Суббота, 20 Апреля 2024

УЧИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ

04.09.2010 Корреспондент: Сельские

Этот год для учителей – значительный, серьезный – конечно, не менее, чем другие, но все-таки другой – наполненный надеждами, планами, нововведениями.

УЧИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ

Этот год для учителей – значительный, серьезный – конечно, не менее, чем другие, но все-таки другой – наполненный надеждами, планами, нововведениями. Сообщество учителей в районе объединило большое количество людей и, наверное, стало самым цельным и многолюдным. В зале ДК им А.С. Пушкина нет свободных мест, редко на каких собраниях или мероприятиях так полно в зале, что некоторые останавливаются в проходе, не надеясь определиться с местом. Входя в зал, полутемный, со сценой, закрытой тяжелыми портьерами, как будто погружаешься в какую-то шумную прибойную волну. Сразу влетают в уши, как приморские птицы, обрывки разговоров, плещется тихо смех, каплями сверкают блестки новых, несколько дней назад купленных костюмов. Учителя, воспитатели со встреченными знакомыми веселы, рассказывают наперебой о своих летних впечатлениях, расспрашивают, как прошел отдых, много ли засолили огурцов. Праздничная атмосфера, шум и разговоры наполняют зал. Многие прохаживаются по выставке цветочных композиций, которая традиционно открывает августовское совещание. Здесь же идет распродажа полезных пособий и книг как для учителей, так и для их будущих учеников.

Новое слово – «парадигма»Каким он будет, новый учебный год? Наверное, во многом таким же, как и прежде. Но изменения и преображения неизбежны. Об этом говорила на совещании начальник отдела образования Ирина Голдова. Тенденцией становится то, что в период перемен начали говорить о развитии образования, совершенствовании его системы, модернизации, ином мышлении. Об этом много говорилось на совещании, и в этом русле были выстроены все доклады, начало которым положил доклад Ирины Голдовой «Инновационные механизмы управления системой образования Брединского района в современных социально-экономических условиях». Здесь можно обратить внимание на то, что в прошлом году приоритетным направлением были современные образовательные технологии. Т.е. на данный момент встал вопрос о повышении качества не только обучения в школе, но и управления.
Школа стала рассматриваться не только как фабрика кадров, даритель знаний, но и как производство с современным и эффективным управлением. Организация труда, современные подходы, учет всех компонентов образовательного процесса становятся не менее значимыми объектами обсуждения. Не знаю, путь ли это усложнения или облегчения задачи, но время покажет. Это говорит о  том, что государство или система образования озаботились целостным подходом к школе, исключающим однобокость и односторонность толкования. Это попытка создать конкурентоспособное образование. Только вопрос, на кого равняться.
Если ориентироваться на западные страны в этом плане, то можно вновь наступить на грабли ЕГЭ, когда школа дает одно, а экзамен спрашивает другое. В связи с этим был обозначен ключевой момент предлагаемых перемен, так называемая смена парадигмы: вместо «образования на всю жизнь» предложен путь «образование  в течение всей жизни». На самом деле, это неизбежно, но пока находится на стадии декларации, а поколения учителей переживают кардинальные изменения уже третий раз. Переход от советской школы к современным информационным стандартам да плюс еще «новая парадигма». Это, конечно, сложно и слишком быстро. Но утешает то, что высшее вузовское образование уже дошло до этого, во всяком случае, гуманитарное. И пользуется благами «образования в течение всей жизни», потому что проблему профессии, которая логично возникает после получения какого-либо набора знаний, становится легче решать. Теперь профессия может рассматриваться не только как «призвание», «дело жизни», раз и навсегда выбранное, но и как возможность многофункциональности, мобильности, возможности легкого перехода из одной профессии в другую, хотя и первый вариант, на мой взгляд, тоже неплох.

