Вторник, 23 Апреля 2024

Эхо фашистского плена

23.04.2010 Корреспондент: Кизильский

В череде мероприятий, по-священных 65-летию Победы советского народа над фашистской Германией, которые проводит Кизильская межпоселенческая библиотека, беседа «Я должна рассказать», как-то особенно ярко  и в то же время горестно показывает ужасы войны.

К 65-летию Великой Победы

 

Эхо фашистского плена

 

В череде мероприятий, по-священных 65-летию Победы советского народа над фашистской Германией, которые проводит Кизильская межпоселенческая библиотека, беседа «Я должна рассказать», как-то особенно ярко  и в то же время горестно показывает ужасы войны.

Мы с уважением вспоминаем и говорим об участниках Великой Отечественной, скромно и не часто о тружениках тыла и обходим вниманием тех, кто в годы второй мировой оказался  в концентрационных лагерях. Долго – 50 лет – они были чуть ли не изгоями общества. А ведь на их долю выпали такие нечеловеческие испытания, что те, кто остался в живых, пройдя все круги ада, до конца своих дней старались это забыть. Может быть поэтому, оказавшись на линии, разделявшей жизнь и смерть, они так ценили каждый мирный послевоенный день.

За колючей проволокой концлагерей провели месяцы, годы около 3 тысяч жителей Челябинской области. Среди них были и кизильчане. Поискам сведений о наших земляках-военнопленных посвятила почти 10 лет библиограф Кизильской межпоселенческой библиотеки Галина Васильевна Хренова. Сегодня ей слово.

Указ Президента открыл новую страницу

 – Специфика моей работы – знакомство с новой литературой, периодикой, с законодательными актами и доведением их до читателей посредством систематической и краеведческой картотекой статей. В ней с наибольшей полнотой отражены печатные материалы о районе.

Период Великой Отечественной войны – очень важный раздел данной работы, но в 2000 году в ней существовал большой пробел об узниках концентрационных лагерей. Именно это и подтолкнуло меня узнать о судьбе наших земляков. В 1995 году вышел Указ Президента России о реабилитации военнопленных и признании их участниками Великой Отечественной войны. А до этого времени – десятилетия молчания. Об узниках концлагерей нигде вслух не говорилось, не печаталось. Книг на эту тему в нашей библиотеке не было. Тем не менее, появилось желание сказать слова благодарности этим людям  за их мужество, терпение, силу воли, которые они проявили, находясь в фашистском плену. Поклониться памяти погибших в те годы и послевоенные, восхититься их бесконечной жаждой жизни. А главное – донести все это в первую очередь до молодежи, до наших читателей.

Начала я с того, что по межбиблиотечному абоненту выписывала из Челябинской  публичной библиотеки книги именно об узниках концлагерей. Получала я их на несколько  дней. Так накапливался материал о жизни пленных. В процессе работы возникла естественная мысль: а сколько же наших земляков побывали за колючей проволокой концентрационных лагерей? Точных данных в районе не было ни у кого, даже в райвоенкомате. После неоднократного обращения в РВК, мне в 2001 году дали  справку, в которой говорилось: «По данным учета репрессированных и находящихся в  плену военнослужащих по военному комиссариату Кизильского района числится 26 человек». Эти сведения были взяты из книги учета от июля 1947 года. Получила я и список этих людей. Была уверена, что он не точен. Время подтвердило это.

Целый год я по крупицам, по капелькам собирала информацию из различных книг, энциклопедией, справочников. Родственники бывших пленных на разговор не шли.  Тем не менее материала  накопилось достаточно, чтобы можно было выйти к аудитории.

Первыми моими слушателями были учащиеся. Ребята прониклись болью и состраданием к судьбам земляков. И те эмоции, которые переполняли меня, передались молодым. И я поняла, что делаю нужное дело.

