При большой помощи жителей деревни Шипкино был составлен альбом «Когда мы были на войне». Очень хочется, чтобы память о тех, кто жил когда–то, любил, страдал осталась надолго в сердцах людей.\
Все дальше и дальше уходит день 9 мая 1945 года, все меньше и меньше остается тех, кто жил в то лихолетье — голодное и холодное. Пришло другое время, но память о той долгой войне мы обязаны сохранить не только в нашей памяти, сейчас живущих, но и тех, кто придет на землю после нас, потому что редкая семья не пострадала в войне.\
Вспомним всех поименно\
Горем вспомни своим,\
Это нужно не мертвым\
Это нужно живым.\
58 молодых, здоровых мужчин из с. Шипкино ушли на фронт — защищать свою Родину. Дома остались родные — матери, жены, дети. Каждый день был как последний. Дома ждали коротенькие письма, надеялись, что вернутся живыми. Но бывало и так, что страшная весть стучалась в дом и не один раз.\
ШТУРБАБИН Иван Григорьевич, Штурбабин Петр Григорьевич, Погребников Егор Семенович, Погребников Александр Семенович — братья Титоренко Гавриил Григорьевич, Титоренко Иван Григорьевич, братья Обухов Павел, Обухов Александр.
Страшное горе матери, хоронить своих сынов.
Когда начали собирать материал к альбому, все с любовью показывали старинные фотографии, вспоминали, какие у них были отцы — сильные, здоровы, красивые. Со слезами на глазах рассказывали, как мамы, почернев от горя и слез, оставались верными своим мужьям, хранили свою любовь и память к ним до конца дней своей жизни.
Дома оставались большие семьи, надо было как–то жить. Старшие дети были по мере своей возможности помощниками своей маме.
КУЛИК Владимир Иванович (год рождения 1933) вспоминая, что когда отец уходил на фронт, он дал наказ ему: «Ты в доме теперь за старшего». Так и получилось. Мама на работе, а мы, дети, дома были добытчики, чем только могли, помогали маме. Кислятку, лук дикий, весной — ягоды грибы, рыбу. Летом — все собирали, несли домой. Дрова собирали, в огороде работали — садили, поливали, пололи.
ПАНАРИНА Нина Даниловна (1941) вспоминает, что ее папа Масленников Данил Антонович погиб в ноябре 1943 года в Орловской области. Он управлял упряжкой лошадей с орудием. Был сильный бой, папа не бросил лошадей без присмотра, бомба попала в то место, где он находился, его разорвало на куски. Жить было очень трудно, мама на работе. Все дети были рядом, питались разными травами, зорили гнезда птиц, собирали колоски, мерзлую картошку. Наша мама Мария Степановна осталась верной женой. Умерла она в возрасте 87 лет, всегда рассказывала, что папа был очень хорошим, добрым человеком, любил маму, своих детей.
ВАНЮКОВА Тамара Васильевна (1942 г.) рассказывала о своем отце Цыгин Василий Иосифович. До войны они жили на Украине, в 1939 году переехали на Урал в с. Каракуль — обжились и тут Война. Отецушел в 1941 году на фронт. Воевал в Белгород — Харьковской дивизии 89 гвардейский полк. Похоронка пришла в 194 году.
В 1975 году следопыты прислали извещение, где находится могила отца. Мама ездила на могилу мужа, оказалось он погиб в 40 км от своего дома, где жил до войны.
В 1984 году я ездила на могилу отца,— говорит она,— он не успел увидеть меня, я его тоже. Я поклонилась до самой земли братской могиле, в которой лежит мой папа «Здравствуй папа, это я, вот я какая, я расскажу о тебе своим внукам!».
МАНЖЕЛА Николай Петрович рассказал о своем брате Манжела Василии Петровиче, в июле 1941 года комсомольцем–добровольцем ушел на фронт. Воевал на Ленинградском фронте, был в окружении, вынес на себе знамя полка. Василий Петрович в Рязани учился на летчика (ночных истребителей). Погиб мой брат 28 января 1945 года. Схоронили нашего брата под Рязанью на Догилевском кладбище. Очень хочется побывать на его могиле. Второй брат Иван Петрович воевал в Белоруссии, был командиром минометного отделения, разведчиком. В г. Витебске разведка ходила в тыл врага за 40 км. Группа состояла из 18 человек, когда шли обратно их обстреляли. Иван получил 1 тяжелое ранение в голову и 3 легких. Его комиссовали. Он до сих пор жив, ему 85 лет.
