Суббота, 20 Апреля 2024

Не комбинат, а «фабрика смерти»… На ЧЭМК снова запретили станки- убийцы

18.11.2013 Корреспондент: 0

Впрочем, для руководства ОАО «Челябинский электрометаллургический комбинат» все предписания контролирующих органов, видимо, давно до той самой «лампочки». Самый «передовой комбинат» ферросплавов месяцами не может оборудовать опасный станок красной кнопкой «Стоп» или, например, установить грибовидный толкатель для экстренной остановки оборудования. Представляем позорную хронику человеческих трагедий и маниакальной наживы.



Впрочем, для руководства ОАО «Челябинский электрометаллургический комбинат» все предписания контролирующих органов, видимо, давно до той самой «лампочки». Самый «передовой комбинат» ферросплавов месяцами не может оборудовать опасный станок красной кнопкой «Стоп» или, например, установить грибовидный толкатель для экстренной остановки оборудования. Представляем позорную хронику человеческих трагедий и маниакальной наживы.
Недавно областная Госинспекция труда провела внеплановую выездную проверку на ОАО «ЧЭМК». В ходе проверки выявлены нарушения трудового законодательства по охране труда. В том числе охранителями были обнаружены нарушения при работе наждачного металлообрабатывающего станка, который представляет реальную угрозу жизни и здоровью работников. В таком же плачевном состоянии несоответствия нормативам был обнаружен токарно-винторезный станок. На обоих станках не хватало многочисленных деталей.

Инспекторы, как и положено, составили протокол о временном запрете деятельности данных станков. И уже 28 октября суд принял решение о приостановке работы наждачного металлообрабатывающего станка и токарно-винторезного станка на 50 суток.

Казалось бы, неплохая новость. Теперь кому-то из рабочих не оторвет руку и не «отшлифует» другие, как говорят патологоанатомы, жизненно важные органы. Но вопрос намного шире. Очевидно, что подобная «шлифовка» – это не спа-процедуры и не пилинг. И ковш с раскаленным металлом, способным за секунды превратить плоть в обугленный скелет, – это не загар под тропическим солнцем. Почему же это происходит с рабочими, посвятившими свою жизнь ЧЭМК? Что это – молох, калечащий и убивающих работяг с завидной регулярностью? И почему на статистику несчастных случаев не влияет пресловутая модернизация?

Ответ на эти вопросы так же суров, как копоть заводских труб. Все заверения ЧЭМК о модернизации – это фикция и глумливый пиар. Пляска ферросплавных баронов на костях гибнущих рабочих. За ширмой «модернизации» кроется скотское отношение и сытый плевок в людей, которые находятся в положении расходного материала.

Скажете, голословно и грубо? Тогда перейдем от эпитетов к фактам. Начнем с этой истории про станки. Там не всё так изящно, как может показаться на первый взгляд. Да, ЧЭМК запретили использовать опасное оборудование. Только тут следует уточнить, что это уже не первый запрет Трудинспекции именно на эксплуатацию злополучного наждачного станка! Последний раз сотрудники этого ведомства через суд запретили эксплуатацию этого станка-убийцы 28 августа сроком на 30 суток. Видимо, потом вакханалия производственная была продолжена. То есть на все запреты контролирующих органов менеджмент ЧЭМК кидает большой производственный болт. Никто покупать предохранительные козырьки на ограждениях наждачных кругов и прочие «лампочки» не кинулся и, судя по всему, и не собирается. Между тем, управленцам ЧЭМК следует понимать, что речь идет не о покупке дополнительных опций и девайсов на представительское авто. Цена вопроса – чьи-то перемолотые кости.

Но, как мы уже писали выше, проблемы ЧЭМК намного серьезнее. Территория комбината превратилась в «фабрику смерти», и это не голословные обвинения. Еще в 2008 году в рамках международного конгресса «Безопасность труда в металлургии» начальник службы охраны труда ОАО «ЧЭМК» Дмитрия Герба не только сетовал на рост травматизма, но и рассказал о причинах участившихся летальных исходов.

По словам начальника службы охраны, если в 2006 году на ЧЭМК произошло 16 несчастных случаев, то в 2007 году их количество достигло 25. «И что особенно плохо, что у нас произошло три смертельных случая», – заявил Дмитрий Герб.

Герб отмечал, что опытные квалифицированные сотрудники предприятия уходят на пенсию. Им на замену приходят новые люди, но надолго они не задерживаются. За год текучесть по отдельным профессиям составляет порядка 30–40%.

Понятно, что за прошедшие годы ситуация только ухудшилась. Вот невыдуманные истории последних лет. Смертельно опасным выдался август 2010 года. На нем и остановимся. Поскольку если описывать все трагические случаи, то это задача в рамках мемориального комплекса, а не газетной статьи.

Так, 13 августа 2010 года в цехе ЧЭМК 48-летний рабочий при работе с трансформатором получил мощный удар разрядом тока. От полученных травм мужчина скончался на месте.