Один в поле не воин

Конечно, эту кропотливую работу в одиночку не осилить. Я благодарна сотрудникам Кизильского военкомата и моим коллегам за то, что они поддерживали меня, по мере возможности помогали.

Когда Германия начала отдавать России материальный долг за военные годы, тогда бывшие узники и их родные «вышли из тени». Они писали запросы в Германию на подтверждение, получали его и обращались в военкомат. Так сформировался ещё один список людей, о которых военкомат даже  не знал. А после выхода Указа Президента РФ в  1995 году военнопленных реабилитировали (думаю, что еще не всех) и выдавали им удостоверения участников ВОв.

Из-за закрытости этой темы бывшие узники и их родные на протяжении 50 лет были морально подавлены. И вот теперь их сердца, души потихоньку начинают оттаивать. Они откликаются на мои просьбы пополнить материал фотографиями, дополнительными сведениями.

Сейчас вместе со мной в поисковую работу включились сельские библиотекари. К сожалению, во многих администрациях сельских поселений не знают фамилии земляков-военнопленных. Это и не удивительно, ведь практически все бывшие узники умерли. Именно поэтому ценна даже небольшая информация о том или ином человеке. Каждый из них уникален. При том, что они объединены в одну категорию – узники концентрационных лагерей, – их судьбы разные. И каждая дорога по-своему.

В своей беседе я упоминаю жителя поселка Путь Октября Сотникова Владимира Степановича, который описал свою жизнь в плену. Это несколько тетрадей. Если родственники его дадут согласие, она бы стала бесценной в краеведческом фонде библиотеки.

На протяжении всего времени, что я занимаюсь этой темой, самые трогательные, берущие за сердце истории это истории детей. Одна из них о жизни Лени Комиссарова. Его мать, младший брат и два малолетних племянника были в лагере, а Леня прислуживал хозяину фабрики. Тот каждый день за хорошую работу поощрял восьмилетнего мальчишку кусочком хлеба. Его Леня тайком передавал  через ограждение матери. Поразительное чувство ответственности, заботы о близких у ребенка.

И подобных историй много. Поэтому мы посчитали, что в юбилейный год Победы беседа «Я должна рассказать» будет актуальной. С той информацией, что у нас есть мы выходим к молодежи, к людям старшего поколения. Мы, библиотекари, думаем, что не ошиблись, говоря вслух о наших земляках-военнопленных, о погибших в фашистских концлагерях, и о тех, кто выжил. После освобождения их мытарства не закончились – они проходили проверки в фильтрационных лагерях СССР, работали в местах с опасными условиями труда.

Никто не должен

быть забыт

На сегодняшний день в РВК официально зарегистрированы 39 узников концлагерей. Сейчас в районе нет военкомата, естественно, нет и архива. Очень надеюсь, что можно найти какие-либо сведения в Агаповке. Обращаюсь к жителям района, чьи родные были в годы Великой Отечественной  войны в концентрационных лагерях, откликнуться на нашу просьбу и рассказать о них, предоставить фотографии. Обещаю, что все истории будут записаны и сохранены, их узнают наши читатели, их узнает подрастающее поколение.

Контактный телефон:

3-01-56.

Л. БЕЛИКОВА.

Поделиться

поделиться:

 

Другие материалы рубрики
16:34 В Кыштыме состоятся соревнования по морскому бильярду

Все желающие смогут сыграть также в джакколо и шаффлборд

03:59 «Славу» на замок! В Копейске эвакуировали людей из торгово-развлекательного комплекса

В полдень 18 ноября в дежурную часть поступило сообщение о подозрительной сумке, оставленной в женском туалете копейского торгово-развлекательного комплекса «Слава».

04:41 Крыша для здоровья. Новый аптечный склад в Челябинской области ускорит доставку лекарств на село

Оперативность снабжения расположенных в сельской местности аптечных пунктов повысится благодаря открытию в Челябинской области нового аптечного склада. Кроме этого, доставка и хранение лекарств потребуют меньше затрат.

Возврат к списку