АНТОШКНА Валентина Михайловна рассказала о своем папе Ванюкове Михаиле Степановиче. Отца взяли на фронт сразу. Дома остались 4 малых детей, старейшему — 8 лет. Последний бой у него был в 50 км от Москвы, это мы знаем из его письма «Если буду жив, обязательно напишу». Писем больше не было, пришло известие Ваш муж Ванюков Михаил Степанович пропал без вести. Это было в 1942 году. Долгих 54 года не знала семья, где и как погиб их родной человек. Лишь в 1996 году поисковый отряд «Руза» вскрыл солдатское захоронение, 9 солдат лежало нем. 2 медальона удалось прочитать. Так семья узнала, где погиб Михаил Степанович. В 1997 году умерла Мария Евдокимовна, прекрасная русская женщина, чуткая, добрая мама и бабушка, верная жена.
Когда ее хоронили, то в ее могилу высыпал горстку земли с могилы моего папы и ее мужа Михаила Степановича. До сих пор Марию Евдокимовну вспоминают как настоящую, верную, солдатскую вдову, которая всю свою долгую жизнь ждала и верила.
МИСБАХОВА Анфиса Наумовна рассказала, что ее два дяди Калистратов Данил Калистратович и Абрам Калистратович оба воевали и домой не вернулись.
У Ульянова Михаила Петровича на фронте было 4 брата, один из них не вернулся домой.
ЗАЗИНА Валентина Дмитриевна (1939 г). Ее папа Ольховский Дмитрий Петрович ушел на фронт в июле 1942 года. Погиб в 1944 году в Тульской области г. Городищи. Брат Дмитрий тоже воевал, остался жив.
Царненко Тамара Антоновна рассказала о том, что у них была очень большая семья. На фронте были отец — Панарин Антон Иванович — вернулся живой. Брат Иван Антонович воевал на Калининском фронте — погиб.
Брат Михаил Антонович вернулся живой в 1946 году домой.
Брат Егор Антонович — воевал, был летчиком, вылетал на Берлин — остался живой.
Сущенко Прасковья Ивановна рассказала, что ее отец Титоренко Иван Григорьевич погиб на фронте в ноябре 1941 г. брат Василий воевал, был офицером. Брат Николай воевал, был танкистом. На фронте был до конца войны — остался жив.
Садыхова Любовь Борисовна рассказала о своем дедушке Костине Павле Семеновиче. Взяли его на фронт в начале войны, а в сентябре он уже погиб. Бабушка Нина Никаноровна дожила до 93 лет. У нее было много внуков, правнуков, праправнуков.
Вороноцов Владимир Андреевич рассказал о своем дедушке Федоре Петровиче — он был механиком–водителем легендарного танка 34, находился в резерве главного командующего в танковых войсках. Дед и дошел до берлина 50 км.
Отчим Владимира Андреевича Докиенко Иван Макарович воевал, был механиком–водителем самоходной установки. Дошел до Берлина, очень много имел боевых наград.
У Арчибасова Василия Павловича на фронте погиб отец Павел Алексеевич и дядя Чернышев Василий Петрович (танкист).
Деревня наша большая и почти в каждом доме своя история со страшным концом — погиб.
Были и вернувшиеся с фронта, искалеченные физически, но не сломленные морально, они находили в себе силы, чтобы продолжать жить для своей семьи, для себя.
Тяжелые ранения многих очень рано увели из жизни. Но в памяти подросших детей они остались навсегда.
О Баликирове Михаиле Николаевие записано со слов племянника Забожанова Василия Филипповича, в 1944 попал под обстрел, лежал в снегу, обморозил ноги, его фашисты взяли в плен, ставили на нем эксперименты, клещами отрезали пальцы ног. У него остались вместо стопы одни пятки.
Дедушка Василия Филипповича Забожонов Данил Филиппович служил в Кавалерии. Получил сильное ранение (голову, руку, ногу). Дядя Башкиров Егор Николаевич погиб в 1941 году Василий Николаевич, второй дядя, погиб в 1941 г. был артиллеристом тяжелой артиллерии.
