видела. Когда я начинала работать, мы знали всего пять-шесть шрифтов, видоизменяли их: шире-больше, угол наклона меньше... Иногда хитрили и сами строили по одной букве шрифт. А сейчас их гораздо больше, но задача при этом упростилась: можно шрифт срисовать, самой не придумывать. При этом  афиша – как плакат. Это тоже искусство. Нужно, чтобы она была лаконичной, содержательной, легко читаемой с 5–20 метров.

– Повод для афиши бывает разным: концерт, спектакль, выставка-продажа, мероприятие для взрослых, для детей. С чего начинаете работу?

– Когда мне дают задание, я исхожу из темы мероприятия. Сначала у меня создается какой-то образ. Надо обязательно подобрать цвет, шрифт, закомпоновать. Ведь иногда, даже не рисуя какое-то изображение, можно шрифтом выразить тему, направление, суть дела. Это иногда получается, иногда – нет. Я своей работе главный судья. Если у меня не выходит – переделываю, потому что это же для людей. Все хотят видеть интересный плакат – и зрители, и организаторы. Режиссеры, например, ко мне приходят с пожеланиями: какого цвета нужна афиша, где должна висеть, какой шрифт использовать. Стараюсь идти навстречу. Такая вот моя простая работа. Конечно, когда видишь искусство плаката в Интернете, становится стыдно за свою работу, за то, что так не получается.

– А на какие темы любите или не очень любите писать афиши?

– Иногда работа идет легко. Если внутри что-то зажглось, за один день могу написать не одну афишу, а две-три-четыре. Потому что идет вдохновение, ты пишешь и пишешь – и тебе это нравится. Чем сложнее задача, тем интереснее получается. Самые простые – о выставках-продажах. Это коммерческое мероприятие. Надо написать просто, ярко, крупно, без особых изобразительных элементов. Сложнее и интереснее – детские. Это разнообразие и красок, и шрифтов. Надо, чтобы и ребята сами прочитали текст, и их родители тоже. То есть требуется совместить информацию и интересный детский шрифт. Я это с большим удовольствием делаю. Всегда сложно писать афишу на оперетту, которая проходит раз в год. Режиссер очень требователен. Бывает, одну начну – не получается. Вторую – не получается. Но так как я работаю давно, то особо трудных мероприятий для меня все-таки нет.  

– Вы оставляете себе на память о ваших самых любимых афишах, например, фотографии?

– Нет, не фотографирую обычно. Я придумала образ, написала афишу, люди ее увидели, пришли на мероприятие, а потом она просто смывается, новую рисовать надо. Некоторые действительно жалко смывать. Художник пишет картину, и она остается у него навсегда. А тут смыли и забыли. Черновиков у меня нет, эскиза не делаю. Размер полотна – два на метр двадцать. Натянутая ткань красится меловой пастой, и на ней рисую гуашевой краской. Смывается просто водой и щеткой в специальной большой ванне. Я придумываю, сразу карандашом помечаю и начинаю работать. Без фона иногда скучно, нужны изобразительные элементы – звезды, снежинки и так далее.

– Как защищены от непогоды и вандалов ваши работы?

– От вандализма мы дважды страдали. Причем это были афиши оперетты. Весной выставили одну – она мне очень трудно далась и получилась интересной. А прихожу на следующий день – полотно порезано. Ну, что сделаешь. Пришлось писать заново. Баннеры резали тоже. Но в последнее время всё вроде спокойно, нам помогла милиция – хулиганов поймали. Правда, с обратной стороны иногда рисуют. Но это не так страшно. Стекла ведь нет. От непогоды буквы защищает добавленный в краску клей. Хотя фон иногда может начать течь. Подправляем в мастерской, снова выносим. Обычно афиша стоит две-три недели.

– Вы всё это сами делаете? Женщины из вашей мастерской?

– Ой, у нас есть замечательный плотник – Александр Закаминный. Он сделал очень хорошие рекламные щиты – легонькие, которые может поднять женщина. На них с удовольствием рисуется и пишется. У него просто золотые руки. Мы ему отдаем чертеж, а потом получаем изделие – это просто невероятная красота. Мы когда сами не можем придумать что-то – идем с ним советоваться. И он нам такие шедевры делает! Поэтому мы его с удовольствием и восторгом загружаем работой. Я такого плотника никогда не видела.

– Ольга Прокопьевна, и все-таки – чем вам интересен именно этот вид искусства?

– Художники бывают разные. Бутафоры, постановщики… А я художник-шрифтовик. Для меня это родное. Мне очень нравятся шрифты – их писать, сочинять. Просто нравятся буквы. Мой внук Степа меня спрашивает: «Бабуля, а ты тоже художник?». Я говорю: «Да. Художник по шрифтам». Сейчас это редкая профессия. Работать в компьютере проще, чем широким флейцем по меловой пасте. Но работа такая нужна. Кстати, я делаю и маленькие афиши, которые расклеиваются по городу. 25 так называемых «безымянок» вручную – это  сложно. Сейчас помогает компьютер, но работы все равно много. А вообще у нас обычно задействовано шесть больших афиш одновременно, используется и стеклянный фасад ДК «Октябрь». Особенно когда у нас творческий сезон – их много.

 

P.S. В конце декабря – начале января во Дворце культуры «Октябрь», его клубах и филиалах прошли более пятидесяти мероприятий для детей и взрослых. Труд артистов виден, и зрители его ценят, а вот работа художников нередко воспринимается как нечто само собой разумеющееся. Но все эти афиши, задники, елочки, одежды, сказочные домики, предметы бутафории (от пеньков до курицы на тарелке) – на самом деле результат огромного труда работников невидимого и в то же время видимого фронта – четырех сотрудниц художественной мастерской. В следующих номерах «Нашей газеты» будем знакомиться с ними ближе.

Поделиться

поделиться:

 

Другие материалы рубрики
16:34 В Кыштыме состоятся соревнования по морскому бильярду

Все желающие смогут сыграть также в джакколо и шаффлборд

03:59 «Славу» на замок! В Копейске эвакуировали людей из торгово-развлекательного комплекса

В полдень 18 ноября в дежурную часть поступило сообщение о подозрительной сумке, оставленной в женском туалете копейского торгово-развлекательного комплекса «Слава».

04:41 Крыша для здоровья. Новый аптечный склад в Челябинской области ускорит доставку лекарств на село

Оперативность снабжения расположенных в сельской местности аптечных пунктов повысится благодаря открытию в Челябинской области нового аптечного склада. Кроме этого, доставка и хранение лекарств потребуют меньше затрат.

Возврат к списку