Спустя семь дней, уже 20 августа 2010 года, на печь № 51 плавильного цеха № 8 заступила бригада плавильщиков. Из-за целого перечня технологических нарушений произошел выброс горячих газов и раскаленных частиц из печи. В результате один плавильщик получил ожоги 80% тела, а второй плавильщик – ожоги 30% тела. У металлурга, который получил большую часть ожогов, выжить шансов не было, и он скончался практически на следующие сутки после госпитализации в ГКБ № 6. Он был молод – всего 34 года, и у него осталась жена с двумя детьми на руках и с ипотекой в придачу. Его напарник на всю жизнь стал инвалидом.

Как вы думаете, поступило «родное» и «передовое» предприятие? Женщина, став вдовой, обратилась к гендиректору ЧЭМК с просьбой помочь в связи с потерей кормильца. Тот ответил, что никакие выплаты без решения суда производить не будет. По-русски это называется: вот бог, а вот порог! Несчастной дали понять, что ее не желают больше видеть в чертогах комбината.

Хорошо, что у женщины хватило силы воли подать в суд. Суд учел ее моральные страдания, а также тот факт, что, имея грудного ребенка, ей пришлось выйти на работу, чтобы содержать детей и выплачивать ипотеку. Суд принял решение взыскать компенсацию с работодателя в размере 1,3 миллиона рублей.

Однако руководство завода посчитало сумму завышенной и подало кассационную жалобу. Суд второй инстанции не принял ни одного довода работодателя и оставил решение в силе.

Впрочем, для кого-то ЧЭМК стал и вовсе братской могилой. 25 августа 2010 года двое рабочих строительной подрядной организации проводили земляные работы по монтажу канализации между зданием цеха № 7 и газоочистительными сооружениями. Когда молодые люди спустились в траншею, ее кромка не выдержала. По прибытии МЧС два брата – 23 и 22 лет – уже погибли от удушения.

Вообще, если говорить об отношении топ-менеджмента к своим сотрудникам, это уже что-то запредельное. Сразу вспоминается уральский фольклор, в котором отразилась бесправная и тяжелая доля демидовских рабочих. «Первые заводчики, – писал Мамин-Сибиряк, – были люди слишком энергичные, вроде Акинфия Демидова, и не стесняли себя в выборе средств при преследовании своих целей. По сие время на многих уральских заводах сохранились предания о том, как рабочих бросали в жерла доменных печей или топили их в прудах».

Совсем недавно, в сентябре, на ЧЭМК устраивали дни открытых дверей. Любой желающий мог совершить экскурсию на комбинат. В кадр журналистов и блогеров попали затравленные и полные безнадеги глаза рабочих, обреченно смотрящих из-под марлевых повязок, припудреных густым слоем мелкодисперсной пыли.

Впрочем, находятся люди, которые не хотят терпеть на своем заводе махровую демидовщину. Так, в апреле текущего года в приемную Президента Российской Федерации обратился рабочий Е. Никитин с жалобой на действия должностных лиц ОАО «ЧЭМК». По словам металлурга, комбинат нарушает постановления Правительства РФ «Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда». В результате проведения проверки по вопросам, указанным в заявлении Никитина, были выявлены 2 нарушения трудового законодательства.

То есть, чтобы добиться правды, рабочим ЧЭМК надо жаловаться Путину! При этом коллизия в том, что собственник ЧЭМК, он же олигарх Александр Аристов, на тот момент входил в региональный политсовет «Единой России» (потом его исключили). То есть тогда он позиционировал себя как видный единорос, представитель партии «добрых дел», и стриг на этом политические купоны. Кстати, формально партбилет у ферросплавного короля до сих пор в кармане, но ходят разговоры, что в ближайшее время корочку и членство в партии у него заберут. Якобы произойдет это в рамках самоочищения партии и нежелания «ЕР» терпеть в своих рядах криминальную элиту.

Анализируя производственные трагедии на ЧЭМК, приходишь к выводу, что жуткие вещи в вотчине олигарха Аристова – это всего лишь неизбежная часть выстроенной им системы. Той системы, когда пиар стал эффективнее, чем устранение нарушений, а гибель рабочей силы обходится работодателю дешевле, чем соблюдение правил безопасности.

Виктор ЛАСТОЧКИН

Поделиться

поделиться:

 

Другие материалы рубрики
16:34 В Кыштыме состоятся соревнования по морскому бильярду

Все желающие смогут сыграть также в джакколо и шаффлборд

03:59 «Славу» на замок! В Копейске эвакуировали людей из торгово-развлекательного комплекса

В полдень 18 ноября в дежурную часть поступило сообщение о подозрительной сумке, оставленной в женском туалете копейского торгово-развлекательного комплекса «Слава».

04:41 Крыша для здоровья. Новый аптечный склад в Челябинской области ускорит доставку лекарств на село

Оперативность снабжения расположенных в сельской местности аптечных пунктов повысится благодаря открытию в Челябинской области нового аптечного склада. Кроме этого, доставка и хранение лекарств потребуют меньше затрат.

Возврат к списку