Что будет меняться?В этом году школе предстоит переход на новые образовательные стандарты второго поколения; отраслевую систему оплаты труда; «подушевое» финансирование; совершенствование правового статуса; а также развитие уже имеющихся инновационно- коммуникационных технологий. Разберемся с самым главным  поподробнее.
Итак, стандарты второго поколения. Что это за «звери»-то такие? Это переход от установки на запоминание большого количества информации к освоению новых видов деятельности: проектных, творческих, исследовательских. Т.е. простым языком будет сказано, переход от зубрежки к творчеству. Т.е. то, что пытаются внедрить сейчас помимо основных занятий нашим школьникам, потом станет доминантой образования. И акцент, что интересно, сделан на общекультурном, личностном развитии. Это должно обеспечить высокую мотивацию учеников и их интерес к предмету. На совещании в период обсуждения этих вопросов в прения вступил  зам-  главы администрации района Игорь Асташенко, отметив, что привычная «обученность должна смениться образованностью», т.е. системно-деятельностный подход, который действует сейчас, сменится компетентностным. Сомнение вызывает необходимость пребывания ребенка в школе в течение всего дня, что предлагается новыми стандартами. Однако, на мой взгляд, система образования, близкая предложенной, но без излишних завихрений, прекрасно изложена в эссе французского писателя Даниеля Пеннака «Как роман», где он объясняет, почему наши дети не любят школу и не хотят учиться, хотя все предпосылки и желание когда-то были.
Следующий вопрос – новая система оплаты труда. Это вызвало больше всего шума и споров в зале. Внедрена она будет с 1 января 2011 года. Педагоги будут получать заработную плату не за то, что они приходят в школу, а за качество образования и производительность труда. Как говорится в докладе Ирины Голдовой, оплачиваться будет труд тех педагогов, кто работает ответственно. А это включает в себя многие нюансы. Конечно, этот процесс будет болезненным, но «надо платить тем, кто работает».
«С 1 сентября текущего года повышается фонд оплаты труда на 10%. В образовательных учреждениях необходимо разработать критерии, по которым будут происходить доплаты педагогам, дающим качественное образование. Это относится к стимулирующим выплатам качественно работающим педагогам, а не всем работникам школ».
Еще важный вопрос – изменение статуса школ. 8 мая вступил в силу закон «Об изменении правового статуса госучреждений». Школам предложено изменить свой статус: перейти в автономию, в казенное учреждение или остаться в бюджете.
«В более выгодном положении окажутся те, кто перейдет в автономию, – говорится в докладе. – Всем учреждениям, независимо от статуса, будут предоставляться субсидии. Но если бюджетным и казенным учреждениям они будут выделяться по определенным статьям и сэкономленные средства нельзя перебросить с одной статьи на другую, то автономным школам денежные средства будут предоставляться общей суммой. Школа в таком случае сама будет в праве решать, на что лучше потратить эти деньги. Т.е. необходимо будет научиться экономить на «коммуналке», уметь деньги считать. Отсюда и повышение зарплаты учителя. Конечно, и в автономии есть минусы, но по опросам школ и детских садов, уже перешедших в автономию (в области в прошлом году было 5 таких учреждений), ни одно из них не хочет возвращаться к прежней системе. До 1 июля 2012 года всем школам и детским садам необходимо определиться со статусом и перейти в новое правовое положение. До 1 декабря нужно сформировать нормативно-правовую базу по переходу в автономию. Это большая кропотливая работа совместно с Собранием депутатов района. Это работа юристов, экономистов, администраций школ, всего коллектива. Трудно, страшно, но нужно».

Подводя итоги После основного доклада прозвучали важные для современной школы темы апробации федеральных стандартов на местном уровне в младшей школе  (З.И. Теряева), повышения качества образования (Т.А.Ивашкова), а также перспектив работы с детьми с особыми возможностями (О.Ю. Исаева). И подводя итоги всем прениям, разговорам, совещанию, руководитель отдела образования отметила, что в нашем районе сосредоточен огромный интеллектуальный потенциал, потому что учительское сообщество является носителем высокой образованности, интеллигентности, настоящей культуры.
Завершилась конференция церемонией награждения лучших учителей почетными грамотами, грамотами министерства образования и другими почестями. Посмотрели в зал со сцены молодые специалисты, и те, которые работают в школе недавно, и те, кто только-только приступает к работе. Ну и, конечно, подвели итоги выставки цветочных композиций. Председатель жюри Г.Н. Захарова сказала, что первая осенняя выставка – это одна из красивых традиций августовской конференции.
– Ощущения, которые охватывают при взгляде на все это великолепие, – делится впечатлениями она, – чудесные. Такое разнообразие, буйство красок, гармония, торжество! Трудно было остановиться на чем-то одном. Однако мы старались объективно оценить представленные композиции, понимая, что это труд и немалые старания коллективов.
Итак, среди школ победителями стали три участника: третье место заняла Могутовская школа с композицией «Воспитание под надежным крылом». Второе место досталось Комсомольской школе, у которой было две композиции – «Первоклассник» и «Учитель, все в твоих руках». Ну, а самым достойным участником оказалась Павловская школа и учитель Марина Кульписовна Осинская, которая создала «Школьный вальс». Чудесная цветочная пара из ромашек и георгинов.
Праздничную атмосферу на сцене ДК создала Амурская школа, которая вырастила все эти богатые букеты на своем пришкольном участке.
Среди детских садов победителями были объявлены детские сады №5, №1 и №4, которые завоевали первое, второе и третье места соответственно. Также были отмечены работа детского сада №38 «Счастье ребенка в заботливых руках учителя» (руководитель Любовь Бочкарева) и работа калининского детского сада, где цветы связаны крючком, «Учительница первая моя» (руководитель Татьяна Никифорова).

Елена ЛАТЫШ

Поделиться

поделиться:

 

Другие материалы рубрики
16:34 В Кыштыме состоятся соревнования по морскому бильярду

Все желающие смогут сыграть также в джакколо и шаффлборд

03:59 «Славу» на замок! В Копейске эвакуировали людей из торгово-развлекательного комплекса

В полдень 18 ноября в дежурную часть поступило сообщение о подозрительной сумке, оставленной в женском туалете копейского торгово-развлекательного комплекса «Слава».

04:41 Крыша для здоровья. Новый аптечный склад в Челябинской области ускорит доставку лекарств на село

Оперативность снабжения расположенных в сельской местности аптечных пунктов повысится благодаря открытию в Челябинской области нового аптечного склада. Кроме этого, доставка и хранение лекарств потребуют меньше затрат.

Возврат к списку