Отца Сивериной Екатерины Ивановны, Панарина Ивана Игнатьевича на фронт забрали с первых дней войны, он был танкистом–подводчиком. Во время боя танк загорелся Иван Игнатьевич выбрался из танка, сам себя затушил в болоте. Отец получил сильные ожоги, лежал в госпитале. В 1944 году пришло письмо маме. «Уважаемая Надежда Николаевна, ваш муж тяжело ранен, он сильно обгорел. Возьмете ли вы его домой?», папу взяли зимой в тулупе на лошадях от г. Троицка. Хоть он получил тяжелые повреждения, он нашел в себе силы вернуться к нормальной жизни.
Парфенов Михаил Михайлович, танкист, во время боя сильно обгорел, пришел с фронта обожженным, лицо было черным. Воевал на Курской дуге. Окончил войну в Кенигсберге.
Ванюков Григорий Степанович, воевал под Сталинградом, получил тяжелое ранение, ослеп, был изувечен. Домой его привезла медсестра.
Пустрашев Федор Алексеевич ушел на фронт в начале войны. О нем рассказала его дочь Власова Валентина Федоровна: «Домой вернулся с фронта в начале 1945 года, комиссовали по состоянию здоровья. Тяжелое ранение — обе ноги, рука, грудь, ушел из жизни в 1950 году. Маленькая Валя (1941 г.р.) бинтовала ему раны, помогала делать кадушки, всегда была рядом с отцом.
У Филиппова Виктора Владимировича отец Владимир Герасимович был в десантных войсках. Дошел до Варшавы, потом был в Белоруссии и на Украине, проводили зачистки против бандеровцев и немцев. «Мой отец привез мою маму с Украины. Во время войны мама Прокопова Татьяна Михайловна была в окуппации и украдкой пекла хлеб партизанам»,— из рассказа.
Женщины тоже воевали: Кривошеева Евгения Семеновна воевала на Курской дуге, получила ранение, потеряла глаз.
Штурбабина анна Ивановна была зенитчицей; Ванюкова Татьяна Филипповна воевала на Курской дуге, заправляла самолеты; Заамина Анна Васильевна с начала войны ушла на фронт; Федяева Наталья Ивановна, когда началась война, на курсах подготовки связистов изучала азбуку Морзе.
У Воронцовой Тамары Федоровны отец Федор Петрович воевал в танковой бригаде, дошел до самого Берлина, был тяжело ранен, дожил до 1954 года, раны не дали ему возможности пожить.
Вдовин Александр Иванович рассказал о своем отце Иване Артемьевиче, что он воевал на Ленинградском фронте, был пулеметчиком — тяжелое ранение.
Запевалов Александр Александрович воевал с начала войны, был артиллеристом, потом разведчиком. Был в Праге — вернулся живой.
Бабенков Иван Дмитриевич, воевал на Белорусском фронте, прошел Польшу, дошел до Берлина.
Все жители старшего возраста вспоминают своих матерей, которые трудились, кто на полях — растили хлеб, кто в трудармии, кто строил дорогу, кто дома шил белье для солдат, вязали носки, варежки. Все старались, делали все, чтобы как–то приблизить Победу.
Детям войны досталось много. Голод, холод, страх, боль.
Маленькую Анелию (ныне Мицкевич Анелию Александровну) вместе с другими загнали в амбар, чтобы сжечь заживо, но они чудом остались живы.
Цейзер Иосиф, бегая в школу зимой босиком, стелил солому на дорогу, перебегал ее, чтобы попасть в школу.
Вот такая досталась жизнь моим сельчанам — поколению войны. И мы помним о них, чтим и любим.
Екатерина Сущенко, директор Шипкинского СДК.
Поделиться
поделиться:
Все желающие смогут сыграть также в джакколо и шаффлборд
В полдень 18 ноября в дежурную часть поступило сообщение о подозрительной сумке, оставленной в женском туалете копейского торгово-развлекательного комплекса «Слава».
Оперативность снабжения расположенных в сельской местности аптечных пунктов повысится благодаря открытию в Челябинской области нового аптечного склада. Кроме этого, доставка и хранение лекарств потребуют меньше затрат.